logo

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры и упражнения»

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры и упражнения, как средства развития у детей интереса к пению, певческих навыков и музыкально-сенсорных способностей»

Автор: Саматова Расиля Расимовна,
музыкальный руководитель МОБУ СОШ №15,
г. Нефтекамск, Республика Башкортостан

Содержание:

  1. Актуальность.
  2. Теоритическая часть. (О.П. Радынова).
  3. Практическая часть. (Обобщение опыта).
  4. Вывод.
  5. Литература.

1. В современном музыкальном воспитании и образовании детей дошкольного возраста я считаю актуальной проблему развития музыкальности детей. «Проблема музыкальности, — подчеркивает Б.М. Теплов, — это проблема прежде всего качественная, а не количественная. Основное, что должно интересовать педагога, не насколько музыкален тот или иной ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития. Таким образом, Б.М. Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность — есть понятие динамическое, существующая только в движении, только в развитии. Опираясь на вывод, сделанный Б.М. Тепловым в книге «Психология музыкальных способностей», я наметила в своей работе следующую цель: повышать уровень музыкальности детей, то есть создавать эти способности в музыкальной деятельности, а не только проявлять их в лице наиболее одаренных от природы детей.

2. Так что нужно для развития музыкальности детей? Для развития музыкальности очень важен такой вид деятельности, как пение. Чтобы воспитать интерес к пению, развивать певческие навыки и музыкальные сенсорные способности, я выбрала такие средства, как музыкально-дидактических игры и упражнения. Игра — самый близкий и доступный вид деятельности детей. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате в интересной и близкой для детей игровой форме у детей прививается интерес к пению и развиваются, необходимые в обучение детей пению музыкально-сенсорные способности, музыкальный слух, координация слуха и голоса, певческие навыки, а также дети получают знания об основах музыкальной грамоты.

Красочно оформленные игры и пособия активизируют восприятие детей, становятся своеобразным возбудителем желания петь, слушать, играть развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию. Музыкально-дидактические игры и упражнения позволяют соединить в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический), что позволяет глубже воздействовать на восприятие детей и развить способность от целостного восприятия музыки к дифференцированному, более осмысленному.

3. Открыв для себя важность использования музыкально-дидактических игр и упражнений в процессе пения, я стала систематически использовать их в своей воспитательно-образовательной работе, внедрив в том числе и свои дидактические разработки. Музыкально-дидактические игры и упражнения провожу в непосредственно образовательной деятельности, как отдельный вид и носят они обучающий, развивающий характер, после стараюсь вводить в группу для закрепления полученных знаний в самостоятельную деятельность детей. Использую для этого такие виды дидактических игр, как настольно-печатные игры и музыкально-дидактические пособия для упражнений. Музыкально-дидактические игры и упражнения я применяю уже с младшего возраста. В раннем возрасте, когда одной из задач ставится развитие первоначальных певческих интонаций, я использую игру «Угадай-ка» (Н.Г. Кононова) или «Музыкальное окошко» (З.Я. Роот) в которой дети упражняются в звукоподражании.

В младшем возрасте важно развивать правильное звукообразование (ненапряженное, некрикливое). У детей продолжают развивать первоначально певческие интонации. Для этого я применяю музыкально-дидактические игры и упражнения, например, «Кошка и котенок» (Н.Г. Кононова), упражнение «Вот так музыканты!».В любом возрасте необходимо уделять много внимания развитию у детей такого певческого навыка, как правильное дыхание. Этому способствуют такие игровые упражнения, как «Сдуем бабочку» и т.д., а также упражнения, разработанные с помощью программы презентация Microsoft Power Point — «Машин торт» (Сдуем свечи с праздничного торта.), «Шарики — смешарики» (Сдуем шарики.), «Сдуем листок», «Сдуем снежинку».В младшем, среднем возрасте для развития звуковысотного слуха, я применяю следующие игры: «Песенка колокольчиков», «Птичьи голоса», «Где мои детки?», «Качели», «Три поросенка» (Н.Г. Кононова).

Развитию важного для любого возраста ритмического слуха, которое способствует формированию таких певческих хоровых навыков, как строй и ансамбль, способствуют такие игры и упражнения как: «Три медведя», «Колобок», «Теремок» (Н.Г. Кононова), «Веселые гудки» (З.Я. Роот), «Поющая гусеница», «Песенка дождя», с использованием раздаточного материала в виде полосок или других форм, изображений разной величины для демонстрации длинных и коротких звуков. Особенно использование этих игр и упражнений помогают нам с детьми, когда надо поработать над сложным ритмическим рисунком в песне. Эти же игры я использую для развития диатонического слуха, начиная с детьми среднего возраста, что потом позволяет им без труда выразить динамикой голоса характер той или иной песни. В среднем, старшем возрасте для развития выразительного пения применяю игры и упражнения на развитие тембрового слуха — «Волк и семеро козлят», «Колокольчики Дан, Дон, Динь». На развитие ладового чувства — «Мажорная тучка», «Минорная тучка» (З.Н. Бугаева). На плавное, четкое или подвижное звукообразование упражнение «Ну и музыканты!», поиграем голосом на «дудочке», «барабане», «колокольчике», «Обведем голосом листочки» и т. д., музыкальные узоры (З.Н. Бугаева, М.А. Давыдова), смайлики веселые и грустные, упражнения, разработанные с помощью программы «Презентация Microsoft Power Point» — «Лунтик и его друзья», «На горке».

В старшем возрасте я упражняю детей в умении различать правильное и неправильное звучание, применяя те же игры на развитие ладового, звуковысотного, ритмического слуха, но с элементом путаницы. Таким образом у детей развиваются сенсорные способности, слуховой самоконтроль. Хотя динамические и темповые изменения в песнях для детей 5-6 лет не очень многообразны, следует научить детей передавать их голосом. Этому способствуют игры: «Найди щенка», «Забавный петрушка», «Колобок» (Н.Г. Кононова), «Три медведя» (З.Я Роот). Целесообразно проводить с детьми старшего возраста пяти, шести лет игры и упражнения на развитие вокально-слуховой координации, ладотонального слуха — что дается детям непросто и требует систематической работы по развитию умения детей чисто интонировать, различные варианты движения мелодий, трезвучий и самостоятельного нахождения тоники, при этом, дети прослеживают движение мелодии рукой, и таким образом восприятие опирается на слуховое, зрительное и двигательное ощущение. Для развития этих способностей и певческих навыков я использую пособия и игры «Лесенка», «Одуванчики» (Ветлугина Н.А.), «Музыкальная бабочка», а также упражнения, как — «Лунтик и его друзья», «На горке», приведенные ранее. Таким образом, я применяю музыкально-дидактические игры и упражнения, используя одно и тоже пособие в разных возрастах, на решение разных задач, с постепенным их усложнением в интересной игровой форме для детей.

4. Вывод. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно. Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкального слуха ведут к чистоте интонации, выработке унисона и тембра, способствуют развитию вокальных навыков и певческих в целом. Также при систематическом использовании они могут параллельно служить для развитию фонематического слуха, математических представлений в области «Познание». Музыкально-дидактические игры и упражнения интересны и полезны для детей!

Литература:

  1. Радынова О.П., Катинене А.И, Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников» — М 1994 г.
  2. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации». — М 2005 г.
  3. Бугаев З.Н. «Музыкальные занятия в детском саду» — М 2005 г.
  4. Роот З.Я. «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» М 2005 г.
  5. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры» — М 1985 г.
  6. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» — М. 1989 г.
  7. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей. Изобразительные труды»: В 2т. — М. 1985 г.
  8. Орлова Т.М., Бекина С.И., «Учите детей петь» (3-5 лет) — М. 1986 г.
  9. Орлова Т.М., Бекина С.И., «Учите детей петь» (5-6 лет) — М. 1987 г.
  10. Орлова Т.М., Бекина С.И., «Учите детей петь» (6-7 лет) -М. 1988 г.
  11. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» — М. 1982 г.
  12. Давыдова М.А «Музыкальные занятия в детском саду» — М. 2005 г.

Музыкально-дидактические игры.
Упражнение на развитие выразительного исполнения песен, тембрового слуха «Вот так музыканты!»

Демонстрационный. ris01
Карточки с изображением музыкальных инструментов дудочки, колокольчика, барабана.

Описание.
Педагог предлагает спеть звуком дудочки, колокольчика, барабана в соответствии с характером звукообразования дудочка — плавным, протяжным, колокольчик — легким, подвижным, барабан — четким, бодрым. Используется на этапе выразительного исполнения песни.

Игра на развитие ритмического слуха, правильного интонирования мелодии «Поющая гусеница».

Демонстрационный. ris02
Фланелеграф, обтянутый зеленым фетром; гусеница, состоящая из больших и маленьких кружочков, с обратной стороны которых приклеена липучка.

Раздаточный. Карточки с изображением головы гусеницы и кармашком для больших и меленьких кружочков по числу детей.

Ход.
Педагог
: Дети, у нас в траве спряталась поющая гусеница. Чтобы она выползла, надо отгадать длинные и короткие звуки, и выложить ее большими и маленькими кружочками. (Дети выкладывают на фланелеграфе, заданный ритм большими кружочками — длинные звуки, маленькими — короткие.)

Педагог: (Поет попевку). Я — гусеница, петь люблю, по травке я ползу.
Я — гусеница, петь люблю, с ребятками дружу.

(Далее дети могут выкладывать у себя на карточках заданный ритм).

Для развития чистоты интонирования с помощью демонстрационного материала кружочки гусеницы выкладываются в высотном соотношении звуков.

Дидактическое упражнение на развитие вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона «Музыкальная бабочка» («Музыкальные цветы»).

Демонстрационный. ris03
Бабочка капроновая, прикрепленная к тонкой палочке; картонные объемные цветы, расположенные на фланелеграфе в возрастающем по величине и цветовой гамме порядке.

Описание. Детям предлагают пропеть с бабочкой движения мелодии от самой низкой ноты — большого красного цветка до пятой ступени вверх, вниз, показывая движение рукой. В дальнейшем можно каждый раз начинать с ноты повыше и допевать до самой высокой ноты — маленького фиолетового цветка. Игровой момент — Бабочка потеряла цветок — тонику, надо пропеть ее, чтобы помочь бабочке. В процессе упражнения использовать знакомые попевки, упражнять над пением интонационно трудных частей мелодии в песнях.

Игра на развитие ритмического слуха для среднего, старшего возраста «Песенка тучки».

Демонстрационный материал. ris04
Тучка, фланелеграф, большие и маленькие капельки.

Раздаточный.
Тучка с кармашком; большие и маленькие капельки.

Описание.
Педагог: В небе тучка проплывала, песню деткам напевала:

«Раз дождинка, два дождинка, зазвучала вмиг слезинкой.
Ты послушай, не зевай, песню тучки повторяй!»

(Педагог прохлопывает ритмический рисунок, желающие по очереди выкладывают его на фланелеграфе большими капельками, если слышат длинные звуки, маленькими, если короткие). Игра закрепляется в самостоятельной деятельности детей с использованием маленьких и больших капелек тучки.

Упражнение на развитие музыкального слуха, плавного звукообразования, певческого дыхания, вокальную терапию «Лунтик и его друзья».

Описание.
Детям предлагают погулять с героями мультика и спеть мелодию на звук «О», «У», «И» и т.д.

ris05

 

 



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!