logo

Личностно-ориентированный подход в обучении физике как средство повышения качества образования. Урок физики по теме “Сила трения”. 7-й класс

Автор: Эйрих Татьяна Степановна,
учитель физики, КГУ “Карагандинская средняя школа”,
Республика Казахстан, район Магжана Жумабаева.

 

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: традиционный с элементами лабораторной работы.

Цели урока: раскрыть понятие силы трения, объяснить причины возникновения силы трения, познакомиться с различными видами силы трения, выяснить от каких факторов зависит сила трения.

Задачи:

1.Образовательные:

  • закрепить уже имеющиеся знания по теме «Силы в природе»;
  • познакомиться с силой трения;
  • объяснить причины возникновения силы трения;
  • продолжить формирование умения объяснять процессы с точки зрения строения вещества.

2.Воспитательные:

  • формирование коммуникативных качеств, культуры общения;
  • формирование интереса к изучаемому предмету;
  • стимулирование любознательности, активности на уроке;
  • развитие работоспособности.

3.Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие умений выделять главное в изучаемом материале;
  • развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия.

Формы работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. Учебник «Физика 7» § 41, 42.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов
  3. Раздаточный материал (тестовые листы, практические задания).
  4. Динамометры.
  5. Деревянные бруски.
  6. Полоски разных типов поверхностей.
  7. Презентация «Сила трения».
  8. Компьютер.
  9. Иллюстрации по теме.

План урока

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

  1. Тестирование.
  2. Проверка теста.

3. Определение темы урока.

  1. Сила трения в жизни и в природе.
  2. Запись темы урока в тетрадь.
  3. Постановка целей и задач урока.

4. Изучение новой темы:

  1. Причины возникновения силы трения.
  2. Работа в малых группах по выяснению факторов, от которых зависит сила трения.
  3. Отчеты групп о своей работе.

1.Зависимость силы трения от вида соприкасающихся поверхностей.
2.Зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.
3.Различие между силой трения скольжения и силой трения качения.
4.Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.

6. Закрепление изученного материала.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

Ход урока

 

этапа

Работа учителя.

Работа учащихся

Записи в тетради

Используемые слайды, пособия, оборудование, литература

Время

1.

Приветствие.

1 мин.

2.

Обращает внимание учащихся на раздаточные листы к тесту, напоминает правила их заполнения.

Заполняют раздаточные листы к тесту.

Приложение 1

Раздаточные листы.

1 мин.

2.1.

Читает вопросы теста, при необходимости комментирует их.
Собирает раздаточные листы.

Отвечают на вопросы теста. Сдают раздаточные листы.

Слайды 2-7

5 мин.

2.2.

Просит учеников прокомментировать свой ответ, а затем называет правильный ответ и поясняет его, если это необходимо.

Еще раз продумывают ответы, названные учителем ученики комментируют свои ответы.

Слайды 8-14

5 мин.

3.

 Просит назвать силы, которые изучались на предыдущих уроках. Говорит о том, что на уроке пойдет речь о еще одной силе.

Вспоминают, какие силы уже изучали. Сила тяжести, сила упругости, вес тела.

2 мин.

3.1.

Показывает на экране слайды, демонстрирующие значение силы трения в природе и жизни. Просит учеников назвать силу, о которой идет речь.

Рассматривают слайды, делают выводы, называют силу. (Как показывает опыт в названии они не ошибаются).

Слайды 15-16

2 мин.

3.2.

Диктует тему «Сила трения» и записывает ее на доске.

Записывают тему урока в тетрадь.

Тема: «Сила трения» –

Слайд 17

1 мин.

3.3.

Дает определение силы трения и просит записать его в тетрадь. Определяет цели и задачи урока. Раздает листы с групповыми заданиями.

Ведут записи в тетради. Внимательно слушают учителя.

– это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и препятствующая движению.

Слайд 17

3 мин.

4.

Просит учеников помогать ему в объяснении нового материала.

Готовятся помогать.

4.1.

Опираясь на жизненный опыт, показывает, что одна из причин – неровности поверхностей, демонстрирует, что в этом случае силу трения можно уменьшить, используя смазку. Другая – силы взаимодействия молекул. Диктует в тетрадь основные положения.

Вспоминают, где в жизни они сталкивались с силой трения, ведут записи в тетради.

Причины возникновения силы трения:
1. неровности соприкасающихся поверхностей. (При помощи смазки неровности можно уменьшить).

 

2. взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел

Слайды 18, 19, 20

 

 

 

 

 

Слайд 21

5 мин.

4.2.

Говорит о том, что сила трения зависит от ряда факторов и просит учащихся выяснить, что это за факторы и как они влияют на силу трения. Поясняет, что динамометр показывает силу упругости (силу тяги) и она будет равна силе трения только в случае равномерного движения бруска.

Ученики разделяются на группы (деление на группы и списки групп были представлены учителю еще до урока). Каждая группа выполняет задания, которые записаны на раздаточных листа. Приложение 2
Результаты своих опытов они записывают на специальные листы – таблицы.

Слайд 22.
Раздаточные листы.
Оборудование: бруски, грузы, динамометры, съемные колеса, различные виды поверхностей.

10 мин.

4.3.

Объявляет о завершении практической работы, просит группы приготовиться озвучить полученные результаты.

Готовятся отчитаться о проделанной работе, выбирают ученика, который пойдет к доске. (Лучше всего это обсудить еще до урока).

Сила трения зависит от:

1 мин.

4.3.1.

Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ ученика примерами из жизни (рифленая подошва зимней обуви, шипованные кроссовки, зимние шины у автомобилей и велосипедов).

Выясняют, что сила трения зависит от вида соприкасающихся поверхностей, делают необходимые записи в тетради.

1. Вида соприкасающихся поверхностей.

Слайд 23

2 мин.

4.3.2.

Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ примерами из жизни (колеса трамваев и поездов, а так же рельсы имеют гладкую поверхность, но сила трения велика за счет большого веса трамваев и поездов).

Выясняют, что сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности, делают необходимые записи в тетради.

2. Силы, прижимающей тело к поверхности.

Слайды 24, 25

2 мин.

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика