logo

Медлительные дети. Проблемы в школе

Медлительные дети. Проблемы в школе

Автор: Фирсова Валентина Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №21,
г. Иркутск, Иркутская обл.

Пожалуй, наибольшие сложности испыты­вает медлительный ребенок, когда он на­чинает учиться. Безусловно, и до школы бывают причины для спешки, упреков взрослых, обид на себя и окружающих, но все это мелочи по сравнению с теми испытаниями, которые ждут ребенка в школе.

Помните, рассказывая об особенностях этих детей, мы подчеркивали не только медленный темп деятельности, трудность переключения, но и быструю утомляемость, резкое снижение работоспособно­сти. Все это не может не отразиться на со­стоянии ребенка при адаптации к школе. Его отставание словно запрограммировано, если учитель не хочет видеть его медли­тельность или просто считаться с ней. К сожалению, система школьного обучения не рассчитана на таких детей. Учитель стремится сделать в классе как можно больше (а значит, как можно быстрее). Особенно трудно приходится медлительным детям с активным, требовательным, гордящимся своим ускоренным темпом преподавания учителем. Порой ситуация осложняется тем, что трудности контактов со сверстниками и учителем (характерные для робкого, медлительного ребенка, но вполне преодолимые при соответствующем подходе) перерастают в затяжной конф­ликт, усугубляя нерешительность, скован­ность и еще больше замедляя любую дея­тельность.

На первом, наиболее сложном этапе адаптации (приспособления) к школе, а этот период продолжается у первоклассни­ков почти полтора месяца, может не быть каких-то специфических трудностей пись­ма, чтения и др. Но следует обратить вни­мание на состояние ребенка, его жалобы. Он может сильно уставать, может жало­ваться на головные боли, может изменить­ся его поведение (он может стать чрезмер­но активным, суетливым или, наоборот, еще более вялым, заторможенным). По­старайтесь разобраться, в чем причина. Возможно, ребенок просто устает от непо­сильного темпа работы и очень старается, все успеть, что дается ему высокой ценой. Возможно, он уже начал отставать, пони­мает это и расстраивается, огорчается. Для медлительного ребенка в школе все чрез­мерно, поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Про­дленка не для медлительных детей. Иногда период адаптации проходит относительно спокойно, если учитель и родители не предъявляют чрезмерных требований, но появляются специфические трудности в процессе обучения письму и чтению.

С первым «не успел» учитель и роди­тели сталкиваются, как правило, при пись­ме. Посмотрите прописи медлительных де­тей. С первых страниц видно, что ребенок едва успевает выполнить половину, а чаще лишь четверть задания. Дальше — больше.

«Не успел написать» — расценивается только как механическая (техническая) невозможность осуществить движения при написании букв. В действительности же все гораздо сложнее. Дело в том, что су­ществующая методика обучения письму, построенная на принципе механического копирования («делай, как я»), требует го­раздо более длительного времени на уче­ние, чем предусмотрено программой. Фак­тически времени на механическое обуче­ние нет, а учитель еще мало объясняет, что и как делается, и ученик с трудом по­стигает, что такое строка и ограничиваю­щие ее линии, как необходимо располо­жить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей (деталей или элементов буквы). Самому ребенку, в силу его возрастных психофизиологиче­ских особенностей, даже при нормальном ходе развития понять, а тем более вербализировать (описать словами) всю после­довательность своих действий, то есть сформулировать самому алгоритм (про­грамму) движения, не только очень труд­но, но и (для большинства) практически невозможно. Медлительные дети не успе­вают «ухватить», понять, осмыслить даже то, что происходит на уроке, и поэтому весь процесс формирования навыка письма тормозится.

