logo

Мастер-класс «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»

Мастер-класс «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»

Автор: Жупеева Елена Павловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ССШ № 1 им. Е.С. Белинского»,
р.п. Северо-Енисейский, Красноярский край

Цели:

  • развитие критического мышления в форме конкретных принципов и навыков;
  • знакомство с приемами работы на уроках по данной технологии;
  • формирование навыков построения уроков по развитию критического мышления.

Формы и методы работы:

  • беседа, упражнения, освоение и отработка конкретных навыков.
  • компьютерные презентации, наглядные и раздаточные материалы.

Предполагаемые результаты:

  • знания и навыки по развитию критического мышления;
  • умение создавать проекты уроков по новой технологии;
  • умение использовать приемы развития критического мышления в своей педагогической практике.

Структура мастер-класса:

  1. Введение и разминка.

Наше занятие будет посвящено знакомству с типичными приемами освоения такого понятия как ТРКМ. Эту технологию можно использовать на разных уроках, потому что технология развития критического мышления является универсальной. Мы построим наше занятие в форме урока в данной технологии.

Чтение стихотворения или эпиграфа.

  1. Стадия вызова.

Для разминки давайте обсудим следующее: Что относится к критическому мышлению, а что нет. Форма работы – индивидуальная. Предлагаю систематизировать ваши представления о критическом мышлении в виде «кластера» (гроздь винограда). На отдельном листе, в центре которого пишется тема «Критическое мышление”. Далее в течение 5 минут записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

  1. Стадия осмысления.

Обменяйтесь листами в группе, сравните записи своих коллег. Доработайте кластеры. А теперь прочитайте следующий текст и промаркируйте его. Форма работы парная. Время 5 минут. Внесите необходимые исправления в составленный ранее кластер. Форма работы парная. Время 3 минуты.

Беседа по вопросам: — Что из прочитанного вам было знакомо? — Какая информация оказалась новой? — Что удивило? — Что хочется узнать подробней? Давайте составим «тонкие” и «толстые” вопросы и постараемся на них ответить. Примечание: «толстые” вопросы не имеют однозначного ответа, «тонкие” вопросы начинаются со слов «что, когда, где и т.д.” Применяя ТРКМ на уроках вы можете использовать следующие приемы. Пробежаться по ним (презентация)

  1. Стадия рефлексии.

1. Рефлексия «Верно — неверно». Форма работы — индивидуальная. Давайте проанализируем, как была построена структура нашего занятия и вспомним, какие приемы мы сегодня использовали. Вопросы:

  • Верно ли что, урок в ТРКМ имеет стадии вызова, осмысления и рефлексии?
  • Верно ли что, данная технология предполагает только групповую форму работы?
  • Верно ли что, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить?
  • Верно ли что, «толстые» вопросы требуют более глубокого осмысления материала?

2. Рефлексия «Синквейн». Форма работы — групповая. Тема синквейна «Критическое мышление».

Что же такое критическое мышление? 

По представлению американских авторов, думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов.

Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если…?”

Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.

Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Критическое мышление самостоятельное: каждый формулирует СВОИ идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору фактов, идей, теорий. Но каждый новый факт подвергается критическому осмыслению.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Необходимо заменить традиционное накопительное образование на образование проблемно-постановочное.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации /утверждение – доказательства – вывод/.

Критически мыслящим человеком невозможно манипулировать.

Критическое мышление есть мышление социальное: использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии. Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать.

Традиционно успешность обучения измерялась лишь усвоением того, что преподано ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению. Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций.

Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам. Для развития критического мышления разработана педагогическая технология, которую можно представить в виде технологических этапов: I стадия – вызов, II стадия – осмысление, III стадия – рефлексия.

Функции вызова:
— Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме);

— Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме);

— Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Функции осмысления:
— Информационная (получение новой информации по теме);

— Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний).

Функции рефлексии:
— Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

— Информационная (приобретение нового знания);

— Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

— Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!