logo

Литературный ринг «Страна, которой нет на глобусе»

Литературный ринг «Страна, которой нет на глобусе»

Автор: Озерова Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа»,
Курская обл., Поныровский р-н, с. Горяйново

В ринге принимают участие 2 команды, ведущий, жюри.

Наяву или во сне,
без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
но знаем ты и я,
Что есть она,
что есть страна — Литературия.

Учитель: Наш литературный конкурс мы назвали рингом потому, что он будет состоять из 3 небольших раундов. Я прошу каждую команду выбрать капитанов. А теперь первый раунд, который посвящен Поэзии.

Ударяем в гонг, звучит запись вальса Г.С виридова к кинофильму «Метель», снятому по повести А.С. Пушкина.

Учитель (ведущий): Нередко в течение жизни человек меняет свое отношение к поэзии, этой удивительной области страны Литературии. Малышами мы слушаем строчки колыбельных – баю-баюшки-баю, не ложись на краю. Став старше, сами разучиваем стихи и читаем их сверстникам, гостям, друзьям, любимым. Звучат стихи и на школьных праздниках. А вот в средних классах интерес к поэзии почему-то ослабевает, и в результате многие прекрасные произведения остаются непрочитанными. Попробуем сейчас самим себе доказать, что чтение стихов — увлекательное занятие. Кроме того стихи не только читать интересно, но и перечитывать. И вы сейчас в этом убедитесь. В начале раунда проведем разминку. Я прочитаю строчку, а команда хором продолжит стихотворение.

Р-а-з-м-и-н-к-а

Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду»

Уронили мишку на пол,
Оторвали ему лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч. (А. Барто)

Эй, не стойте слишком близко-
Я тигренок, а не киска. (С. Маршак)

Р-а-у -н-д — I

  1. Учитель: Капитаны, приготовьте ручку и листочек бумаги. Следующее задание – подобрать рифму к названным  мной 3 словам. Команде разрешается помогать капитану. Слова записывайте в столбик, чтобы жюри было легче оценить ответы. Первое слово — День. Ищем рифмы, в вашем распоряжении 1 минута. Гонг (по истечении времени капитаны читают рифмы вслух).

2 слово — Дом, 3 слово — Окунь.

Учитель: я вижу, что для вас представляет трудность подобрать рифму к слову окунь. Не надо отчаиваться – это слово ставило в тупик даже самого А.С.Пушкина. Листочки с заданиями передайте жюри.

  1. Следующее задание заключается в том, чтобы после произнесения мною окончаний знаменитых стихотворных строк команды за минуту вспомнили и прочитали стихотворение целиком и назвали автора.

Например, по словам «кроет», «крутя»», « воет», «дитя» вы должны восстановить отрывок из произведения А.С.Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Итак, начали.

  1. У лукоморья дуб зеленый,
    Златая цепь на дубе том:
    И днем, и ночью кот ученый,
    все ходит по цепи кругом.

( А.С.Пушкин, отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

  1. Белеет парус одинокий
    В тумане моря голубом.
    Что ищет он в стране далекой?
    Что кинул он в краю родном? 

(М.Ю. Лермонтов «Парус»)

  1. Однажды в студеную зимнюю пору
    Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
    Гляжу, поднимается медленно в гору
    Лошадка, везущая хворосту воз.

 (Н.А. Некрасов, отрывок из поэмы «Крестьянские дети»)

  1. Зима! Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь.
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетется рысью, как-нибудь 

( А.С. Пушкин, отрывок из романа «Евгений Онегин») 

Учитель: Объявляю конец первого раунда. Гонг.

Пока жюри подводит итоги, послушайте музыкальную заставку и определите, чему будет посвящен следующий этап нашего соревнования. Пусть музыка подскажет, в какую область страны Литературии мы попали.

Музыкальная заставка 2 раунда — песня Р. Паулса «Шерлок Холмс»

Жюри объявляет результаты первого раунда.

Р-а-у -н-д — II

Учитель: Думаю, нетрудно догадаться, что мы с вами оказались в обширной области  Литературии под названием «Детектив». Вам, ребята, придется на время превратиться в сыщиков. Если вы помните, у каждого уважающего себя сыщика имелась специальная картотека, куда он заноосил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня (показывает карточки).

Здесь хранятся словесные портреты персонажей известных вам книг. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю. Вы должны узнать имя героя, угадав его по словесному портрету, определить из какого он  произведения и кто его придумал.

1. Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей;
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

(Черномор, А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»)

2.Тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитым золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.

( Хоттабыч А. Лагин  «Старик Хоттабыч»)

3. Была она женщина лет двадцати осьми, тоненькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке… Она не могла похвастаться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле: работала она за двоих, а ласки никогда никакой не видала, одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое, родни у нее все равно что не было…

(Татьяна И.С. Тургенев «Муму»)

4. Это был человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались. Огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостную плетку.

(Доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас, А. Толстой « Золотой ключик или приключения  Буратино»)

5. Правду молвить….
Уж и впрямь была она
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…

(Царица, А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

6. Это была собака огромная, черная, как смоль. Из ее открыой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем то адское существо, выскочившее на нас из тумана.

(Собака, А. Конан-Дойл «Собака Баскервилей)

7. Это была стройная, ослепительно белая женщина. Шуба и шапка на ней были из снега. Она была так хороша! Более умного прелестного лица не мог я себе представить.

(Снежная королева, Г.-Х.Андерсен «Снежная королева»)

Учитель: Я знаю, ребята, что вы тщательно готовились к сегодняшней встрече и придумали вопросы соперникам. Пришло время их задать. ( Ребята задают вопросы)

Объявляется конец 2 раунда. Жюри подводит итоги и оглашает результаты.

Учитель: А теперь — Р-а-у -н-д — III
Гонг.

Он, пожалуй, самый сложный и называется «блиц-эрудиция». Ваша задача заключается в следующем. Вы слушаете характеристику и описание поступков действующего лица и через три секунды называете имя героя и автора произведения (ведущий читает отрывки).

1. Давным-давно  жил в городе Багдаде  купец. У него было много товаров и денег. И его корабли плавали по всем морям. Капитаны кораблей, возвращаясь из путешествия, рассказывали ему удивительные истории о своих приключениях в далеких странах, где они побывали. Он слушал их рассказы, и ему все больше и больше хотелось своими глазами увидеть чудеса и диковины чужих стран.  И вот он решил поехать в далекое путешествие.

(Синдбад-мореход Э. Распе «Синдбад-мореход»

2. Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, но с русской лукавинкой. Он совершил диво дивное, усовершенствовал диковину заморскую — подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его не жало ничего хорошего.

(Левша, Н. Лесков «Леша»)

3. Маленький старичок с длинным носом сидит у камина и рассказывает о своих приключениях. Он рассказывает, как летал на Луну, как его проглотила акула, как он жил среди трехногих людей, как у него оторвалась голова.

(Мюнхаузен, Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»)

4. Он налил в бутылку воды, подсыпал туда сонного порошку и сделал вид, что пьет. Бедному Маслино так захотелось пить. «Синьор! – сказал он, — позвольте мне отхлебнуть глоточек?»

(Чиполлино, Д. Родари «Приключение Чиполлино»)

5. Бедный, Бедный….(он)
Под кобылку подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу,
Два шага шагнул.
На третьем упал, ножки протянул.

(бесенок, А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)

6. Внешность этого человека была необыкновенной: он одет в глухой костюм, голова покрыта мелкими слоями бинта, на глазах – черные очки, розовый нос блестел так, будто сделан из папье-маше, на руках – плотные перчатки. Человек стал великим изобретателем, но его открытие не принесло счастья ни ему, ни человечеству, хотя он поистине мог творить чудеса.

(Гриффин, Г. Уэллс «Человек-невидимка»)

7. Молодой человек,18 лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в 17 веке видов спорта, вступил в спор с представителем церковной власти и выиграл его. Нашего госконского дворянина отличает особое рыцарство, галантное отношение к дамам, он не лишен остроумия, хитрости, сообразительности.

(Д,Артаньян, А. Дюма «Три мушкетера»)

8. Подруга мальчика, в детстве попавшего в волчью стаю и воспитанного там. Она была вся сплошь черная, как чернила, но с отметинками, видными на свету, точно легкий узор, никто в джунглях не захотел бы становиться ей поперек дороги, ибо она хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон.

(Багира, Р. Киплинг «Маугли»)

9. Молодой туземец был обречен на смерть, но спасен человеком, который жил в одиночестве несколько лет. В благодарность за спасение туземец стал его другом и разделил одиночество своего спасителя.

(Пятница Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»)

10. Он всегда спешит на помощь больным зверям. Побывал он в жаркой Африке, был в плену у пиратов, но всегда оставался добрым.

(Айболит К. Чуковсий «Добрый доктор Айболит»)

Учитель: Пока жюри подводит итоги 3 раунда и всего ринга в целом, подумаем и мы – что нам дал этот праздник. Мы проверили себя на смекалку, побывали в таких областях страны Литературии, как Поэзия и Детектив. И не важно, кто сегодня победит. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад – «Главное – не победить, а участвовать!» Надеюсь, что это путешествие в страну любимых книг не последнее, и мы вновь встретимся.

Жюри подводит итоги, объявляет победителя.

Учитель: вас пришли поздравить учащиеся младших классов.

Танец «Утята»



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!