Еще сложнее тем детям, а таких много среди медлительных, которые в силу своих индивидуальных особенностей не могут программировать свое действие, составить его «план». В сложном положении оказы­ваются также дети, имеющие какие-либо задержки моторного развития, не позволя­ющие им контролировать и управлять сво­ими движениями. Но особая трудность в том, «что и как писать», возникает у мед­лительных детей в силу того, что они про­сто не успевают воспринять эту информа­цию, не успевают переключиться с одного вида деятельности на другой. Эти дети словно не видят конфигурации буквы, со­отношения ее частей, путают правые и ле­вые части букв, «не видят строку». Буквы у них, как правило, разной величины, ши­рины, наклона. Способность понять и различить элементы букв, умение, выделить соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить,— первый шаг в обучении. Однако медлительный ребенок, стараясь успеть за всеми, мало внимания обращает на то, что у него получается. Главное для него — успеть, не отстать. Все это не способствует правильному форми­рованию навыка письма. Вполне понятно, что почерк будет все хуже, а проблема «не успел» будет возникать все чаще. Несоот­ветствие возможной и требуемой скорости письма часто приводит к тому, что ско­рость письма словно тормозится.

Анализ особенностей формирования навыка письма у первоклассников позво­ляет объяснить это.

Специальные исследования показали, что на начальных этапах формирования навыка основное внимание ребенка сосредоточено на том, «что и как делать». Фак­тически на само движение затрачивается столько же времени, сколько на обдумы­вание (у медлительного ребенка и время на обдумывание, и время на само движе­ние более продолжительны). Кроме того, в течение всего первого года обучения у шестилеток при инструкции «пиши быст­рее» скорость самого движения не увели­чивается, а сокращается лишь время, не­обходимое для осознания движения, закрепления его и собственно формирования навыка. У семилетних детей время выпол­нения самого движения «убыстряется» лишь со второго полугодия, а значит, весь букварный период, весь первый этап
­обучения при чрезмерной скорости Письма со­кращается пауза. Таким образом, форсирование скорости на начальных этапах формирования навыка не будет способст­вовать формированию навыка, а, наоборот, затормозит его. Именно это и проис­ходит у медлительных детей.

При формировании навыка письма у детей следует помнить о нецелесообразности безотрывного письма, о необходимости выполнять движения в соответствии с бо­лее оптимальными биомеханическими траекториями. Все это очень важно при обучении медлительных детей, так как пре­небрежение этими условиями создает до­полнительные трудности.

Однако основные сложности медли­тельных детей начинаются во второй четверти. Увеличиваются объем, интенсив­ность письменной работы, и тогда возника­ет весь комплекс трудностей при письме. Какой у ребенка выход? Либо писать кра­сиво, в соответствии с требованиями кал­лиграфии, но медленно, либо писать быст­ро, как необходимо учителю при опреде­ленном темпе работы всего класса, но тогда от чрезмерного напряжения в тетра­ди появятся дрожащие линии, дополни­тельные штрихи, буквы, различные по вы­соте и ширине, будут смотреть в разные стороны. Впрочем, попробуйте сами пи­сать раза в 2—3 быстрее, чем обычно, что получится? Так и у медлительного ребен­ка. Дальше — хуже. Он не успевает вы­полнять все задания, начинает писать с ошибками, а в школе и дома считают, что ленится, не хочет, не старается.

Слава пошел в школу в 6 лет 10 меся­цев (программа 1—4). В истории развития ребенка отклонений нет. По словам мамы, Слава весь в папу: такой же неловкий, медлительный, как будто полусонный, все делает очень медленно (это слово мама очень растягивает, чтобы показать, как медленно). Трудности в школе с первых дней. Ничего не успевает, дома приходится объяснять все сначала. Но до марта все же было терпимо. В апреле резко ухудшился почерк, появилось много ошибок, зачеркиваний, исправлений.

Действительно, у Славы не просто ухудшился почерк, у него серьезные нару­шения письма, свидетельствующие не только о несформированности двигатель­ного навыка письма, но и о нарушениях фонетико-фонематического восприятия.

По-видимому, постоянное отсутствие до­статочного времени на звуко-буквенный анализ не просто затрудняет письмо, а со­здает условия, в которых невозможно гра­мотное письмо.

Сложности медлительного ребенка в школе не ограничиваются письмом: любые задания, требующие записи, заставляют ребенка волноваться — вдруг не успеет.

В нашей практике есть пример медли­тельного третьеклассника Димы, настолько измученного трудностями письма, что он предпочитал математические задачи любой сложности (у него, по отзывам педагогов, блестящие математические способности) решать в уме (на запись и решение ему никогда не хватало времени). У этого же ребенка затяжной конфликт с «англичанкой», которая предпочитает проверять знания английского языка «на скорость». Второй год Дима, почти без словаря читающий по-английски М. Твена (он учит ан­глийский с четырех лет), не получает в школе у «англичанки» больше тройки, так как мгновенно ответить он не в силах, а на раздумывание времени не дают. «Если знаешь — думать нечего»,— любит повто­рять эта учительница. Домашние задания она «принципиально» не оценивает (мол, родители помогают), а в классе Дима больше чем на «трояк» не успевает. Кон­фликт явно затянулся. Дима тихо ненави­дит школу, русский, английский, да и все остальное. Благо, по характеру он беззло­бен, неагрессивен, похоже, смирился со своими невзгодами, но очень переживает. Еще больше волнуются и переживают ро­дители: «Ведь умный мальчик, а в школе одни тройки».

Еще один камень преткновения медли­тельных детей — чтение. И даже не столь­ко чтение само по себе, сколько чтение «на скорость».

К сожалению, не все учителя знают, что темп письма и чтения медлительных де­тей может быть гораздо ниже «норматив­ных» и ничего страшного в этом нет. Боль­ше того, мы не имеем права требовать от ребенка читать быстрее, чем он может. Увы, в практике школы принята оценка качества чтения именно «на скорость» и нор­мативы достигаются любой ценой. Нередко процесс чтения напоминает бег с препятст­виями: ребенок набирает в легкие воздух и на одном дыхании старается назвать как можно больше букв. Именно назвать, а не прочитать, ведь смысл прочитанного почти не постигается. Дети «спотыкаются» на но­вых словах, останавливаются, но, словно спохватившись, «бегут» по строке дальше. Темп чтения в этих случаях неровный, знакомые слова «глотаются», в незнакомых часты пропуски, перестановки.

Родители не меньше детей переживают эти неудачи, заставляют читать больше, быстрее, «на время», сердятся, если не по­лучается, нередко доводят ребенка до слез, до протеста, отказа читать. Подобные за­нятия «на нервах» не проходят бесследно, тем более что родительское рвение удовлетворяется по вечерам, когда ребенок уже устал (а усталость еще больше замед­ляет темп деятельности), не может со­браться, сконцентрировать внимание. Не­довольство родителей тоже бывает раз­ным. Одни просто нервничают, другие могут накричать и обругать, третьи, не­долго думая, берутся за ремень («Велели тебе десять раз прочитать, прочитал бы — так не спотыкался бы на каждом слове»). Учитель добавляет родителям настойчиво­сти, требуя «читать, читать, читать».»

Геру, худенького, робкого, привела к нам в центр бабушка (тайком от родите­лей). Ему только исполнилось семь, а он уже заканчивал первый класс, да еще по трехлетней программе (в школу он пошел в 6 лет и 3 месяца).

Рассказ бабушки: «Геру не видела с осе­ни, когда была у них в гостях. Спокойный был мальчик, добрый, ласковый. Он только начал учиться, занимался много с мамой и с папой. Читать научился еще до школы, все буквы знал, и карты любил рисовать, разные страны, города разным цветом отмечал. Весь год письма мне писал. Письмо у него не очень хорошо идет, буквы неров­ные, пишет медленно, но родители много с ним занимаются, по 4 часа сидят».

Волнует бабушку то, что Гера стал «нервным, плаксивым, но самая беда — читать стал плохо. И как читать садится, так даже как будто заикаться начинает. А родители внимания не обращают, с часами сидят и считают, сколько слов прочитал. Каждый день скандалы. Вчера зашла к не­му перед сном, а он плачет: «Меня на вто­рой год могут оставить, а я не могу быстро читать».

Бабушку, конечно, волнует состояние внука, но пришла она за советом, «как на­учить его читать быстро». Гера, безуслов­но, очень устал, ему не по силам (и не по возрасту) ни интенсивная нагрузка трех­летней программы, ни многочасовые до­машние занятия, ни чрезмерные требова­ния родителей и учителя. К тому же ре­зультаты тестирования показали, что Гера типичный медлительный ребенок с хоро­шим интеллектуальным развитием, но очень медленным темпом деятельности. Он хорошо читает в своем оптимальном темпе, но чуть-чуть растягивает слова; хорошо рассказывает, хотя темп разговорной речи тоже замедлен. У него хороший почерк, но очень медленный темп письма. Как только начинает торопиться (это происходит непроизвольно), почерк резко ухудшается. Приходится напоминать: «Не спеши», «Не торопись». По-видимому, запинки в чте­нии, создающие впечатление заикания, ко­торое так взволновало бабушку, результат страха не успеть, не начитать положенного числа слов. Этот постоянный страх не ус­петь так угнетает ребенка, что в свою оче­редь еще больше сковывает его, снижает темп работы. Упреки родителей и недо­вольство учителя тоже отрицательно ска­зываются на его состоянии, которое в мо­мент обследования можно считать критиче­ским, на грани невроза.

Подобных примеров можно привести немало, и почти все они свидетельствуют о невнимании к ребенку, к его состоянию.

Между тем медлительный ребенок на первых парах в школе почти не требует каких-то особенных коррекционных мер, важно только найти такие варианты инди­видуального подхода, чтобы ребенок мог работать в оптимальном для него темпе. То, что не удалось сделать в классе, можно закончить дома или во второй половине дня, а диктанты, контрольные хорошо бы провести с группой таких детей (обычно их в классе человек 5–7) отдельно, уменьшив для них объем заданий. В даль­нейшем, когда дети освоят письмо и чте­ние, очень эффективна работа по карто­чкам с индивидуальными заданиями. Поч­ти каждый учитель имеет свои маленькие находки в работе с медлительными детьми, порой он не фиксирует на них внимание, не делает что-то специально, но следит за теми, кто не успевает, снижает темп, дает индивидуальные задания. Но не могут не настораживать встречающиеся в педагоги­ческой литературе рекомендации увели­чить темп или следить за тем, чтобы все работали вместе, то есть в одном темпе, что практически невозможно. И все же не столь редки раздражение учителя, окрики, подстегивания: «Опять тебя ждет весь класс», и красные чернила в тетрадях со многими восклицательными и вопроси­тельными знаками: «Не работал!», «Поче­му нет примера?», «И это все?!».

Успешность работы медлительного ре­бенка во многом зависит от совместной помощи учителя и родителей, их согласо­ванной тактики, соразмерности требований и возможностей ребенка.

Мы говорили, что у таких детей резко падает работоспособность, им трудно быс­тро переключиться, они многое не успева­ют услышать, понять, запомнить на уроке, значит, родители должны знать, какая по­мощь от них требуется, что нужно повто­рить, что объяснить еще раз и как это сде­лать. Учитель должен быть готов к этой совместной работе, не считать трудности ребенка проблемами родителей.

Совместная помощь и согласованная тактика позволят снять причину конфликтов, взаимного недовольства и упреков. А «разделение труда» между родителями и учителем поможет ребенку справиться с трудностями, а значит, и ускорить свою работу.

И учителей, и родителей интересует вопрос, можно ли увеличить подвижность нервных процессов, помогает ли трениров­ка медлительным детям.

Да, специальные исследования показа­ли, что систематические занятия способст­вуют повышению скорости работы и у до­школьников, и у школьников. Кроме того, доказано, что наиболее успешна такая тре­нировка в возрасте от четырех до шести лет. Именно в этот период следует обра­тить особое внимание на медлительных де­тей. Необходимо избегать крайностей, как обычно бывает в жизни, когда за ребенка либо все делают взрослые (нет терпения ждать), либо чересчур активно подгоняют его, упрекают.

Условия воспитания, безусловно, ска­жутся в дальнейшем, поэтому нужно постепенно, без спешки и нервов учить ребенка выполнять все необходимые действия. Осо­бое внимание следует обратить на трени­ровку движений рук (пусть медленно, но тренируется, работая с мозаикой и конст­руктором, лепит, рисует, вяжет, плетет макраме и т. п.). И до школы, и в школь­ном возрасте (в школе и дома) необходима специальная тренировка — десяти-пятнадцатиминутные занятия. Эти занятия полезны для всех детей, их можно проводить вместо физкультминуток на уроках. Найти время для таких занятий совсем не сложно, но следует соблюдать особую тактику во время занятий с медлительными детьми:

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА: не спешить, не торопить, не подго­нять ребенка; не работать «на время».

Любая спешка, а тем более заранее подчеркиваемое ограничение времени, могут затормозить действия, замедлить рабо­ту и, кроме того, создадут отрицательный эмоциональный фон боязни «не успеть». Для тренировки в школе и дома можно использовать игры со сменой скорости движений. Например, такие:

  1. Ходьба—бег—ходьба медленная.
  2. Хлопки ладонями медленно—быстро—медленно.
  1. Бег пальчиками (большим и указатель­ным). Можете посоревноваться (но не на время!), для ребенка это довольно слож­ное задание, поэтому сначала пусть научится так «бегать» в обычном темпе.
  2. Можно попрыгать через прыгалку, меняя темп.
  1. Можно стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или только одним).
  2. Можно чертить палочки и ставить точки. Для этого используйте тетрадь в клетку. Это же задание, но усложненное — ста­вить точки или чертить палочки и считать до десяти.
  3. Можно раскладывать домино и карточки, самому себе диктуя темп без пауз: «Раз, два, три, …» и изменяя его.
  4. Можно, строить башню из кубиков, также диктуя себе темп и меняя его.

Когда ребенок научится работать в оп­ределенном темпе и изменять его, можно попробовать игры с максимально быстрыми движениями (не огорчайтесь, если вна­чале на ваше «быстрее» может выйти еще медленнее, особенно для движений, кото­рые выполняются рукой, пальцами). На начальном этапе не стоит играть в игру «Кто быстрее».

Особое внимание обратите на трениров­ку разнообразных графических движений.

У медлительных детей часто плохо развита координация движений, и поэтому очень полезно использовать специальные упраж­нения для развития моторики. В процессе выполнения этих упражнений можно одно­временно тренировать темп и скорость дви­жений.

Для медлительных детей обычны труд­ности, связанные со звуко-буквенным ана­лизом. Упражнения, которые мы приводим ниже, помогут ребенку зафиксировать внимание на звуко-буквенном анализе. Они могут также служить для тренировки внимания. От знакомых коротких слов в дальнейшем можно переходить к словам незнакомым и более длинным.

Когда проводить эти занятия? В любое время дня, главное, чтобы они были сис­тематическими, не нудными, а интересными, не необходимой обязаловкой, а весе­лой игрой.

Почему-то считается, что, если трудно­сти в письме — нужно больше писать, если в чтении — больше читать, если ребенок медлительный — то все делать «на скоро­сть». Это большая ошибка, ведь нагрузки, трудные, не дающие удовлетворения, уби­вают радость самой работы. Поэтому не перегружайте ребенка той работой, кото­рая не получается, чередуйте ее с той, что получается хорошо. Очень важно, чтобы во время таких занятий вам ничего не ме­шало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Оставьте интересный жур­нал, не смотрите даже «одним глазом» те­левизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятие для разговора по телефону или бе­готни на кухню.

Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать — с мамой или с папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют че­рез край. Папы — жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызы­вает «на смену» другого. Ваше нетерпение, даже если вы не говорите при этом: «У ме­ня уже нет никаких сил», уже “укор” для ребенка, подтверждение его ущербности. Именно этого следует избегать.

Никогда не торопитесь заставлять ре­бенка выполнять задание самостоятельно. Предложением «Делай сам!» вы даете тол­чок, страху сделать неправильно. Сначала разберите все, убедитесь, что понятно, что ребенок знает, что и как нужно делать.

Ваши медлительный сын или дочь только в редких случаях будут знать, что нужно сделать дома. Не ругайте их, за этим нет злого умысла. Дело в том, что домашние задания даются, как правило, в конце урока, в классе шумно, а медлитель­ный ребенок не только устал и не слышит учителя, но может продолжать выполнять задание, которое все давно закончили. Поэтому дома он может совершенно искрен­не сказать, что на дом ничего не задали.

Что можно сделать? Справьтесь о до­машнем задании у школьного друга своего ребенка, обязательно расскажите ему, по­чему ваш ребенок не успел записать зада­ние (это очень важно!). На крайний случай договоритесь с учителем, чтобы он переда­вал вам записку с заданием, по возможно­сти незаметно, иначе ребенок будет чувст­вовать себя униженным, ущербным.

Помогите выполнить побочные зада­ния, сами подпишите тетради. Обычно та­кой ребенок имеет плохой почерк и может сделать ошибки даже в своей фамилии. Поэтому надо оберегать его от лишнего выговора со стороны учителя или насмешек товарищей. В первое время возьмите эту работу на себя.

При приготовлении домашних заданий постарайтесь, насколько это возможно, Уменьшить объем письменных работ (ме­ханическое письмо, особенно многократ­ное переписывание, сильно утомляет, а польза минимальная). Лучше оставьте вре­мя для специальных (коррекционных) за­нятий, для любимого дела и отдыха.

Общая продолжительность непрерыв­ной работы не должна превышать 15–20 минут. И не забывайте, что паузы по­сде 15–20-минутной работы обязательны.

Не стремитесь достичь своего любой ценой и в течение любого времени. (Одна мама с гордостью сказала нам: «Если нуж­но, то работаем до одиннадцати, а иногда и позже».)

Не считайте зазорным попросить учи­теля спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не демонстриро­вать его ошибки всему классу, не акценти­ровать внимание на неудачах. К сожале­нию, не все учителя видят и понимают ис­тинные трудности ребенка. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сто­рон. Работайте только на «положительном подкреплении»: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый малень­кий, успех подчеркните. Это будет самым лучшим стимулом для ребенка.

Запомните, что никогда нельзя наказы­вать ребенка, запрещая ему смотреть теле­визор, гулять, заниматься любимым делом.

Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение. К сожалению, родители просто забывают об этом. Это вознаграждение должно быть не толь­ко на словах. Очень важно, чтобы родите­ли вознаграждали ребенка не по результа­там работы, которые могут не быть хоро­шими. Взрослые всегда должны оценивать труд и усилия, которые прилагает ребенок. Если этого не делать, то он будет присту­пать к работе с мыслью: «Нет смысла на­прягаться, так как я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!» Полученное вовремя вознаграж­дение приносит ребенку много радости и показывает, что его труд и работа не были напрасны.

Иногда слышишь: «Ах, этот ребенок всего лишь ленивый!» При этом не учиты­вается, что «лень» только признак каких-либо трудностей, причину которых надо искать.

Медлительным детям с трудностями обучения необходим размеренный и чет­кий режим дня. Надо принять во внима­ние, что эти дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим дня совсем не просто.

Итак, медлительность — свойство нерв­ной системы, и нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребен­ка с его подвижным сверстником, ведь бы­стрый темп дается медлительным детям вы­сокой ценой. Постоянный цейтнот, в ко­тором живут медлительные дети — один из самых сильных стрессорных факторов, который может привести к расстройству нервной системы. Но это не значит, что медлительные дети обречены всегда отста­вать. Во-первых, идет возрастная компен­сация, во-вторых, в силах родителей облег­чить ребенку социальную адаптацию специальной тактикой и тренировкой, и тогда примерно к четвертому классу ребенок «выровняется», не будет сильно выделяться среди сверстников.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика