logo

Литературное чтение. Урок во 2-м классе. Изучение биографии и творчества Н. Носова.

Автор: Ореховская Наталья Николаевна
методист, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1 им. Г.М. Шубникова

Тема урока: Н. Носов «На горке»
Цель: диагностика и коррекция ЗУН обучающихся по данной теме
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство с биографией и творчеством Н. Носова, познакомить с рассказом «На горке», его идейно-смысловым и художественным содержанием, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения, над выработкой хорошей дикции, формировать читательские умения, активизировать «вдумчивое чтение», формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие: развивать устную речь обучающихся, формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас обучающихся, расширять кругозор детей, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, развивать многообразие психических процессов, фонематический слух, самооценку.
Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности, интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки, воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.


Учебный предмет: Литературное чтение
Тип урока: комбинированный.
Формы проведения: фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, рефлексия.
Оборудование: учебник «Родная речь» 2 класс, 2 часть (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), портрет Н. Носова, выставка книг Н.Н. Носова, компьютер, проектор, «Словарь русского языка» Ожегова С.И., карточки для словарной работы, слоговая таблица, набор сюжетных картинок, карточки с пословицами.

План урока с указанием времени   

1. Организационный момент 2
2. Проверка домашнего задания 5
Фронтальный опрос
Тест
3. Изучение нового материала 8
Подготовительная работа 3
Знакомство с биографией и творчеством Носова 5
4. Сообщение темы и целей урока 2
Физкультминутка 1
5. Усвоение новых знаний 21
Работа над скороговоркой 2
Словарная работа 2
Первичное восприятие текста 2
Физкультминутка для глаз 1
Вторичное чтение 2
Чтение и анализ произведения 4
“Живая картина” 5
Работа с пословицами в группах 3
6 Итог урока 2
7 Выставление отметок. Рефлексия 3
8 Домашнее задание 1

Ход урока

 I.Организационный момент.
Психологическая установка на урок:
Слышите, звенит звонок?
Начинать пора урок!
Только, сколько ни мечтай –
Книги всё же почитай.
Я даю вам 3 минутки.
Полюбить читать не шутка.
Начинаю: раз, два, три,
Пальчик в книгу приземли.
И читай себе в усладу,
Чётко, правильно, так надо.
Голосочком в гору лезь,
Будет там тебе успех!
(Работа в парах: один – читает, другой – контролирует, затем -наоборот. Объём работы 1 страница).
– Назовите главного героя, прочитанного вами текста.
II. Проверка домашнего задания.
Вступительное слово учителя.
– Ребята, у нас сегодня на уроке чтения очень много интересной работы. А девизом нашего урока станет пословица, давайте её прочитаем «Упустишь минутку – потеряешь час».
– Так давайте же не будем терять ни одной минутки нашего времени!
– Дома вы должны были подготовить пересказ рассказа «Живая шляпа» (опрос 3-4 учеников)
– Ребята, а вы внимательно читали рассказ? А вот я сейчас и проверю. 

Тест (выбрать правильный ответ) – индивидуальная работа

III. Изучение нового материала.
Подготовительная работа.
 – Какие произведения Н. Н. Носова вы уже знаете?   (Называют)
– Кто является главными героями этих произведений? (Дети)
– Какой характер имеют эти произведения?   (Юмористический)
– Учат ли они нас чему-нибудь? Учат как правильно себя вести с друзьями.
Знакомство с биографией и творчеством Н. Носова
– Мы продолжаем знакомиться с творчеством этого автора. Давайте вспомним основные биографические моменты из жизни Николая Носова. Арина и Зарина, заранее подготовили для вас сообщения.

1 ученик. Николай Николаевич Носов один из любимых детских писателей. Много ребят выросло на его юмористических, забавных, познавательных произведениях. Николай Николаевич родился на Украине, в Киеве, в семье актера. Высшее образование Носов получил в Московском институте, в котором учат снимать кино. Впоследствии Николай Николаевич стал режиссером: снимал учебные и художественные мультфильмы. Вообще Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.

2 ученик. Николай Николаевич Носов начал писать в 1938 году. Первый его рассказ для детей «Затейники» появился в журнале «Мурзилка». Первый сборник рассказов Носова «Тук-тук-тук» вышел в год окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году. Николай Николаевич Носов — автор всем хорошо известных произведений: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома». Заслуженную славу писателю принесла роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Его вклад в детскую литературу очень велик. Дети и взрослые с удовольствием читают рассказы этого писателя. Они смешные, добрые, поучительные.

IV. Сообщение темы и целей урока.
– Давайте сформулируем цель урока: познакомиться с произведением Н.Н. Носова « На горке»; научиться правильно и выразительно читать, отвечать на вопросы. А также мы продолжили знакомиться с биографией— Николая Носова. Будем учиться анализировать произведение, оценивать их поступки.
Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы прочитаем еще одно произведение Н. Носова. А как оно называется, попробуйте догадаться. Даю подсказку: название состоит из двух слов. Дети разгадывают анаграмму: АН КЕГОР
– Итак, назовите тему нашего урока. (Тема урока: Н. Н. Носов и его произведение «На горке»)
– Какое значение имеет слово горка? (Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта: ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА.
«Горка — это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего – нибудь».
– А ещё горкой называют полёт спортивного самолёта, или застеклённый шкафчик для красивой посуды. Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной. Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку семечек.)
– Как вы думаете, о какой горке нам предстоит узнать? (О снежной горке).
– Скажите, что нужно для строительства снежной горки?
– Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.
– Ребята, а вы любите бывать на горке?
– Почему? (потому, что на горке очень весело)
– Вот давайте узнаем, кому еще было весело на горке.

V. Усвоение новых знаний.
Работа над скороговоркой.
Давайте прочитаем скороговорку.
– А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки,
Читаем глазами.
А теперь шепотом.
Немного громче.
Еще громче.           –
А теперь читаем громко и внятно.
Читаем громко и быстро.
– Какое слово придает скороговорке веселое настроение? – (Весело)
– Как можно прочитать скороговорку от лица человека, который насмехается над Марусей? Прочитайте. (1-2 человека).
– Мы встретили вежливого человека. Он пожалел Марусю. Как он прочитает эту скороговорку? (1-2 человека).
– Мы не зря читали скороговорки разными интонациями, это нам пригодится для чтения произведения.
– Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением Н Носова «На горке», давайте прочитаем слова, которые встретятся в тексте.
Словарная работа. Работа над чтением трудных слов и толкование их лексического значения.
Для правильности и скорости чтения читаем плавно, по слогам, а затем целым словом.
– Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (Предположения детей).
– Давайте послушаем и узнаем.
Первичное восприятие текста
Цель:
прослушивание текста для целостного восприятия произведения. Учебники детей закрыты.
-Я подготовила для вас аудиозапись. Вы ее внимательно послушайте. Иногда аудиозапись и текст в книге имеют расхождения (отличия) вы сейчас внимательно прослушаете, а затем мы прочитаем текст в учебнике и сделаем вывод.
– Сели правильно. Слушаем текст.
– О какой горке нам рассказал автор? (О снежной). Оправдалось ли ваше предположение?
– Определите жанр произведения ? Докажите.
Это произведение – рассказ, потому что описаны реальные события. Говорится об одном событии, которое произошло за небольшой промежуток времени. Оно небольшое по объему. В нем мало героев.
Какое настроение вызвал у вас рассказ?
– Кому понравился рассказ, поднимите руку.
– Кто из героев рассказа вам понравился? Почему?
Физкультминутка для глаз.
Вторичное чтение
Чтение и анализ произведения

– Ну а теперь, для более точного понимания смысла произведения прочитаем текст «по цепочке». Я начинаю читать. Текст читаем в паре. Читая рассказ, постарайтесь увидеть разных по голосу людей.
– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья).
– Что делали ребята? (Ребята строили снежную горку во дворе).
– А как они это делали? ( Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая, а потом залили её водой),
-Кто с ребятами не строил горку? (Котька Чижов из шестой квартиры).
– Каким словом, характеризует автор Котьку в начале рассказа? (Хитрый).
– Как вы думаете почему? ( Он не хотел трудиться, но хотел кататься).
– Какими еще словами можно описать мальчика?
– Что произошло, когда ребята ушли обедать? (Котька вышел во двор на коньках. Он полез на горку кататься. У него не получилось забраться на горку. Котька, взяв из дворницкой фанерку, песок, стал посыпать её).
– Почему Котька посыпал горку песком? ( Он не мог на неё взобраться)
– Что было дальше? (Котька взобрался на горку, но не смог с неё скатиться).
– Обрадовались ли ребята, когда увидели свою горку? (Нет. Они поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом)
– Сразу согласился Котька? (Нет. Он предложил подождать, пока выпадет снег)
– Какое чувство охватило Котьку во время работы? (Его охватило чувство радости. Он даже приделал ступеньки, чтобы было лучше взбираться на горку)
– Понравилось ли Котьке работать?
– Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)
Сравните Котьку в начале и конце рассказа. А какими бы хотели быть вы? Почему? (высказывания)
– Какому человеку легче жить в мире других людей?
-Какие качества человека помогают человеку в жизни: жить в мире с другими, иметь много друзей? (высказывания)
Старайтесь воспитывать в себе эти качества, и тогда в мире будет больше добрых и светлых людей.
«Живая картина». Один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное.
Работа с пословицами в группах.
– А сейчас мы проведем групповую работу по рядам. Каждый ряд получает листок с пословицами (Пословицы для групп одинаковые).
– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа. (После обсуждения в группах спросить: «Каково решение вашей группы?»)

VI. Итог урока.

– Какое настроение заключено в рассказе «На горке»?
– С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомство?
– Что нового вы узнали о жизни Николая Николаевича?
– Чему научил нас рассказ Носова «На горке»?
– В чем же отличие аудиотекста, от текста написанного в книге?
– Итак,  выделите  верные ответы,  ответив на вопрос:
С какой целью Н. Носов написал рассказ «На горке»?
Чтобы:
1. Развеселить читателя?
2.  Подшутить над кем – нибудь?
3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними?
4. Разбудить фантазию?
5.Помочь     читателю     отличить     правильный   поступок  от  неправильного?
Вывод все 5 выводов верны и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить, и помочь ему впредь такое не совершать.
– Я надеюсь, что в нашем классе нет таких ребят, как Котька.
– Справились ли мы с поставленными задачами?
– Над чем задумались, когда прочитали это произведение?
– Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Н. Носова?

VII. Выставление отметок. Рефлексия.
– Перед вами лежит снежинка, возьмите её. snow
– Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.
Выставление отметок.

VIII. Домашнее задание.
Прочитайте, что вам будет задано на дом:
.АЗАКССАР ЕИНЕТЧ ЕОНЬЛЕТИЗАРЫВ ЬТИВОТОГДОП
(подготовить выразительное чтение рассказа)
Стр. 60-63 выразительно читать, вопросы (стр. 64).

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика