logo

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников

Автор: учитель начальных классов
Игтисамова Ф.Х.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.

Опыт работы показывает, что современные дети, пришедшие в первый класс, уже не те, что были десять, даже пять лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей встречается переоценка своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других (как сверстников, так и взрослых), неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.
1. Возросла информированность детей. Увеличение объема информации порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессмысленная, агрессивная и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию.

2. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Двор и дворовые коллективы как особая субстанция постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми часто оказываются ограничены во времени. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

3. Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и, соответственно, лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо близких людей и общества. Определив проблемы, я стараюсь строить работу по предупреждению и профилактике данных явлений у своих учеников не только через учебную работу, но и через систему воспитательной работы.

В моем понимании, воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности школьника. Значит, воспитательная деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей. Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальным личностно-ориентированный подход.

Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель — создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

Педагог должен принять ребёнка таким, каким он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что силы его могут раскрыться при специально организованном обучении. Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов и продвижение детей в развитии.

Личность ребенка – высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

В своей работе использую уроки человековедения, они носят преимущественно практический характер: беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии и др., всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков. Эту работу я провожу во время динамических пауз, на переменах, во время кружковых занятий, на классных часах.

Взятая на вооружение мной, педагогическая парадигма личностно-ориентированного образования предполагает развитие личности каждого ученика; пошаговый, программируемый рост познавательной активности, формирование таких свойств и черт личности, которые необходимы для успешной социализации в обществе. Не приведение уровня психического развития ребенка к «общему знаменателю» целого класса, а только развитие каждой личности. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты.

В моем классе нет ни одного ребенка, не познавшего успеха в учении, не пережившего радости от того, что трудности преодолены.

Такая результативность достигается:
во-первых, интеллектуальной насыщенностью уроков;
во-вторых, социализацией детей;
в-третьих, той эмоциональной поддержкой и опорой с моей стороны, без которой у большинства школьников, как правило, появляются, развиваются и накапливаются школьные трудности. Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

Чтобы ребенок с желанием ходил в школу и стремился самостоятельно добывать знания необходимо строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.

Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.
Свою работу в 1 классе начинаю традиционно – с изучения личности ребёнка, условий жизни учеников, знакомства с семьёй, её проблемами. На основе педагогического наблюдения составляю на каждого ученика «Психолого-педагогическую карту».

Была проведена диагностика по общеучебным умениям и навыкам, по результатам которой оказалось, что из 11 учащихся:
у 2 уч-ся умения практически не сформированы;
у 5 уч-ся сформировано частично;
у 3 уч-ся -почти сформировано;
у 1 уч-ся устойчивое владение.

Важным принципом моей работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием.
Осуществить поставленные цели помогают используемые в работе технологии:

  • игровая,
  • элементы исследовательско-проектной
  • информационно-коммуникационной
  • личностно-ориентированный подход

Во внеурочное время оказываю детям помощь в подготовке к олимпиадам, конкурсам, поиске информации в Интернете, в разработке творческих проектов, исследовательской деятельности. Мои ученики – активные участники разного уровня олимпиад, конкурсов, игр.

Современный ребенок, окруженный компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках так же положительно влияет на создание успеха в обучении и позволяет решать некоторые дидактические задачи.

Основная цель воспитательной работы в классе – формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. В коллективе создаются благоприятные психологические условия для саморазвития личности каждого ребёнка и для раскрытия потенциала ученика и формирование сплочённого коллектива учащихся.

Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями анализировали проблемы, планировали деятельность.
Проводила родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего ребенка» «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др. Начиная с 1 класса мы с родителями в начале каждого учебного года создаём модель ученика и в конце учебного года выясняем – получилось ли у нас желаемое.

Провела Диагностику самооценки учащихся 3-го класса. Количество детей с объективной самооценкой увеличилось. А с завышенной и заниженной самооценкой сократилось.
Благодаря личностно-ориентированному подходу, созданию ситуаций успеха в деятельности учащихся мои ученики стали более активными, свободно высказывают свои мысли, активно принимают участие в классных, школьных и муниципальных мероприятиях.

Ученики моего класса – активные участники многих олимпиад и конкурсов различного уровня (обладатели призовых мест Евсюкова Анастасия, Францова Екатерина, Салогубов Никита, Варавина Анна, Сердюкова Алина – призеры и лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов и олимпиад для младших школьников со второго полугодия первого класса стали принимать в них участие: по русскому языку и по математике, по «Окружающему миру». районных конкурсах детского рисунка и детского творчества – Самсонова Кристина.

Повысился уровень общеучебных умений и навыков.
Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру.

Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения.

Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника. По данной технологии я работаю на протяжении четырех лет. Применяю ее на уроках русского языка и математики, окружающего мира, литературного чтения, технологии.

Особенно эффективно, на мой взгляд, применение данной технологии на уроках закрепления и повторения учебного материала, где большая часть учебного времени отводится самостоятельной работе. Хотя дети и работают самостоятельно по своему плану, каждое задание проверяется, либо по « ключу», либо это взаимопроверка в парах, в группах . Уровень заданий усложняется׃ от репродуктивных в начале урока к творческим к концу урока. После выполнения каждого задания учащиеся дают оценку своему настроению.

Продуктивность уроков по личностно-ориентированному плану возрастает в несколько раз. Все учащиеся стараются выполнить учебный план за урок. Моя позиция, как педагога: стимулирование саморазвития учащихся; инициирование личностного опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самооценке каждого учащегося в коллективе.

При разработке и проведении уроков я стараюсь обеспечить права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).
Много времени уделяю индивидуальной работе с теми учащимися, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе. О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных учителей. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно-ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились.

– Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?
– Достигли ли мы цели урока?
– Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли?
– Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?

Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать. Можно поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме.

Личностно-ориентированный урок позволяет ярко проявить себя не только ученику, но и учителю. Стараюсь своей работой настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего мудреца, недосягаемого для них, а как старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины.

Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире.

Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Несмотря на свой огромный педагогический стаж, с каждым классом убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый класс и каждый мой ученик неповторимы, неповторимо и то, что я делаю как учитель, я не могу и не смогу провести то, что уже проводила с учащимися предыдущего класса. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Национальный проект «Образование».
3. ФГОСТ.
4. Бабанский Ю.К. «Рациональная организация учебной деятельности» Москва, Знание», 1991г.
5. Безруких М., Ефимова С. Знаете ли вы своего ученика. Москва, «Просвещение», 1991г.
6. Давыдов В.В. «Формирование учебной деятельности школьников» Москва, 1996г.
7. Журова Л. Беседы с учителем. Москва, «Вентана- Граф», 2000г.
8. Кабанова – Меллер Е.Н. «Учебная деятельность и развивающее обучение» Москва, 1999г.
9. Маркова А.К. «Формирование мотивации учения». Москва, «Просвещение», 1991г.
10. Матюхин М.В. «Формирование интереса к содержанию и процессу усвоения знаний” Волгоград, 1980г.
11. Рожина В.А. «Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся», Москва, «Начальная школа», 2006, №12.
12. Скороходова Н.Ю «Технология ведения урока».- СПб.: «Речь», 2002г.
13. Титаренко Н.Н. «Технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников» Челябинск, 2005г.
14. Трубайчук Л.В. «Младший школьник – как субъект учебной деятельности», Москва, «Начальная школа», 2009, №9.
15. Усова А.В. «Формирование учебных умений» Москва, 1996г.
16. Цукерман Г.А. «Как младшие школьники учатся учиться?» Москва, 2000г.
17. Шамова Т.И. «Активизация учения школьников» Москва, 1999г.
18. Шиянов И.Н., Котова И.Б. «Развитие личности в обучении» Москва, 1999г.
19. Гостимская Н.Л. и др. «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе» Москва, 2008г.
20. Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!»М.,1990г.
21. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М.,1995
22. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно-ориентированного урока. Завуч, 2000, № 6 с. 130-137
23. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.,2000.с 94 24. В.В. Шоган Технология личностно ориентированного урока. Издательство «Учитель» 2003.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика