logo

Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор: Тетерина Наталья Евгеньевна,
учитель информатики и ИКТ
МОУ “СОШ №4” г. Ухты

Введение

В рыночной экономике любого государства очень большое значение имеет уровень развития малого бизнеса. Он придает экономике гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, кроме того, решает социальные проблемы, обеспечивая занятость населения. Именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики. Поэтому деятельность малого бизнеса всемерно поощряется абсолютным большинством развитых государств.

Задача малых предприятий сегодня состоит не в том, чтобы завоёвывать рынки путем вытеснения монополий, а в том, чтобы заполнять свободные ниши, образующиеся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гигантами. Поскольку потребителей конкретных товаров на современных рынках в сотни и тысячи раз больше, чем поставщиков, персональные запросы каждого потребителя не могут быть удовлетворены полностью.

Актуальность работы состоит в понимании важности роли малого бизнеса, как для населения, так и для государства в целом. От состояния этого сектора экономики  зависит благосостояние людей  и процветание страны.

Целью данной работы является исследование малого бизнеса Российской Федерации на примере одного из ее экономических субъектов – Республике Коми.

Вопросам организации и функционирования  малых предприятий посвящены многие исследования отечественных и зарубежных экономистов, среди которых можно отметить работы Мягкова П., Татаркина А., Зяблюка М.,  Хайера В, Аллена Л., Ниндайка Р., Рубе В., и др. Ими  обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления государственной политики  поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы  к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

  1. История возникновения и эволюция малого предпринимательства 

С точки зрения римских юристов, предпринимательством (бизнесом) считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем (бизнесменом) – арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов»[1, С. 9-11].

В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.

Впервые экономическое определение слова «предприниматель» появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий «на себя обязательство по производству или строительству объекта».

Впервые научное определение слова «предприниматель» появилось в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают – по неизвестной.

История развития российского предпринимательства печальна. Прервавшись почти на 70 лет правления Советской власти, оно вряд ли может рассчитывать на возрождение. Надо строить систему нового предпринимательства, соответствующую современной рыночной системе. Однако нужно не забывать уроки истории, ведь осознание прошлых ошибок – важнейший момент в концепции управления[5, С. 23-28].

До начала XVIII века государственной поддержки предпринимательства в России как таковой почти не было. Однако и тогда можно было встретить интересные моменты.

С XIII по XV век пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками») освобождали от уплаты налогов собственнику этой земли на срок от 5 до 15 лет.

Существовали меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли  купцов-иностранцев, которые в целях захвата рынка снабжали деньгами небогатых русских купцов, превращая их в своих агентов, скупая через них товары по чрезвычайно низким ценам. Иностранные купцы, особенно шведские, свободно пересекали границу и торговали в России в течение всего года, скупая местные товары в наиболее выгодное время. Поэтому дипломатом и экономистом Ордын-Нащокиным в 1667 г. был создан Новоторговый устав, который определял направления внешнеторговой политики русского правительства. В нем предлагалось объединить торговых людей, организовать помощь мелким купцам со стороны крупных путем создания торговых компаний на комиссионных началах. Кроме этого, поощрялся вывоз русских товаров за границу. Русским купцам разрешалось продавать свои товары во всех пригранич­ных городах и на ярмарках, торговать с «иноземцами» вольно. На вы­рученные от экспорта деньги купцы могли покупать беспошлинно иностранные товары.

Петр I не допускал полной монополии частных лиц: «Регламент Мануфактур-коллегии» имел специальный пункт – «Об неисключении других фабрик». Можно сказать, что это был первый российский антимонополистический закон.

Уже тогда предприниматели натыкались на ряд пробле­м: недостаток капиталов для создания предприятий, конкуренция со стороны иностранных товаров. Решить их и многие другие проблемы можно с помощью государства. Петром I был издан ряд указов, в ко­торых определялись привилегии купечеству, такие как освобождение от всякой службы государству; беспроцентная денежная ссуда из казны; освобождение от уплаты торговых пошлин; передача земли, казенных строений, оборудования; передача казенных заводов частным компаниям. По мнению Петра, это должно было привлекать купцов к занятиям промышленными делами. Надо заметить, что такие меры и сейчас были бы действенны.

Основным налогом в то время был промысловый налог, от которого полностью освобождались некоторые категории, такие как, например мелкие кредитные учреждения, товарищества, артели с капиталом меньше 10 тысяч рублей; промыслы, требовавшие покровительства государства, в том числе первичная обработка сельскохозяйственной продукции, крестьянские промыслы и т.д.[1, С. 38-46].

У прошлого и нынешнего предпринимательства есть два сходства – первое это то, что и раньше, и сейчас предпринимательством занимается в основном молодежь, а второе – как «старому», так и «новому» предпринимательству приходилось и приходится преодолевать постоянное, скрытое и явное противодействие государственной бюрократии.

Сложная внутриэкономическая ситуация вынудила российских ученых-экономистов исследовать теории предпринимательства, в результате чего появилась законодательная основа регулирования данной отрасли экономики.

Долгое время в нашей стране уделялось большое внимание монополизации и укрупнению производства. Создавались предприятия  с низким уровнем технологической и подетальной специализации, обладающие жесткой технологической структурой и во многих случаях являющиеся монопольными производителями определенных видов продукции. Их организационную перестройку и перепрофилирование на выпуск наукоемкой продукции очень трудно осуществить.

Стоило задуматься и отметить недопустимый уровень практически монопольного выпуска многих видов энергетического, металлургического, транспортного  и тому подобного оборудования, а также  почти всего выпуска товаров широкого потребления.

Государственная экономическая политика, направленная на строительство и преимущественное развитие крупных производств, приве­ла  к тому, что значение малых предприятий в экономике страны в течение многих десятилетий недооценивалось.

Такая недооценка малых предпри­ятий обуславливалась сложившимся представлением об их низкой эко­номической эффективности, которое исходило из политэкономического постулата о монополизации и концентрации производства, как о главном направлении экономики страны.

Начало развития многоукладной экономики в СССР выпало на конец 80-х годов с появлением экономических субъектов – представителей различных форм собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991 гг. По данным налоговых организаций, в этот период было зарегистрировано 240 тыс. малых предприятий.

В 1989-1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе государственной собственности, поэтому сектор малого предпринимательства был тогда незначителен. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда происходило его отделение в самостоятельную отрасль относительно системы жесткого централизованного управления. Первыми формами такого отделения были арендное и кооперативное движение, но их развитие было технически отсталым, и создать инновационный климат как массовое явление они не могли, так как условия хозяйствования на малых и средних предприятиях промыш­ленности того периода не представляли собой нечто целое.

Новое в развитии малого предпринимательства появилось в 1990 г., с изданием постановления правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению налоговых льгот для них. Эта идея состояла в том, чтобы начать массовый процесс приватизации мелких нерента­бельных и малоэффективных государственных предприятий, перевести их на арендную систему поощрений, кооперативную форму собственности либо передать трудовым коллективам на принципах акционирования.

В 1990-1991 гг. государственной статистикой был зафиксирован рост малого предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как они имели право на налоговые льготы. Кроме того, сказалось отрицательное отношение населения к кооперативам[7, С. 58-63].

Тогда же часть малых предприятий была учреждена крупными государственными организациями как дочерние. Доходность таких предприятий достигалась за счет бесплатного или льготного использования площадей, ресурсов, оборудования организаций-учредителей.

Следующий этап развития малого предпринимательства в 1992 г. обозначился расширением процесса приватизации в сфере обслуживания и торговли. Однако не всегда для выкупа трудовы­ми коллективами предприятий сферы услуг у работников хватало де­нежных средств. Отсутствие кредита и высокий риск банкротств, связанный с резким падением спроса населения на услуги (в связи с инфляцией в то время население почти 80% доходов тратило на продукты питания) также сыграли свою роль.

Еще одна особенность 1992 г. – кризис, охвативший крупные предприятия тяжелой промышленности. Поэтому некоторые негосударственные формы хозяйствования полу­чили развитие в промышленности.

Чаще всего малые предприятия создавались в строительстве и промышленности, а по­среднических предприятий было меньше в 10 раз, чем стро­ительных, и в 8 раз, чем промышленных.

В течение 1992 г. на складывающиеся позитивные процессы в малом предпринимательстве оказали разрушительное воздействие государственная налоговая и ценовая политика. Страну захлестнула волна псевдопредпринимательства.

В 1993 г., невзирая на налоговый пресс, неразвитость правовой базы, просчеты приватизации, акционирования и тяжелейшие экономические условия малое предпринимательство продолжает развиваться.

В 1994 и 1995 гг. предприятия все чаще стали вступать на путь рационализации и экономии, хотя организаций, расширяющих свое производство и ищущих новые пути развития, остается все-таки больше.

В 1995 г. сектор малого предпринимательства принял более-менее равновесное состояние, которое выразилось падением темпов роста числа малых предприятий.

К началу 1996 г. в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс. предприятий малого предпринимательства. Наибольшее количество малых предприятий в 1996 г. было сосредоточено в торговле, одна треть предприятий приходится на промышленность и строительство, небольшая часть занята в сфере науки.

С 1996 по 1999 год сектор малого предпринимательства развивается бурно и стремительно. Если малое предпринимательство и дальше будет развиваться такими темпами, то через некоторое время мы догоним США по количеству малых предприятий. Однако остается открытым вопрос, скажется ли это положительно на развитии нашей национальной экономики?

В 2006 году малых предприятий в стране насчитывалось 952 тысяч, и трудилось на них более 11,5 млн. россиян. Структура распределения малых предприятий по основным отраслям экономики  существенно не изменилась – безусловным лидером остается торговля и общественное питание (47,1% от общего числа МП против 47,9% в апреле 2005 года), за ним следует промышленность (13,2% против 13,7%) и строительство (13,1% против 12,8%).

Количество замещенных рабочих мест (с учетом совместителей) на МП за год увеличилось на 5% до 7,84 млн. Таким образом, этот сектор экономики обеспечивает около 12% от общего числа рабочих мест в РФ.

В I квартале 2007 года малыми предприятиями было произведено продукции в действующих ценах на сумму 363 млрд. руб., что составляет 12,5% от общего объема российского ВВП (в основных ценах). В аналогичный период прошлого года доля малых предприятий в производстве ВВП равнялась 9,5%.

В 2008 году намечена тенденция к увеличению доли малых предприятий в общей структуре предприятий России. Не последнюю роль в их увеличении сыграли последние изменения в законодательстве в пользу поддержки малого предпринимательства. К началу 2010 года наблюдается значительный спад количества вновь открывающихся малых предприятий, что связано с кризисными явлениями в мировой экономике[9, С. 116-123].

  1. Малый бизнес: понятие и особенности функционирования

На территории России малым считается предприятие, основывающееся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений (организаций), доля которых в уставном капитале не превышает 25% вновь созданной, а также на смешанной форме собственности, не запрещенное законодательством и отвечающее целям, предусмотренным уставами таких предприятий. К малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, удовлетворяющие требованиям Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций. Однако до самого последнего времени эта важнейшая функция управления экономикой очень слабо освещалась не только  в российской, но и зарубежной литературе.

В Законе РФ «О предпринимательской деятельности» отмечается, что предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером. Поиск нового, организация работы персонала предприятия, направленная на выявление новых возможностей для хозяйственной активности, освоение новых рынков, переход к производству новых товаров и услуг – это и есть предпринимательская деятельность[2, С. 11-14].

Совершенно не обязательно, чтобы предприниматель лично занимался всеми проблемами предприятия. Выполнение отдельных задач может быть делегировано другим лицам. Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия.

Предпринимательство – это хозяйственная  предприимчивость, отрицающая самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство.

Хозяйственник, не являющийся предпринимателем, – это плохой работник, поденщик, отбывающий на службе регламентированные часы. Предприниматель ищет и находит пути развития и повышения эффективности производства, улучшения качества работы, увеличения прибыльности предприятия независимо от того, является ли он владельцем данного предприятия или наемным служащим.

Задача любого предпринимателя – получить доход на вложенный труд и капитал. Уровень качества его работы определяется объемами полученного дохода на капитал. Следовательно, предпринимательство – это хозяйственная деятельность, направленная  на получение и наращивание дохода.

Предприниматель не всегда является собственником капитала, но почти всегда он менеджер в той или иной степени. Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента. Фирмы, которые уделяют недостаточное внимание предпринимательству, теряют позиции на рынке из-за  недостаточной гибкости управления  и производства.

Побеждает тот, кто быстро реагирует на запросы общества, расширяет участие на рынке за счет внедрения новых технологий и освоения производства пользующихся спросом товаров. Сегодня в мире  крупного бизнеса крепнет убеждение, что рассчитывать на успех можно только  в том случае, если чувствовать себя предпринимателем[4, С. 201-204].

Среди наиболее важных целей предпринимателя – производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса.

Развитие капитализма в течение долгого времени неопровержимо доказывало, что извлечение дохода и обеспечение благополучия  общества мало совместимы.

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые  ею функции:

  • предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;
  • предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;
  • предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;
  • предприниматель это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса[7, С. 98-112].

В принципе, малый бизнес заполняет те ниши рынка, в которых крупный бизнес оказывается неэффективным. Сферой малого предпринимательства традиционно являются розничная торговля, бытовые услуги, производство продуктов питания, строительство и ремонт жилья. Но в России, в отличие от многих развитых стран, в этих сферах все еще велика доля крупных предприятий. В нашей стране малый бизнес находится скорее в конфликтных отношениях с крупным, а не сотрудничает с ним.

Малый бизнес успешно функционирует во всех отраслях японской экономики, являясь наиболее активным и мобильным элементом рынка в развитии свободной конкуренции, повышении конкурентоспособности японской продукции и адаптации к структурным изменениям в сфере услуг и промышленного производства. Практически 99% предприятий Японии относятся к сфере малого и среднего бизнеса.  Из них 73,7% работают в производстве, 85,9% в товаропроизводящей сети, 67,5% в сфере услуг. В отношении малого бизнеса проводится целенаправленная политика стимулирования производства.

В Германии предприятия малого бизнеса составляют сейчас 99,8% от общего числа фирм. При этом на них приходится 2/3 рабочих мест. Ежегодно сфера малого бизнеса производит 46% ВВП, предприятия малого бизнеса можно встретить практически во всех отраслях. Государственная поддержка малому бизнесу направлена на мобилизацию его собственных резервов в целях повышения его эффективности и конкурентоспособности выражается в законодательном обеспечении  его деятельности.

Важной функцией малого бизнеса является создание новых рабочих мест. Создание одного рабочего места на малом предприятии обходится в 15 раз дешевле, чем на крупном. В России данная функция реализуется в гораздо большей степени, чем в странах с развитой рыночной системой, в силу кризисного состояния многих крупных предприятий.

Характерной особенностью малых предприятий является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Малые предприятия представляют собой вполне самостоятельную и наиболее типичную форму организации экономической жизни общества в условиях развитого рыночного хозяйства. Они обладают своими специфическими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, присущими только им внутренними закономерностями развития. Функционирование, главным образом, на конкретном локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, непосредственная связь с потребителем, потребность в относительно небольшом стартовом капитале – эти характеристики малого предприятия являются его достоинствами, повышающими устойчивость и живучесть этих предприятий в качестве структурного элемента экономики. Однако при определенных условиях такие характеристики приобретают негативную значимость, тормозят развитие конкретного предприятия, ставят под угрозу его существование. Гибкость малого предприятия, его мобильность позволяют быстро приспособиться к изменениям внешней среды, однако оно оказывается особенно сильно уязвимым для колебаний конъюнктуры рынка, изменений локальных условий функционирования, динамики общих социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможности для привлечения дополнительных ресурсов при необходимых ситуациях. Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако, характерное для малого предприятия совмещение функций собственника и менеджера, установление личных связей с работниками предприятия снижают управленческие издержки, но могут привести к самоэксплуатации и нарушению норм трудового законодательства.

Как показывает опыт экономически развитых стран, с развитием малого предпринимательства растет доля экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп. При помощи малого бизнеса мобилизуются материальные, финансовые и природные ресурсы и повышается эффективность их использования.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

К особенностям развития малого бизнеса в России в первую очередь следует отнести следующие:

  • малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий, – производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и т. п. При этом выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится значительная часть продукции пищевой, лесной, деревообрабатывающей целлюлозно-бумажной отраслей промышленности;
  • диверсификация характерна для значительного числа малых предприятий. Многопрофильность деятельности малых предприятий обусловлена двумя причинами: развитием бизнеса или попыткой исправить ситуацию, когда поддержать предприятие могут только наличные деньги, а их реально дают торговля и услуги.

Суть концепции Закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2008 года, заключается в совершенствовании государственной политики поддержки, направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства новым Законом отнесены:

  • внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов);
  • внесенные в ЕГРИП физические лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц – ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале  РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Ограничение участия 25% перешло в новый Закон из предыдущего Закона N 88-ФЗ.

Для всех субъектов обязательными являются два критерия.

Первый критерий – ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год:

  • для средних предприятий – от 101 до 250 человек;
  • для малых предприятий – от 16 до 100 человек;
  • для микропредприятий – до 15 человек.

Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. В Законе N 88-ФЗ средняя численность ставилась в зависимость от сферы деятельности предприятия.

Второй критерий – выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Предельные значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства РФ, которое будет своим постановлением определять их для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса. Определены следующие размеры выручки:

  • для микробизнеса – 60 млн. руб.;
  • для малого бизнеса – 400 млн. руб.;
  • для среднего бизнеса – 1 млрд. руб.
  1. Проблемы развития малого предпринимательства

К середине 80-х годов XX века новому партийному руководству СССР стало очевидно, что далее невозможно, более того, чревато продолжать политику подавления предпринимательской активности населения. Так называемая перестройка в поиске новых эффективных форм хозяйствования на местах частично сняла это напряжение, собственно и дав вторую, после более чем семидесятилетнего перерыва, жизнь российскому малому предпринимательству – и до настоящего момента самому рыночному сектору экономики страны. Именно малое предпринимательство в конце 1980-х годов начало рыночные преобразования в России, реально предлагая гибкие формы ведения хозяйственной деятельности, в частности, быстро подняв на принципиально иной уровень качество бытовых услуг населению, розничной торговли, общепита.

Может быть, поэтому, выступив локомотивом кардинальных изменений, произошедших в экономической системе России, и объективно опередив в этом государство, малое предпринимательство, как любой вырвавшийся вперед, оказалось в одиночестве, предоставленным самому себе. До последнего времени практически все попытки государственного регулирования и содействия развитию малого предпринимательства или утрачивали (вследствие инерции и бюрократии не до конца отлаженной государственной машины) свою актуальность еще до принятия соответствующего нормативного акта, или были временной данью политической ситуации, или не имели под собой реальной основы.

Такой основой должен был бы быть некий государственный меморандум, в котором недвусмысленно была бы обозначена основная миссия малого предпринимательства – участие в формировании эффективных рыночных отношений, имеющих главной целью высокий уровень жизни россиян и обеспечение достойного места России в мировой экономике, — а также механизмы и способы государственного содействия этой миссии[6, С. 28-34].

В последние годы в России в нескольких выбранных регионах, при содействии ряда федеральных министерств и при участии ведущих аналитиков было проведено несколько высококачественных мониторингов состояния малого предпринимательства. Проанализировав их результаты, можно расставить по степени важности следующие основные проблемы отечественного малого предпринимательства:

  • высокий уровень налогообложения;
  • доступность кредитных ресурсов;
  • административные барьеры.

При этом, не отрицая важности данных проблем и исходя из опыта государственной поддержки малого предпринимательства, представляется более правильным расставить их несколько по-иному и рассматривать степень их влияния на развитие малого предпринимательства в следующем порядке:

  • административные барьеры;
  • кадровая поддержка;
  • доступность кредитных ресурсов.

Теперь о том, почему так, а не иначе. Начнем с налогообложения, вернее, с того, почему оно не вошло в число первых трех приоритетов. На наш взгляд, уровень взимаемых налогов для малого предпринимательства во многих регионах России сегодня совершенно приемлемый. Проблема заключается в том, что часто путаются два понятия – налоги и всяческие выплаты (официальные и неофициальные) контролирующим ведомствам, которые развили за последние десять лет тотальное администрирование предпринимательской деятельности. Естественно, все это вкупе – налоги и оплата нередко абсурдных разрешений – иногда достигает астрономических для предпринимателя значений, и все это называется термином “налогообложение”. Решить проблему не так сложно – следует просто запретить государственным органам взимать (самостоятельно или через свои «отпочкованные» структуры) плату за выполнение обязанностей, которые они и так должны исполнять, находясь на содержании у государства. А штрафы и тому подобные выплаты – безусловно, они будут всегда, предпринимателей «не без греха» тоже достаточно – должны поступать полностью в бюджет государства.

С этой ситуацией как раз и связан основной, на наш взгляд, бич российского малого предпринимательства – административные барьеры, порожденные сложившимся в России разрешительным принципом начала собственного бизнеса. То есть, если человек решил создать собственное дело, он должен собрать кучу нужных и ненужных справок, заплатить немалые суммы официально и неофициально не одному десятку чиновников, и это все только за то, что он хочет работать. Сейчас много говорится о том, что в России не растет количество малых предприятий – так оно при таком положении дел не будет расти никогда. Необходим не разрешительный, а в большей степени уведомительный принцип, при котором, открывая собственное дело, достаточно зарегистрироваться в соответствующем государственном органе. А уведомления в сертифицирующие, пожарные и другие службы должен направлять этот самый государственный орган. В свою очередь, все эти ведомства при необходимости должны сами приходить, проверять, ставить на контроль новый бизнес, причем уже бесплатно.

Второе – кадры, точнее, их отсутствие. Сегодня ситуация такова, что рынок предъявляет особые требования к человеческому ресурсу, находящемуся или желающему войти в сектор малого предпринимательства. В настоящее время явно ощущается нехватка квалифицированных каменщиков, маляров, работников общепита, монтажников, стоматологов, представителей многих других профессий. Нельзя сказать, что их нет вообще – просто население уже привыкло к качественным услугам, а законодательство научилось наказывать за обман и низкое качество. Поэтому, чтобы завоевать себе место на рынке, малое предприятие изначально должно выдавать продукцию или услуги качеством не хуже, а ценой не выше, чем у конкурентов. Для этого нужна соответствующая рабочая сила, рынок которой должно формировать государство. Но есть и другая сторона этой медали.

Количество малых предприятий в стране не растет в последнее время, думается, еще и потому, что за прошедшие годы генофонд предпринимателей-лидеров, тех, кто способен создать собственное дело и кого не привлекают вторые роли, по большому счету исчерпан. Все, кто мог, у кого сохранились за годы тоталитарной экономики предпринимательские гены прадедов, уже давно в предпринимательстве. Следовательно, вторая задача государства в этой связи – готовить по специальным программам будущих лидеров, менеджеров, руководителей – как угодно, – которые будут нацелены на создание собственного дела, хорошо зная, как это делается.

Решение двух этих проблем создает нормальные условия для появления новых малых предприятий – необременительность разрешительных процедур и наличие необходимого человеческого ресурса. Остается третья – кредитные средства, позволяющие сделать необходимые вложения в минимум основных фондов, рекламу и так далее. В этом смысле сегодня особенно страдают производственные и инновационные малые предприятия – в отличие от других они больше нуждаются в относительно дешевых и долгосрочных (до 3-5 лет) кредитах, которыми сегодня российский финансовый рынок не располагает. Здесь, скорее всего, необходимы специальные государственные средства, пусть первоначально небольшие. Не лучший путь, но вряд ли целесообразнее ждать, пока “дозреет” банковская система. Сегодня уже понятно, что тот интеллектуальный и инновационный потенциал, которым все еще располагает Россия, может быть эффективно преобразован в наукоемкий коммерческий продукт и реализован, прежде всего, посредством развития малого предпринимательства. Это один из шагов, который позволит российской экономике, зависящей от цен на энергоресурсы, выйти из разряда стран – сырьевых доноров. Уже есть примеры, когда в наукоемком малом предпринимательстве годовая реализация собственной продукции из расчета на одного работника сравнима с аналогичным показателем в нефтяной отрасли. Это уже качественно новый уровень, и, пожалуй, именно в этом — ближайшее будущее взаимоотношений науки и малого бизнеса, когда последний не только пользуется наработками первой, но и создает структуры, эти самые наработки производящие. Очевидно, необходим государственный механизм, поощряющий такие тенденции, который позволил бы государству, изыскивающему пути оказания помощи науке, продвинуть ее продукцию на рынок, научить ее зарабатывать. Малое предпринимательство и здесь готово прийти на помощь.

В России во многих регионах в целом существует инфраструктура поддержки малого предпринимательства; при этом слабая управляемость и отсутствие согласованности деятельности всех ее элементов не позволяют говорить о том, что это действительно реальная и целенаправленная помощь частному бизнесу. Приняв как аксиому необходимость развития такой инфраструктуры, государству следует в самые кратчайшие сроки определить пути повышения качества и эффективности ее деятельности.

  1. Анализ состояния малого бизнеса в Республике Коми

С конца 80-х годов малое предпринимательство получило право на жизнь и стало стремительно наращивать свое присутствие в экономике Республики Коми.

Наметившийся в последнее время  рост промышленного производства, реальных денежных доходов и приток инвестиций в Республику Коми позитивно сказались и на сфере малого бизнеса.

Следует отметить, что малые организации при благоприятно складывающейся конъюнктуре развиваются более динамично, чем крупные и средние, демонстрируют лучшие темпы роста основных параметров. Однако малые формы хозяйствования по сравнению с крупными обладают заметно меньшим резервом прочности. Ухудшение условий хозяйствования на них отражается в большей степени. Их положение оказывается сложным и неустойчивым. В прошедшем году в такой ситуации оказались лесозаготовительные организации.

В целом по многим показателям развития малого предпринимательства в республике отмечалась положительная динамика и увеличение его вклада в экономику республики. Прирост числа малых предприятий в республике был выше, чем в РФ и Северо-Западном федеральном округе, благодаря чему в 2009 г. по количеству малых предприятий в расчете на 1000 человек мы достигли среднего показателя по стране. В республике наблюдается активный рост числа занятых в сфере малого бизнеса, увеличивается оборот малых организаций, причем более высокими темпами, чем в целом по РФ и СЗФО[9, С. 36-44].

Роль малого бизнеса в экономике республики определяется его вкладом в создание ВРП, ростом налоговых поступлений в региональный бюджет, насыщением рынка потребительскими товарами и услугами, сокращением числа безработных.

Удельный вес малого бизнеса достаточно ощутим в сфере услуг. В 2009г. в обороте оптовой торговли он составил 51%, обороте общественного питания – 62%, обороте розничной торговли – 76%, перевозках пассажиров автобусами – 74%, объеме бытовых услуг – 92%.

В Республике Коми повышение роли малого бизнеса в экономике является одним из стратегических направлений экономического и социального развития республики на 2006–2010 годы и на период до 2015 года. На рисунке 1 представлено количество предприятий районов Республики Коми в расчете на 10 тыс. человек населения.

Очевидна социальная значимость малого бизнеса. Положительным итогом деятельности малых предприятий является рост среднесписочной численности работников. При снижении численности занятых в экономике республики с 2000г. по 2009г. на 6%, среднесписочная численность работников на малых предприятиях увеличилась в 2,7 раза. Очевидно, что в противном случае люди, получившие работу в этом секторе, попали бы в состав безработных со всеми негативными последствиями, как для общества, так и для них самих.

Таким образом, малый бизнес выполняет важную роль в сокращении безработицы и расширении занятости населения.

Данные выборочных обследований по проблемам занятости свидетельствуют, что доля занятых в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица в Республике Коми возрастает, в то время как в целом по России этот показатель снижается.

За 2001-2009 гг. прирост среднесписочной численности работников малых предприятий (без внешних совместителей) в республике был выше, чем в среднем по стране и Северо-Западному федеральному округу. В своем округе республика занимала третье (после Калининградской и Архангельской областей).

Рис01

Рисунок 1 – Предприятия районов республики в расчете на 10 тысяч человек

Рост занятых на малых предприятиях свидетельствует о наличии в регионе благоприятных условий для развития малого бизнеса, но снижение постоянных работников в расчете на одно предприятие не позволяет малым предприятиям реализовывать свой потенциал в полном объеме, переходить в разряд средних и крупных организаций.

Результативность деятельности малого бизнеса во многом зависит от числа субъектов малого предпринимательства и контингента работников. К ним относятся малые предприятия и предприятия без образования юридического лица (ПБОЮЛ), которые по большому счету отличаются от малых предприятий только тем, что не являются юридическим лицом. Поправки в Трудовой Кодекс РФ, вступившие в силу с 1 октября 2006г., наделили индивидуальных предпринимателей новыми правами и обязанностями в области трудовых правоотношений, приравняли их к юридическим лицам, что еще больше стирает грани между ними. Однако при сравнении развития малого бизнеса России с другими странами роль индивидуальных предпринимателей часто не рассматривается.

В Республике Коми увеличение численности субъектов малого предпринимательства происходило, главным образом, за счет индивидуальных предпринимателей[9, С. 64-68].

Число индивидуальных предпринимателей намного превышает количество малых предприятий. Такая же картина обнаруживается и в других регионах России, за исключением крупнейших мегаполисов: Москвы и Санкт-Петербурга.

Позитивная динамика роста числа индивидуальных предпринимателей обусловлена рядом преимуществ, которыми они обладают в сравнении с юридическими лицами. Это и простота регистрации, и отсутствие требований к уставному капиталу, и упрощенная система ведения бухгалтерского, налогового учетов, более щадящее налогообложение. Они так же, как и юридические лица, вправе заниматься любыми разрешенными видами деятельности, выступать заказчиком работ и услуг, а также использовать наемный труд. Кроме того, в отличие от малых предприятий, субъектом малого предпринимательства они являются по умолчанию. На них не распространяется критерий численности работников. Поэтому по размерам они могут превосходить малые предприятия.

Несмотря на заметные плюсы осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица, в конце 2009г. темпы роста их численности заметно снизились и оказались ниже, чем в среднем по России и Северо-Западному федеральному округу.
В то же время значительно увеличилось число малых предприятий. Прирост реально действовавших малых предприятий по сравнению с 1999 г. составил 30% и оказался самым существенным за последние 10 лет. Абсолютными лидерами по увеличению числа малых предприятий стали общественное питание и розничная торговля. В этих сферах деятельности за 2008г. число малых предприятий возросло в 2,9 раза и 2,1 раза соответственно.

Динамику изменения малого предпринимательства в республике Коми за последние 10 лет характеризует рисунок 2.

Рисунок 2 - Удельный вес малого бизнеса Республики Коми (1999 и 2008 гг.)

Рисунок 2 – Удельный вес малого бизнеса Республики Коми (1999 и 2008 гг.)

Определенные коррективы в подобные изменения, безусловно, внес Федеральный Закон от 21.07.2005 г. № 102, лишивший права предпринимателей без образования юридического лица торговать алкогольной продукцией в розницу. Некоторые предприниматели, осуществлявшие свою деятельность в розничной торговле, вынуждены были перерегистрироваться в малые предприятия. За 2009г. и первую половину 2010 г. число малых предприятий, торговавших алкогольной продукцией, сократилось со почти в 2 раза в связи с последними изменениями в области ограничения продажей алкогольной продукции в ночное время суток.

Чтобы малый бизнес мог более-менее равномерно развиваться, необходимы условия, стимулирующие предпринимательскую активность населения в каждом городе и районе. Не последнюю роль в формировании благоприятной рыночной среды для развития малого предпринимательства предстоит сыграть муниципальным властям, которым в соответствии с действующим законодательством с 1 января 2006г. были переданы полномочия в части выполнения программы поддержки малого бизнеса, сбора ЕНВД и определения коэффициентов, корректирующих сумму выплат по этому налогу; распоряжение имущественными и земельными ресурсами.

Хотя текущие тенденции позитивны, можно обоснованно утверждать, что имеющегося числа малых предприятий недостаточно для усиления их роли в экономике. Если в странах ЕС на 1000 жителей приходится 45 малых предприятий, то в России в 2009г. – 11 малых предприятий.

Согласно мировым стандартам для оказания заметного влияния на социально-экономическую ситуацию стабильно функционирующих малых предприятий должно быть 25 – 30 на тысячу жителей.

Следует, однако, отметить, что прямое сравнение здесь не совсем корректно, так как в России определение малого предприятия не соответствует стандартам развитых стран. Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые». В ЕС предельной численностью занятых, позволяющей отнести предприятие к малому, является не более 49 человек.

В России средняя численность работников на малом предприятии не должна превышать предельных уровней: от 30 до 100 человек в зависимости от сферы деятельности.

Малый бизнес охватывает практически все виды экономической деятельности, но наибольшее количество хозяйствующих субъектов, как в России, так и в Республике Коми всегда занималось торговлей. Привлекательность данной сферы объясняется, прежде всего, стабильным потребительским спросом, относительно быстрой окупаемостью вложенных средств.

Распределение малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по видам деятельности в целом схоже с общероссийским, но с меньшим уклоном на торговую деятельность и обрабатывающие производства.

За последние годы структура малых предприятий по видам деятельности не претерпела резких изменений – основная часть малых предприятий по-прежнему концентрируется в торговой сфере. И можно отметить тенденцию к росту относительной доли данного сегмента. На фоне роста торгового сектора доля остальных видов деятельности снижается.

Отраслевая структура малых предприятий России и Республики Коми в 2009 г. представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Отраслевая структура малых предприятий в 2009 году

Рисунок 3 – Отраслевая структура малых предприятий в 2009 году

Результаты социологического исследования, проведенного Комистатом, показали, что представители  малого  бизнеса  республики  имеют достаточно большой опыт предпринимательской деятельности: десять и более лет руководят бизнесом 31% опрошенных предпринимателей и 45% опрошенных руководителей малых предприятий.

Данные говорят о том, что характерной чертой индивидуального предпринимательства в республике является невысокая доля молодежи в их рядах – 17,3%. Для сравнения: в 1997г. слой предпринимателей в Сыктывкаре на 46,4% состоял из граждан до 30 лет.

Другой особенностью предпринимательского слоя является достаточно высокий процент женщин-предпринимателей. Из 20 тысяч предпринимателей, внесенных в базу ЕГРИП, мужчины составляли 48%, женщины – 52%.

К приоритетным направлениям женского предпринимательства относятся парикмахерские услуги (97% женщин, занимающихся данным видом деятельности), текстильное и швейное производство (96%), образование (73%), здравоохранение (65%), розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (65%), финансовая деятельность (60%), гостиницы и рестораны (54%), операции с недвижимым имуществом (53%).

В малом бизнесе республики широко задействованы опытные и образованные руководители. Однако есть основания полагать, что в этом секторе экономики началась смена поколений. Поэтому необходимы условия для притока в эту сферу молодежи. Иначе через несколько лет мы получим стареющий малый бизнес.

Представители малого бизнеса, располагавшие помещениями в собственности, более позитивно оценивали состояние собственного бизнеса по сравнению с ситуацией год назад. Среди них 53% полагали, что их положение улучшилось в 2009 г., в то время как среди арендующих помещения, всего 25%. Наблюдали ухудшение дел в собственном бизнесе 16% и 31% соответственно.

Процентное отношение проблем наиболее остро стоящие перед малым бизнесом и мешающие развитию предпринимательства в регионе предприниматели Республики Коми обозначили следующим образом (таблица 1).

Одним из факторов успешного функционирования малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой является хорошо налаженная кооперация крупных и малых предприятий в сфере производства и сбыта.

В республике Коми, судя по данным социологического исследования, отношения между крупным и малым бизнесом складываются не совсем благоприятно для обеих сторон. Только 35% опрошенных руководителей малых предприятий отметили, что крупные предприятия предоставляют малому бизнесу заказы, примерно столько же видят их своими конкурентами, а каждый шестой полагал, что крупные предприятия препятствуют доступу малых организаций в отдельные сферы деятельности. 

Таблица 1
Проблемы, стоящие перед малым бизнесом Республики  Коми

Проблемы Руководители малых предприятий,  (%) Индивидуальные предприниматели,  (%)
Высокая арендная плата 45 51
Усиление конкуренции 54 40
Трудности с получением кредита 34 38
Нехватка квалифицированных кадров 32.5 46
Проблемы с выделением земельных участков 17 22
Отсутствие информации о свободных помещениях для ведения бизнеса 9 31
Уменьшение спроса на выпускаемую продукцию и услуги 18.5 21.6
Противодействие со стороны местных органов власти 8 22
Попытка вымогательства 11
Другое 7 5

В республике трудно налаживается кооперация не только между малым и крупным бизнесом, но и между самими малыми предприятиями. Причина этого видится в отсутствии взаимного доверия, надежности партнерских отношений. Как свидетельствуют данные социологического исследования, опыт столкновения с негативной практикой бизнеса имели 42% опрошенных предпринимателей и половина опрошенных руководителей малых предприятий. Больше всего малый бизнес страдает от нарушений обязательств партнерами и поставщиками.

Специфической чертой малого бизнеса республики является то, что большая часть его субъектов практически не имеет основного капитала в собственности и ведет свою хозяйственную деятельность на базе арендуемых помещений.

Довольно небольшая часть представителей малого бизнеса являются собственниками тех офисных, складских или производственных помещений, в которых они работают. По данным исследования, 71% руководителей малых предприятий и 56% предпринимателей арендуют какие-либо помещения.

Получить в собственность или аренду офисные или производственные помещения не так уж просто. Лишь 16% предпринимателей и 24% руководителей малых предприятий считают, что в их населенном пункте сделать это «легко» или «скорее легко».

Трудности с получением производственных площадей содержат не только технический аспект, связанный с физической их доступностью, но и финансовый – большие арендные ставки. Результаты опроса показали, что высокая арендная плата мешает дальнейшему развитию бизнеса половине опрошенных предпринимателей и каждому третьему руководителю малого предприятия. Как оказалось, 54% опрошенных предпринимателей и 27% опрошенных руководителей малых предприятий, арендующих какие-либо помещения, тратят на аренду пятую часть всей выручки предприятия и даже больше. Иными словами, по крайней мере, один день в неделю они вынуждены работать только на оплату арендных платежей.

Взгляды представителей малого бизнеса на ближайшую перспективу сдержанны. Больше всего они боятся падения платежеспособного спроса, прихода на рынок конкурентов, роста арендных платежей и изменений в региональном законодательстве, ухудшающих положение малого бизнеса.

Сегодня основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого бизнеса в республике является Целевая республиканская программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства и потребительской кооперации в Республике Коми (2006-2010гг.)», разработанная в целях повышения темпов развития малого предпринимательства, обеспечения населения товарами и социально значимыми видами бытовых услуг.

В 2009 г. за счет средств республиканского бюджета Республики Коми объемы финансовой, инвестиционной, материально-технической и кадровой поддержки малого предпринимательства увеличились. На мероприятия по поддержке малого предпринимательства было выделено 28,2 млн. рублей (в 2008г. – 10,2 млн. рублей). Большая часть выделенных средств была потрачена на финансовую поддержку малого предпринимательства, в том числе на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в банках и потребительских кооперативах, а также на возмещение затрат на разработку бизнес-планов[9, С. 82-87].

Но, несмотря на позитивные изменения, в целом по республике отмечается неравномерность развития малого бизнеса по городам и районам. Кроме того, остается невысокой доля субъектов малого предпринимательства в обрабатывающем производстве.

Недостаток собственных и заемных средств является одним из препятствий для дальнейшего развития малого бизнеса. К существенным затратам финансов и времени приводят административные барьеры во взаимоотношениях с муниципальными органами и контролирующими организациями, а также в сфере арендных отношений.

Когда в России вопросы поддержки и развития малого бизнеса регулировались Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятым еще в 1995г, в Республике Коми в 1996г. был принят закон о поддержке малого предпринимательства. Но в 2004 году закон утратил силу.

В целом, деятельность индивидуальных предпринимателей республики в 2009 году можно охарактеризовать следующими основными итогами:

  • 82% предпринимателей располагали магазинами и павильонами, 11% – палатками и киосками, 10% – торговыми местами на рынках;
  • 46% индивидуалов, реализующих товары через магазины (павильоны), являлись их собственниками, 54% – пользовались ими на правах аренды; по предпринимателям, реализующим товары через палатки (киоски), эти показатели составили соответственно 94% и 6%;
  • в расчете на одного индивидуального предпринимателя средний оборот розничной торговли в августе 2010 г. составил 371 тыс. рублей, что выше общероссийского уровня (249 тыс. рублей);
  • в обороте розничной торговли обследованных предпринимателей так же, как и по России, наибольший удельный вес занимали продовольственные товары (53%);
  • 83% опрошенных индивидуальных предпринимателей использовали для осуществления торговой деятельности труд наемных работников (по России – 64%). В целом они дополнительно обеспечили работой 6463 наемных работника, оформление которых, в основном, осуществлялось на договорной основе, и 2% из них привлекались по устной договоренности;
  • у 77% индивидуальных предпринимателей было в среднем занято от 1 до 6 человек, у 16% – от 7 до 15 человек, у 7% – 16 и более человек; они формировали соответственно 39%, 28% и 33% оборота розничной торговли обследованных предпринимателей.
  • в собственности и на правах аренды у обследованных индивидуальных предпринимателей находились 1805 магазинов и павильонов с торговой площадью 68 тыс.кв. метров, 406 палаток и киосков, 43 автолавки и автомагазина. Кроме того, для реализации товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках предприниматели имели 584 торговых места.

Отсутствие реального нормативного регулирования поддержки такого важного сектора экономики как малый и средний бизнес, существенно ограничивало его развитие в целом.

В заключение работы хотелось бы отметить, что 30 января 2008 года  в зале городской администрации  г. Ухты состоялась учредительная конференция, на которой 15 предприятий приняли решение о создании Торгово-промышленной палаты. До последнего времени в Республике Коми действовала только одна Торгово-промышленная палата, объединившая представителей организационно-делового сообщества всего региона. В Ухте же ранее, начиная с 1995 года, успешно работало представительство региональной ТПП. Основной целью организации данной палаты является объединение субъектов хозяйственной деятельности г. Ухты для содействия развитию экономики города, ее интегрированию в экономику Коми, России и в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулирования отношений предпринимателей с их социальными партнерами, а также для согласования и представительства интересов членов палаты.

По мнению специалистов, создание собственной палаты позволит предприятиям Ухты и Сосногорска оперативно решать самые актуальные вопросы городского и районного бизнеса, увеличить количество услуг, необходимых для успешного развития организаций. Используя деловую площадку ухтинской ТПП, предприниматели получат возможность принимать активное участие в обсуждении и согласовании нормативных и законодательных актов, касающихся вопросов предпринимательства и экономики как в родных городах, так и на республиканском уровне.

Наличие собственной Торгово-промышленной палаты, несомненно, будет способствовать развитию каждого предприятия Ухты и районов, экономики города и Республики Коми в целом.

Заключение  

Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Уровень развития малого предпринимательства в России находится на сегодняшний день на достаточно низком уровне в силу различных причин неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная нормативно-правовая база, запаздывающий процесс реструктуризации приватизированных предприятий.

Существуют и другие проблемы. Одной из основных является нехватка финансовых    ресурсов    у    вновь    создающегося    малого    предприятия, недостаточно развит механизм банковского кредитования малого предпринимательства. От этого во многом зависит успех малого бизнеса, его успешное развитие и функционирование.

Следует отметить, что государству выгодно иметь большой процент малого бизнеса, так как:

  1. Снимает заботу о рабочих местах.
  2. Налоги (особенно местный уровень).
  3. Учет требований покупателей.
  4. Экономия используемых материальных ресурсов.
  5. Интенсивное обновление продукции.
  6. Повышается технико-технологический уровень.
  7. Предприниматели находят места для инвестиций, инвестируют в свои предприятия.

Предприятия берут на себя функции государства и функцию социальной защиты сотрудников.

Таким образом, развитие малого бизнеса является важным механизмом государственного регулирования предпринимательской деятельности.

 Список использованной литературы

  1. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  2. Антишина М.А. Комментарий к федеральному закону от 07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской  Федерации» «Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам  для бухгалтеров,  2007,  № 11
  3. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. – М.: «Дашков и Ко», 2007.
  4. Васильева Е.Е. Проблемы малого предпринимательства. В кн. Механизмы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник.- М.: Академия менеджмента и рынка. 2007.
  5. Виленский А. Почему не востребован малый бизнес в России// Бизнес для всех. №11, 2007
  6. Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России. В кн. Механизмы развития предпринимательства в России. Аналитический сборник.- М.: Академия менеджмента и рынка, 2006.
  7. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России/ «Малое предприятие» №11, 2006.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. – М.: ИНФРА- М -Норма, 2006.
  9. Малое предпринимательство: итоги деятельности, основные проблемы развития, мероприятия по господдержке: Аналитическая записка. – Комистат, Май 2010 г.
  10. Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. В.Ш. Каганова. – М.: Академия менеджмента и рынка, изд. Перспектива, 2006.
  11. Талалаева И., Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, «Малая бухгалтерия» №1, 2008
  12. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации»  N 209 – ФЗ  от  07.2007

    Факультет экономики и таможенного дела, Университет при МПА ЕврАзЭС – http://www.miep.edu.ru/directions/economics/

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика