logo

Методическая разработка к мероприятию «Литературная гостиная»

Методическая разработка к мероприятию «Литературная гостиная»

Автор: Симонова Анастасия Сергеевна,
реподаватель английского языка
 ГБПОУ СПО «ЗлатИК им. П.П. Аносова»,
г. Златоуст, Челябинская обл.  

Цели мероприятия:

— обучающая (навыки работы с информацией);

— развивающая (умение извлекать информацию, систематизировать её и представить в компьютерной презентации; развитие монологической и диалогической речи);

— воспитательная (привитие интереса к культуре изучаемого языка, развитие навыков самостоятельной работы и работы в команде).

Этапы проведения:

  1. Подготовительный (деление группы на подгруппы, объяснение организации работы и принципов создания компьютерной презентации и её текстового сопровождения, предварительная проверка);
  2. Начальный (приветствие, объяснение порядка работы, представление участников и судей);
  3. Основной (представление презентации, ответы на вопросы участников и судей, командная и индивидуальная викторина);
  4. Завершающий (подведение итогов).

Виды работы:

— внеаудиторная (работа с источниками информации, создание презентации);

— аудиторная (представление разработки, ответы на вопросы).

Межпредметные  связи: иностранный язык – литература – информатика.

СЦЕНАРИЙ

Загрузить слайды, объявить порядок выступления, согласно годов жизни и творчества писателей, время выступления 5 минут.

Порядок выступления (темы презентаций):

  1. У. Шекспир
  2. Ч. Диккенс
  3. О. Уайльд
  4. М. Твен
  5. Э. Хемингуей

Студенты сидят за столами, согласно табличек, установленных на столах с именами писателей и там же лежат портреты.

Ведущий: Добрый день дорогие студенты, уважаемые гости нашей «Литературной гостиной»! Мы рады вас приветствовать! Ни для кого не секрет, что культура и воспитание во многом зависят от количества приобретённых знаний, которые мы черпаем из основного источника – книги! В наше время особенно остро ощущается необходимость в чтении, причем чтении хорошей, качественной литературы, которой всегда считалась классическая литература! Сегодня мы попытаемся познакомиться с основными творцами английской и американской литературы, которые внесли вклад в мировую литературу и чьё творчество интересно и востребовано в любые времена!

Раздаём вопросы викторины до начала рассказов о писателях и поэтах.

Ведущий: Уважаемые гости нашей литературной гостиной! Просим вас во время сообщений соблюдать тишину и делать соответствующие записи по ходу рассказов в листе опросов, по окончанию всех рассказов вам будет предоставлено время для ответов на вопросы викторины.

Студенты выступают согласно объявленного порядка, после рассказа об Э. Хемингуэе ведущий объявляет о предоставлении 5 минут на завершение ответов викторины.

Студенты сдают «опросники», жюри подводит итоги, во время подведения итогов проводится индивидуальная викторина.

Ведущий: Молодцы! Вы хорошо поработали в команде, но нам бы хотелось выявить самых активных участников «Литературной гостиной».

Ведущий читает вопросы индивидуальной викторины.

Вовремя подведения итогов индивидуальной викторины предоставляется просмотр фрагмента маленького фильма о Великобритании.

Ведущий: Подведём итоги!

Лучшим рассказом был рассказ о…

Самыми активными участниками были…

Спасибо за участие! Молодцы!


(таблички на столы)

WILLIAM SHAKESPEARE
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР

pct01

CHARLES DICKENS
ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС

pct02

OSCAR WILDE
ОСКАР УАЙЛЬД

pct03

ERNEST HEMINGWAY
ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ

pct04

MARK TWAIN
МАРК ТВЕН

pct05

Вопросы викторины «Литературная гостиная» (командный зачет)

Уильям Шекспир родился …

Полное  настоящее имя …

Уильям Шекспир написал …

Основными идеями произведений Шекспира были …

Интересными фактами биографии У. Шекспира являются …


Чарльз Диккенс
родился …

Полное настоящее имя …

Самыми известными произведениями Чарльза Диккенса являются …

Основными идеями произведений Чарльза Диккенса были …

Интересными фактами биографии Чарльза Диккенса являются …


Оскар Уайльд
 родился …

Полное настоящее имя …

Самыми известными произведениями Оскара Уайльда являются …

Основными идеями произведений Оскара Уайльда были …

Интересными фактами биографии Оскара Уайльда являются …


Марк Твен
  родился …

Полное настоящее имя …

Самыми известными произведениями Марка Твена  являются …

Основными идеями произведений Марка Твена были …

Интересными фактами биографии Марка Твена являются …


Эрнест Хемингуэй
 родился …

Полное  настоящее имя …

Самыми известными произведениями Эрнеста Хемингуэя  являются …

Основными идеями произведений Эрнеста Хемингуэя  были …

Интересными фактами биографии Эрнеста Хемингуэя  являются …

Вопросы викторины «Литературная гостиная» (индивид. зачет)

  1. Кого в конце 2007 года, после специального опроса телезрителей корпорацией «Би-би-си», назвали самым остроумным человеком Великобритании? (Оскара Уайльда)
  2. В юности этот будущий писатель работал на речном пароходе. Безопасная глубина для прохождения судна равнялась двум морским саженям (3,7 метра), и эта цифра после измерения лотом обычно выкрикивалась фразой, которая легла в основу псевдонима этого писателя. О ком идет речь? (О М.Твене,«by the mark twain», где twain — архаичная форма числительного two)
  3. В честь героя какого автора известный иллюзионист и фокусник Дэвид Копперфильд взял себе этот псевдоним? (Ч. Диккенса)
  4. Известно, что не сохранилось ни одной рукописи этого писателя, только шесть его подписей на официальных документах. О ком идет речь? (о В. Шекспире)
  5. Он часто и охотно рассуждал о том, что за ним следит ФБР. Собеседники криво улыбались, но в конце концов выяснилось, что он был прав — рассекреченные документы подтвердили, что это действительно была слежка, а не паранойя. О ком идет речь? (об Э. Хемингуэе)
  6. Закончите афоризм Оскара Уайльда: «Единственный способ отделаться от искушения – это …» (поддаться ему)
  7. Сколько лет было шекспировской Джульетте? (из текста – «…в Петров день к ночи и минет ей 14 годков»)
  8. Героем какого произведения Диккенса является мистер Пиквик? («Записки Пиквикского клуба»)
  9. Какое произведение Марка Твена, в котором повествование ведется от первого лица, устами двенадцатилетнего мальчика, называют высшей творческой удачей автора? («Гекльберри Финн»)
  10. Какую рыбу поймал старик в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море»? (нет четкого ответа, по описанию – рыба-меч или марлин)

(дополнительный материал для судей)

***
Уильям Шекспир

Уильям Шекспир (William Shakespeare) родился в 1564 году, по преданию 23 апреля, в городе Стратфорд-на-Эйвоне (англ. Stratford-upon-Avon), в графстве Уоркшир, в центре Англии. Отец Шекспира — Джон Шекспир, по профессии перчаточник, был зажиточным человеком и занимал разные должности в системе городского самоуправления, вплоть до бейлифа — городского головы (в 1568). Мать Шекспира, Мэри, была дочерью Роберта Ардена, мелкопоместного дворянина из Уорикшира, происходившего из древнего рода католиков Арденов.

Учился Шекспир, скорее всего, в местной грамматической школе — одной из лучших провинциальных школ Англии, где сыновья горожан получали бесплатное образование, изучая латинский, греческий, историю и литературу. Чем занимался Шекспир после окончания школы (около 1580 г.) неизвестно. Есть предположения, что он некоторое время работал учителем в этой школе.

Но это всего лишь предположения, т.к. после крещения никаких сведений нет, вплоть до 27 ноября 1582 года, когда он женится на дочери соседского помещика, Энн Хетуэй, которая была на 8 лет старше его. От этого брака имел троих детей — дочерей Сьюзен и Джудит и сына Гамнета.

Начиная с 1590-х годов, Шекспир писал самостоятельные пьесы, отдавая их в разные театры, а также переделывал по заказу труппы чужие пьесы. В 1593 Шекспир выпустил в свет поэму «Венера и Адонис» (Venus and Adonis). Есть сведения, что он исполнял второстепенные роли — призрака отца Гамлета, старого отца Адама в «Как вам это понравится», некоторых малозначительных королей в хрониках. Зато как драматург и поэт он вскоре получил признание.

В 1598 разобрали старый «Театр» и из его бревен соорудили театр «Глобус» на южном берегу Темзы, в Саутуорке. Шекспир стал одним из акционеров нового театра. С уверенностью можно сказать, что Шекспир вел деятельную и трудовую жизнь, сочиняя в среднем от одной до двух пьес в год и усиленно пополняя своё образование. К знанию древних языков он вскоре добавил знакомство с французским и итальянским. Пьесы Шекспира свидетельствуют о его разнообразных познаниях в области истории, естественных наук, юриспруденции и т.п. Всё это, конечно, он приобрёл, главным образом находясь в Лондоне.

Перу Шекспира принадлежат: «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь», «Гамлет», «Отелло», «Леди Макбет», «Король Лир», и т.д., а также более 150 сонетов.

Живя в Лондоне, он нередко наведывался в родной город, а в 1612 он окончательно переселился, бросив театр и свою деятельность драматурга. Весной 1616 года, по-видимому, Шекспир тяжело заболел. На это указывает то, что сохранившееся завещание от 25 марта по всем признакам было составлено наспех и подписано изменившимся почерком. 23 апреля Шекспир скончался и был похоронен в приходской церкви Стратфорда.

***
Диккенс Чарлз (1812-1870 гг.)

Один из самых знаменитых англоязычных романистов, прославленный создатель ярких комических характеров и социальный критик. Родился в Лендпорте близ Портсмута в семье клерка морского ведомства. Чарльз был вторым из восьми детей Читать его научила мать, какое-то время он посещал начальную школу, с девяти до двенадцати лет ходил в обычную школу. В 1822 г. его отец был переведен в Лондон. В двенадцать лет Чарлз начал работать за шесть шиллингов в неделю на фабрике ваксы в Хангер-форд-Стерз на Стрэнде. 20 февраля 1824 г. его отец был арестован за долги и заключен в тюрьму Маршалси. Получив небольшое наследство, он расплатился с долгами и 28 мая того же года был освобожден. Около двух лет Чарлз посещал частную школу под названием Академия Веллингтон-Хаус.

Работая младшим клерком в одной из адвокатских контор, Чарльз начал изучать стенографию, готовя себя к деятельности газетного репортера. Сотрудничал в нескольких известных периодических изданиях и начал писать беллетристические очерки о жизни и характерных типах Лондона.

2 апреля 1836г. был издан первый выпуск «Пиквикского клуба». Вначале отклики были прохладными, да и продажа не сулила больших надежд. Однако число читателей росло; к концу издания «Посмертных записок Пиквикского клуба» каждый выпуск расходился в количестве 40 тысяч экземпляров.

Диккенс принял предложение возглавить новый ежемесячник «Альманах Бентли». Первый номер журнала вышел в январе 1837 г. В февральском номере появились первые главы «Оливера Твиста». Возникавшие время от времени трения с Бентли заставили Диккенса в феврале.

В 1849 г. Диккенс приступил к роману «Дэвид Копперфилд», который с самого начала имел огромный успех. К этому времени у Диккенса было восемь детей (один умер в младенчестве), а еще один, последний ребенок, должен был вот-вот родиться. В конце 1851 г. семья Диккенса переехала в дом на Тэвисток-сквер, и писатель начал работу над «Холодным домом».

Его последним законченный романом стал «Наш общий друг». Здоровье писателя ухудшалось. Несколько оправившись, Диккенс начал писать «Тайну Эдвина Друда», который был написан лишь до половины. 9 июня 1870 г. Диккенс умер. На закрытой церемонии, состоявшейся 14 июня, тело его было погребено в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.

***
Оскар Уайльд

Оскар Уайльд родился 16 октября 1854 года в городе Дублине, столице Ирландии. Его отец Уильям Уайльд был знаменитым хирургом, а мать Джейн Элджи – поэтессой. Однако его родители расстались, после чего  Оскар потерял всякую связь с отцом.  Мальчик с детства боготворил свою мать. Именно от нее он унаследовал безупречный эстетический вкус, свой талант, а также любовь к литературе.

До девяти лет Оскар получал домашнее образование и, когда пошел в школу, уже знал два языка немецкий и французский. Получив хорошие баллы на экзаменах, Оскар смог поступить стипендиатом  в престижный Тринити колледж в Дублине. Учился он легко, интересовался искусством и гуманитарным наукам, увлекся античной литературой. Он был очень способным. Особенно хорошо ему давалось искусство беседы, в этом предмете он превосходил остальных. После колледжа  Оскар Уайльд поступил в Оксфордский университет, где добился высшего академического успеха, получив в 20 лет стипендию Святой Магдалины.

После окончания университета Оскар Уайльд отправляется в Лондон покорять столицу. И скоро стал желанным гостем светских салонов. Публика приходила посмотреть на молодого красивого остроумного человека, который сразу же покорил сердца лондонских красавиц. Через некоторое время Оскар Уайльд отправляется в Америку, причем на таможне заявил: «Мне нечего декларировать кроме своей гениальности». В  29 лет  Оскар Уайльд женился по любви на красавице Констанции Лойд. Один за другим на свет появились двое сыновей Сирил и Вивиан.

В 1891 году Оскар Уайльд пишет один из самых своих скандальных произведений «Портрет Дориана Грея». Критики сразу накинулись на этот роман. Напрасно пытался оправдаться Оскар Уайльд, объясняя, что «искусство не зависит от морали». Роман еще больше привлекает к нему внимание публики и Оскару Уайльду это нравится.

В те же годы Уайльд создает цикл сказок: «Счастливый принц», «Молодой король», «Звездный мальчик» и другие.  Наиболее декадентское произведение О. Уайльда  — драма «Саломея» (написана на французском языке). Вслед за «Саломеей»  в 90х годах Уайльд пишет несколько бытовых комедий реалистического типа: «Как важно быть серьезным», «Идеальный муж», «Женщина, не стоящая внимания», «Веер леди Уиндермер», которые с успехом идут в театрах. Оскар Уайльд  – драматург становится чуть ли не более известен, чем Оскар Уайльд – писатель.  Однако будучи на пике славы Оскар Уайльд совершает роковую ошибку и оказывается привлеченным к суду по обвинению в безнравственности.

Суд ее величества приговаривает его к лишению свободы сроком на два года и исправительным работам. В 1897 году Оскар Уайльд выходит из тюрьмы совершенно больным и сломленным человеком. Он уезжает во Францию и всеми покинутый умирает там через три года в нищете. В последние годы жизни он впадает в религиозное настроение, порывает с прежними взглядами. Он говорит о том, что мир полон страданий и что высшая обязанность поэта – писать о них.

Его последнее произведение «Баллада Редингской тюрьмы» написано в 1898 году. В ней в поэтической форме он рассказывает о трагической судьбе узника, приговоренного к смерти за убийство возлюбленной.

Умер Оскар Уайльд в Париже 29 ноября 1900 года.

***
Твен Марк (Сэмюэл Ленгхорн Клеменс) (1835-1910 гг.)

Американский писатель. Родился в поселке Флорида (штат Миссури). Детство провел в городке Ханнибал на Миссисипи. Был учеником наборщика, позднее вместе с братом издавал газету в Ханнибале, затем в Мескатине и Кеокуке (штат Айова). В 1857 г. стал учеником лоцмана, воплотив свою детскую мечту «познать реку», в апреле 1859 г. получил права лоцмана.

В 1861 г. переехал к брату в Неваду, почти год был старателем на серебряных приисках. Написав несколько юморесок для газеты «Территориал энтерпрайз» в Вирджиния-Сити, в августе 1862 г. получил приглашение стать ее сотрудником. Для псевдонима взял выражение лотовых на Миссисипи, выкликавших «Мерка 2», что означало достаточную глубину для безопасного плавания.

В мае 1864 г Твен уехал в Сан-Франциско, два года работал в калифорнийских газетах, в т.ч. корреспондентом калифорнийской «Юнион» на Гавайских островах. В 1871 г переехал в Хартфорд (штат Коннектикут), где прожил 20 лет —самые счастливые свои годы. В 1884 г он основал издательскую фирму.

Твен пришел в литературу поздно. В 27 лет стал профессиональным журналистом, в 34 года опубликовал свою первую книгу. Ранние публикации интересны в основном как свидетельство хорошего знания грубоватого юмора американской глубинки. С самого начала его газетные публикации несли черты художественного очерка.

В 1872 г вышла автобиографическая книга «Закаленные» — о людях и нравах Дикого Запада. Через три года Твен выпустил сборник лучших своих рассказов — «Старые и новые очерки», после чего его популярность резко возросла. В 1876 г. опубликовал «Приключения Тома Сойера», и феноменальный успех книги заставил написать продолжение, названное «Приключения Гекльберри Финна».

Между этими романами Твен выпустил еще одну автобиографическую книгу — «Жизнь на Миссисипи». Увлекался историей европейского Средневековья и написал сначала повесть «Принц и нищий», затем роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». В 1895 г. совершил кругосветное путешествие, посетив с лекциями Австралию, Новую Зеландию, Цейлон, Индию и Южную Африку.

Умер в Раддинге, штат Коннектикут.

***
Эрнест Хемингуэй

Хемингуэй (Hemingway) Эрнест (21 июля 1899, Оук Парк — 21 июня 1961, Кетчум), американский писатель, ставший символом «потерянного поколения».

Окончил школу (1917), работал репортёром в Канзас-Сити. Участник 1-й мировой войны 1914-18. Журналистская практика сыграла важную роль в становлении писателя.

Война, судьбы «потерянного поколения», поиски истинных ценностей жизни определили основное содержание творчества Xемингуэя. В 20-е годы в книге рассказов «В наше время» (1925) появляется первый из «лирических» героев, сопутствовавших Xемингуэю на протяжении всего его творческого пути.

Кризисные моменты жизни этого героя образуют историю «воспитания чувств» молодого американца 20 века в мире жестокости, страданий и насильственной смерти. В романе «И восходит солнце» (1926) писатель передал разочарование, боль и отчаяние «потерянного поколения» в послевоенные годы.

Центральная этическая проблема Xемингуэя — как жить в наше время — остаётся для большинства его персонажей неразрешимой. В то же время в «Фиесте» и в книге рассказов «Мужчины без женщин» (1927) чётко определилось нравственное кредо Xемингуэя — мужество и достоинство человека в суровом испытании, величие духа, не сломленного в поражении.

Роман «Прощай, оружие!» (1929) раскрывает откровенную враждебность войны человеку. Герои предстают как жертвы жестоких внеличных сил, которым Xемингуэй противопоставляет великое жизненное начало — любовь. Трагизм сочетается в книге с подлинной романтикой.

В 1-й половине 30-х годов Xемингуэй переживает глубокий творческий кризис, пытается заново осмыслить пройденный путь и определить эстетические принципы своего творчества. Преодоление кризиса намечается в романе «Иметь и не иметь» (1937), однако и здесь показана   обречённость борьбы в одиночку за свои права.

В Испанской революции 1931-39 военный корреспондент Xемингуэй увидел новую для него революционно-освободительную войну и показал её героику, романтику и трагедию в репортажах, очерках и художественных произведениях, из которых крупнейшее — роман «По ком звонит колокол» (1940).

После 2-й мировой войны 1939-45 в творчестве Xемингуэя наступает заметный спад. Он возвращается к уже исчерпанным темам, оказывается не в состоянии освоить новый жизненный материал (роман «За рекой, в тени деревьев», 1950; незавершенный роман «Острова в океане».

Свою веру в человека писатель утвердил в повести-притче «Старик и море» (1952), ставшей своего рода итогом творчества Xемингуэя и поводом для присуждения ему Пулицеровской (1953) и Нобелевской (1954) премий.

В 1961 году, осознав неспособность к дальнейшей плодотворной творческой жизни, Хемингуэй покончил жизнь самоубийством.

Примерные пункты освещения темы при подготовке выступления и презентации (выдаются студентам): 

  1. Полное имя (настоящее, если был псевдоним)
  2. Дата и место рождения
  3. Семья и детство
  4. Образование
  5. Творческая деятельность (публикации, основные произведения, жанр, и т.д.)
  6. Цитаты
  7. Интересные факты биографии
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!