logo

Метод проектов на уроках технологии

Метод проектов на уроках технологии

Автор: Хрипунов Павел Васильевич,
учитель технологии МБОУ СОШ № 1,
г. Александровск-Сахалинский, Сахалинская обл.

Используемый на уроках технологии метод проектов способствует развитию познавательных навыков учащихся, их умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию их креативного мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных средств обучения, с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов всегда «осязаемы», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Использование метода проектов — это прогрессивная форма обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, адаптирование учащихся к изменяющимся условиям жизни современного человека.

Урок по теме «Проект. Изготовление солонки» знакомит учащихся с новыми познавательными сведениями: ее назначение и применение, виды, технология изготовления, последовательность работы над проектом.

Учащимся предлагается несколько вариантов различных солонок с краткими характеристиками: технология изготовления, породы дерева, достоинства и недостатки. После совместного обсуждения каждый выбирает тот вариант, который ему нравится. Важно откорректировать выбор, ненавязчиво объясняя преимущество того или иного варианта именно для этого учащегося, так как иногда ребята переоценивают свои возможности.

Во время работы над данным проектом развиваются навыки по пространственному мышлению, чувство формы и цвета, закрепляются ранее приобретенные умения и навыки работы по дереву, по выполнению отделки изделия

Учащиеся самостоятельно делают экономический расчет затрат на изготовление солонки.

Проектная работа «Изготовление солонки как часть «искусства создания радостных вещей» 

ПЛАН

  1. Осознание проблемы.
  2. Оценка возможного решения проекта.
  3. Выбор материала для изготовления солонки.
  4. Корректирование проекта в соответствии с выбранным решением.
  5. Экономический расчет материальных затрат на изготовление изделия.
  6. Технологическая карта изготовления солонки. Чертеж изделия.
  7. Реклама изделия.
  1. Осознание проблемы.

Народная пословица гласит: «Без ремесла — без рук». Ремесло — это широкое понятие. В это понятие входит и ремесло, к которому обычно относят производство изделий, которые удовлетворяют нужды человека, семьи. Ремесло являлось неотъемлемой частью натурального хозяйства и с развитием промышленности постепенно отмирало. И вот сейчас вновь обращается внимание на значение ремесла, так как оно заключает в себе одно из активных средств воспитания подрастающего поколения, приобщая его к посильному труду по созданию нужных и красивых изделий, по созданию радостных вещей. В этом есть необходимость.

В наше время создается впечатление, будто бы в городских домашних условиях не остается мужской работы. Действительно, воду носить не надо — она, как в сказке, приходит в дом сама. Не надо пилить и колоть дрова, топить печь — квартиру обогревает центральное отопление. Нет необходимости заготавливать сено для коровы — молоко можно купить в магазине. В то же время в городской квартире нужно очень многое переделывать, подгонять, заменять, ремонтировать и даже создавать нестандартные вещи, без которых порой в быту не обойтись.

И эти вещи ни робот, ни компьютер не создадут. Их нужно и можно делать своими руками, как, например, изготовление изделий из дерева, вспоминая те ремесла, которыми когда-то в совершенстве владели наши прадеды. Ремесла, являющиеся неотъемлемой чертой народного искусства, «искусства создания радостных вещей».

Жизнь человека не ограничивается его производственной деятельностью. Весьма важно то, что окружает его после работы, и в первую очередь его быт, тот тыл, который позволяет ему отвлечься от проблем и заняться делом по душе. Организовать быт, сделать свою квартиру удобной, уютной мужчине надо уметь. И это, кстати, не так уж трудно, так как ручные дедовские ремесла, в том числе и изготовление изделий из дерева, доступны и нужны в каждом доме.

  1. Оценка возможного решения проблемы.

На уроках технологии предоставляется возможность попробовать свои силы в таком увлекательном занятии, как работа с деревом. Умение правильно оборудовать и оснастить рабочее место, какой выбрать материал, на каком изделии остановиться, какие инструменты наиболее подходят для работы с деревом — эти и многие другие вопросы решаются в школьных мастерских на уроках технологии и во внеурочное время.

Поработав с древесиной, легко убедиться в том, что в природе нет, наверное, более универсального, доступного и красивого материала. Он обладает удивительными свойствами, легко поддается обработке, из него можно изготовить самые разнообразные по назначению изделия. Древесину широко применяют в различных отраслях производства. Она незаменима, например, в мебельном производстве, строительстве. Изделия из древесины — красивого и живого материала — украшают наш быт.

Из многочисленных вариантов изготовления деревянных изделий наиболее интересным для решения проекта представляется изготовление солоницы (солонки). Изготовление солоницы возвращает к одному из древних ремесел на Руси.

Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Так, например, в числе утвари крупного помещика Гагарина в начале XVIII века перечислены блюда, миски, братины, тарелки, ставцы, кружки, солоницы, и все из дерева.

Требовалась такая посуда в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось, а есть, и пить нужно было каждый день, да не один раз. Поэтому уже в XVI веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук, на нескольких возах сразу. Продавалась она и в Москве, и в Устюге Великом.

Самой почетной посудой на столе была солоница. На столе соль занимала почётное место у русского народа. Свойства соли ценили так высоко, что для ее хранения придумали специальную утварь – солоницы (солонки). В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. «Хлеб-соль ешь, а правду режь» — говорит одна. «Без соли, без хлеба — худая беседа» — вторит другая. Вместе с караваем хлеба соль в солонице участвовала в торжественных ритуалах, хлебом-солью, как символом радушного приема встречали гостей, молодых со свадьбы.

Отношение к соли отразилось и на ее хранилище — солонке. Народный мастер не скупился на ее отделку. На севере солоницы делали в форме плывущей уточки, в Поволжье в виде стульчика — «трона», а хохломичи делали ее в виде вазочки с крышкой на фигурной ножке.

Красота природного рисунка — текстуры древесины — особенно хорошо проявляется на выпуклых и вогнутых поверхностях изделий. Одним из таких изделий является солонка, выполненная долблением или точением.

Точение, конечно, менее трудоемкая операция, зато для долбления требуется несложное оборудование. Долблением солонку изготавливают в два этапа: сначала получают общую форму изделия из сырой (более мягкой) древесины, а после высыхания проводят окончательную обработку. Своеобразным украшением изделия могут стать следы режущего инструмента (полукруглой стамески) на вогнутой поверхности солонки.

Вариант 1. Изготовление солонки долблением.

Материал: кусок древесины: липа, осина, тополь имеют мягкую древесину, которая при высыхании не трескается, мало усыхает, легко поддается резанию.

Инструмент: шаблон, ножовка, комплект полукруглых стамесок, сверла, рашпиль, коловорот, плоский напильник, шлифовальная колодка, отвертка.

Ход работы:

-Обработать пласты заготовки так, чтобы они стали плоскостными и параллельными.

-Прикрепить вспомогательную планку с помощью шурупов в нижней пласти заготовки (к углам, которые будут отрезаны) и с помощью струбцин установить ее на верстаке.

-Разметить на верхней пласти контуры изделия.

-Высверлить из середины углубления часть древесины с учетом формы внутренней поверхности изделия.

-Выдолбить внутреннюю полость изделия полукруглыми стамесками.

-Отшлифовать обработанную поверхность.

-Освободить заготовку от вспомогательной планки и отрезать ножовкой угловые части.

-Обработать рубанком, стамесками, рашпилем и напильниками внешнюю поверхность изделия.

-Отшлифовать и отделать изделие.

Вариант 2. Изготовление солонки точением.

Материал: кусок древесины: дуба, вяза, ясеня, березы или других лиственных пород, вспомогательный диск из мягкой древесины, шурупы.

Инструмент: циркуль, кронциркуль, штангенциркуль, ножовка, комплект токарных стамесок, одинарный рубанок, отвертка.

Ход работы:

-Сделать одну из поверхностей заготовки плоскостной.

-Разместить на плоскости два круга: наибольший и наименьший (по размерам).

-Отрезать ножовкой углы заготовки.

-Приклеить к середине заготовки вспомогательный диск и к нему присоединить с помощью шурупов планшайбу токарного станка.

-Провести черновую обточку заготовки.

-Обработать внешнюю поверхность изделия.

-Выточить внутреннюю поверхность изделия.

-Отшлифовать изделие и провести прозрачную отделку ее поверхностей.

-Снять готовое изделие со станка и отрезать от него вспомогательный диск.

  1. Выбор материала для изготовления солонки.

Древесина — ткань растений, плотный материал, из которого в основном состоят корни, ствол и ветви деревьев.

Различают хвойные и лиственные древесные породы. Рисунок поверхности древесины, получаемый от разрезания древесных волокон, называется текстурой. Он зависит от породы дерева и направления разреза.

Термин «текстура» — латинского происхождения, в переводе означает «ткань, строение».

Ствол дерева — не что иное, как множество собранных воедино и натянутых, как струны, длинных клеток — трубок древесины. Эту особенность строения древесины использовал выдающийся советский конструктор Н.В. Никитин при создании Останкинской телебашни в Москве.

Древесина хвойных пород мягкая, смолистая, на ее поперечных срезах хорошо заметны границы годичных слоев.

В Театральном зале Останкинского дворца-музея творчества крепостных (Москва) пол сделан из прекрасно сохранившихся сосновых досок, как будто бы вчера спиленных деревьев, хотя им около 200 лет.

Наибольшее значение в столярном деле имеют лиственные породы (дуб, ясень, бук, вяз, клен, карагач, береза, граб, акация белая).

Береза — наиболее распространенная лиственная твердая порода, ее белая древесина с буроватым оттенком пригодна для изготовления различных изделий (фанеры, спортивного инвентаря, ручек для инструментов, мебели, посуды, ружейных лож и др.).

Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. В стихотворениях поэта С.А. Есенина береза стала символом родины, горячо любимой им России.

Береза — самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры.

Ученые насчитали около 65 видов берез.
Эти светлые, нарядные, изящные деревья смогли приспособиться к суровым условиям севера и высокогорий. Пробковый слой, береста защищают стволы деревьев. Березовая смола хранит почки и молодые побеги от холода и сухости. На севере Европы и Америки, на Дальнем Востоке растет береза карликовая. В Западной Сибири, Карелии, Лапландии, в устьях Двины и Печоры притаилась береза извилистая. В средней полосе России, по всей Европе и Азии — от Скандинавии до берегов Средиземного моря и Балкан, от Атлантического до Тихого океана — расселилась береза повислая или бородавчатая. Это та самая знакомая нам березка. В Восточной Сибири и Японии (на острове Хоккайдо), обитает береза каменная. Древесина каменной березы оправдывает свое название — она очень прочная и такая тяжелая, что тонет в воде. Древесина карельской березы похожа на мрамор. Мебель и музыкальные инструменты из нее очень ценятся. Редкие виды берез растут и в Китае, из коры которой китайцы делают бумагу.

В современном столярном деле березе уделяют неоправданно мало внимания, а история русского столярного искусства говорит о том, что она была одним из излюбленных материалов. Ее способность к полированию, окрашиванию, податливость инструменту, изгибанию (в распаренном состоянии) выше всяких похвал, так что можно настоятельно рекомендовать березу для самых тонких и ответственных работ.

  1. Корректирование проекта в соответствии с выбранным решением.

Определив структурные характеристики предстоящего изделия, которое нужно выполнить, продумывают организацию процесса и технологию.

Мастер в своем лице здесь должен соединить «руководителя работы и технолога, и еще целый ряд смежных вспомогательных профессий. Организацию работы и последовательность операций с учетом местных поправок на помещение, материал, инструмент и оборудование. Исходя из выше сказанного, выбираем второй вариант изготовления солонки (изготовление солонки точением), так как это значительно облегчает работу в связи с развитием механизированных способов обработки дерева и, кроме того, дает возможность повысить точность размеров и скорость изготовления. От мастера требуется умение так использовать механизированное оборудование, чтобы по сравнению с ручным производством возможности получения новых форм столярных изделий не ограничивались бы, а наоборот, увеличивались. Иначе говоря, технологическими машинами мастер должен также виртуозно владеть как стамеской или рубанком.

  1. Экономический расчет материальных затрат на изделие.

Солонка состоит из двух деталей: крышки и основы.
Для изготовления изделия потребуются:

  1. Березовый чурок размером 120 х 160мм.
  2. Шурупы для крепления заготовки в планшайбе — 8 шт. размером 5 х 30 мм.
  3. Лак для древесины — 40 г.

Определим стоимость материалов, необходимых для изготовления солонки.
Объем необходимой древесины (в м3): 120 мм = 0,12 м; 160 мм = 0,16 м.
V др. = 0,12 м х 0,16 м = 0,0192 м3.

Определяем стоимость древесины. Так как 1 м3 древесины стоит — …… руб., то: С др. = 0,0192 х …..руб = …..руб.

Шурупы для крепления заготовок в количестве 8 штук (размер 5×30 мм).
1 шуруп весит 4 г. Цена одного кг шурупов — ….. руб.
С ш. = 0,04 х 8 х …..руб. = …..руб.

Лака на все изделие потребуется 40 г. 1 кг лака стоит ….руб.
С лака = 0,04 х …..руб. = ….руб.

Общие затраты на материалы для изделия равны (в рублях):
С затрат на материалы = С древесины (….руб.) + С шурупов (…..руб.). + С лака (….руб.) = ……руб.

Определим затраты на электроэнергию:
Количество потребляемой электроэнергии выражается в киловатт-часах; мощность станка — в киловаттах.
Цена 1 кВт равна 73 к.

Для подсчета затрат на электроэнергию необходимо мощность станка умножить на время его работы и умножить на стоимость 1 кВт/ч.

Для точения крышки изделия на станке СТД-120 потребуется 1,5 ч. Мощность электрического двигателя XV = 0,85 кВт.
Расход электрической энергии Еэл. = 1,5 ч.х0, 85 кВт= 1,275 кВт/ч.
С эн. для точения крышки= 1,275 кВт/ч х 73 руб. = 93 руб.

Для точения основы изделия на станке СТД-120 потребуется 1 ч. Мощность электрического двигателя XV = 0,85 кВт.
Е эл. = 1ч. х 0,85 кВт.= 0,85 кВт/ч.
С эн. для точения основы = 0,85 кВт/ч х 93 руб.= 79 руб.

Общие затраты на электроэнергию: С общ. эл. = С эн. для точения крышки (…руб.) + С эн.для точения основы (….руб.) = …….руб.

Общие затраты на материалы и электроэнергию:
С изд. = С затрат на материалы + С затрат на электроэнергию = ……….руб.

Итак, стоимость солонки составляет ……руб. Если солонку продать дороже, по цене …..руб., учитывая собственный труд, то получим прибыль…..руб. Исходя их экономического расчета, делаем вывод, что изготовление солонки — прибыльное, выгодное дело.

  1. Реклама солонки.

Добротно и качественно выполненное изделие делает честь любому мастеру. Но если изделие готовится на продажу одного качества работы мало. Как писал В.В. Маяковский: «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы… Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи… Реклама должна напоминать о каждой, даже чудесной вещи…» Эти слова не потеряли своей актуальности и в наше время.

Следовательно, чтобы выгодно продать изделие, необходимо его рекламировать.

Продажу изготовленной солонки можно осуществить на школьной ярмарке, выставке-распродаже. При этом варианты рекламы солонки могут быть самые разнообразные. Например: «Коли на столе есть соль, значит хозяин хлебосол!», «Без хлеба не сытно, без соли невкусно!», «Купите солонку скорей, с солью обеды будут вкусней!».

Список литературы

  1. Браун Дж. Энциклопедия методов обработки дерева.- М:Астрель, 2005.-176с.
  2. Кулебакин Г.И. Столярное дело. — 2-е изд. -М.: Стройиздат, 1992. — 144 с.
  3. Мартенссон А. Начинаем мастерить из древесины. — М.: Просвещение, 2007.-112с.
  4. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. -М.: Просвещение, 2004. -128 с.
  5. Соловьев М. Декоративно-прикладное изделие «Солонка» (творческий проект)// Школа и производство.-1997.-№ 5.-С. 22-24
  6. Творческие проекты учащихся // Школа и производство.-1998.-№ 2.-С. 39-51.

Интернет-ресурсы:
http://www.stanokwood.ru/articles/6/
http://woodtools.nov.ru/
http://www.bibliotekar.ru.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!