logo

Кружок «Говорящие пальчики». Пальчиковая гимнастика для детей 2,5 – 5 лет

Кружок «Говорящие пальчики». Пальчиковая гимнастика для детей 2,5 – 5 лет

Автор: Власенко Светлана Вячеславовна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 22 о.в.»
г. Магнитогорск

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно — от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики)… Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.

Пальчиковые игры — это игры, с которыми познакомился ребенок впервые в жизни. Они развивают не только мелкие мышцы пальчиков, но и логику, мышление и речь. Пальчиковые игры лежат в основе творческого развития ребенка. В возрасте 2—3 лет пальчиковые игры тоже актуальны для вашего ребенка. Если раньше ребенок с трудом мог усидеть на одном месте до конца игры, то теперь пальчиковым играм можно уделять более 10 мин. и даже делать массаж. Но пальчиковые игры должны быть интересными для маленького ребенка. Обязательно сопровождайте игру стихотворением, в котором происходят интересные сказочные действия. В таком случае, ребенок будет сам проявлять инициативу в проведении таких игр.

Большой интерес у детей вызывают пальчиковые игры с музыкальным сопровож­дением. После 2,5 лет стихотворное сопровождение можно не использовать, лучше всего заинтересовать ребенка каким-либо предметом (игрушкой) и короткими интересными фразами. Прежде чем начать игру, объясните ребенку ее смысл, заинте­ресуйте его. Ни в коем случае не заставляйте ребенка играть, если он не хочет: в таком случае игра принесет только вред. Из представленных в этой главе игр выбе­рите 2—3 и применяйте их на практике. Через несколько дней знакомьте ребенка с новыми пальчиковыми играми, чтобы ре­бенок был постоянно заинтересован в иг­ре. Если у ребенка что-то не получается, помогайте ему и обязательно поощряйте его успехи.

Описанные в этой главе игры обеспечива­ют хорошую тренировку пальцев, способ­ствуют выработке изолированных дви­жений, развитию точности движений пальцев. Пальчиковые игры можно приду­мывать самостоятельно, главное — знать, что развитию мелкой моторики рук спо­собствуют занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором, нанизывание бус, выкладывание из спичек рисунков, букв, колодцев, различные манипуляции с пуговицами, а также рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка, рисование по точкам, пунк­тирным линиям, массаж рук, ежедневное разминание пальцев (интенсивные кру­говые движения вокруг каждого пальца) и многое другое. Приложите немного фантазии и радуйте ребенка новыми иг­рами и занятиями.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока — Ворона». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемыми короткими стихами, благотворно действует на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем,  играя в пальчиковые игры.

  1. Развиваем речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
  2. Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать нам, взрослым… учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать… повышает речевую активность крохи… да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
  3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
  4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями.
  5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!
  6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
  7. Ну, и, в конце — концов, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
  • Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

Например: «Коза» — «Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инст­рукции, затем на счёт «раз-два». Или: «Вилка» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую последователь­ность упражнений.

  • «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл па­роход (упражнение «пароход»), он сильно гудел, и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.

Этапы разучивания пальчиковых игр:

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  • Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивать умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

1 группа. Упражнения для кистей рук:

— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

— учат напрягать и расслаблять мышцы;

— развивать умение сохранять положение пальцев некоторое время;

— учат переключаться с одного движения на другое.

2 группа. Упражнения для пальцев условно статические:

— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют точных движений.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

— развивают точную координацию движений;

— учат сгибать и разгибать пальцы рук;

— учат противопоставлять большой палец остальным;

пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

  1. Упражнения для кистей рук.

Примеры таких игр  — это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди (видео)»

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

— учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

— учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

— учит переключаться с одного движения на другое.

  1. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры  — совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения) можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.

  1. Упражнения для пальцев динамические.

— развивают точную координацию движений;

— учат сгибать и разгибать пальцы рук;

— учат противопоставлять большой палец остальным.

Именно про них я и расскажу сегодня.

То есть, в идеале, в вашем арсенале должны быть игры из всех этих групп. И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые»

Кружок «Говорящие пальчики»

Цель:

— Развивать мелкие мышцы пальчиков, логику, мышление и речь.

— Учить концентрировать своё внимание и правильно распределять его.

— создать благоприятный эмоциональный фон.

— Развивать умение подражать взрослому.

— учить вслушиваться и понимать смысл речи.

Задачи:

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:

Индивидуальные беседы.

Консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков — машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

Рекомендации родителям определяю в виде памяток, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Консультации “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста” “Пальчиковая гимнастика”.

“Практикум для родителей по теме: “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”.

Изготовила книжку-раздвижку “Пальчиковые игры”, которые обновляю по мере разучивания.

 Список литературы:

  1. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Елена Косинова, — М.: Эскимо: ОЛИСС, 2011. – 192с. : ил.
  2. Авторы: А. И. Булычева, Н. С. Варопноим, К. II. Горшкова, Н. С. Денисенкова, О. М. Дьяченко, II. Л. Короткова, Т, В. Лаврентьева, И. В. Маврина, Н. Я. Михпйленко, Ю. Г. Павлов, Л. Н. Павлова, Б. Л. Пороцкая, Г. В. Урадовских, В. В. Холмовская, Л. И. Эльконинова. П 78 Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. — М.: «Издательство Гном и Д», 2000. — 128 с.
  3. Крупенчук О.И. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 32 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
  4. Развивалки от 1 до 3 лет. Развивающие игры для детей/ [авт. – сост. А.Г. Прокофьева]. – М.: Эксмо, 2009. – 320с.: ил. – (Ребенок. Развивающие игры).

Диагностика по пальчиковым играм.

Направлено на установление уровня управления сво­ими руками и пальцами.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. Воспитатель предлагает детям представить, что они в лесу: поднялся сильный ветер, сорвал листья с деревьев, закружил их, и они медленно падают на землю. Дети вместе читают знакомый стишок и изображают обеими руками плавные движения падающих листьев.

Падают, падают, листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Листья многие облетели, и все увидели зайчика — дети руками изображают его (подняты два пальца: указатель­ный и средний, остальные соединены). Воспитатель: «Зайчик скачет по дорожке — прыг-скок, прыг-скок, ушками — хлоп-хлоп. Прислушался (пальцы напряже­ны), где-то лиса рядом, испугался и спрятался, ушки опали (пальцы вяло сложились)». Затем дети вспомина­ют всю свою «Храбрую семейку»: у детей пальцы сжаты в кулачки перед собой и они постепенно разжимают их, начиная с большого, приговаривая: пошел в лес дедуш­ка (большой палец), пошла в лес бабушка (указатель­ный), пошел папа (средний), мама (безымянный) и я (мизинец). Потом семейка собирается дома: пришел я, мама, папа, … пальчики поочередно складываются в кулачки.

ОЦЕНКА

1-й показатель — управление руками (плавность дви­жений).

Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.

Средний уровень — ребенок выполняет задание с помо­щью взрослого, который рассказывает стихотворение и по­казывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.

Высокий уровень — ребенок по первому предъявле­нию взрослого включается в игровую ситуацию и само­стоятельно читает стишок и выполняет руками соответ­ствующие плавные движения.

2-й показатель — управление пальцами рук «Зайчик».

Низкий уровень — ребенок не включается в ситуацию и не может сложить пальцы рук (хотя бы на одной руке), чтобы изобразить зайчика.

Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.

Высокий уровень — ребенок сразу включается в игровую ситуацию и самостоятельно на обеих ручках изображает зайчика сначала с напряженными ушками (пальчиками), потом вялыми.

3-й показатель  управление пальцами рук – «Семейка»

Низкий уровеньребенок выполняет движения несинхронно или только на одной руке, или открывает сразу по  два пальчика и проговаривает стишок вместе со взрослыми.

Высокий уровень — ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих, проговаривая стишок. Результаты заносятся в таблицу.

Показатели и уровни развития пальцев рук детей четвертого года жизни.

Результат диагностики

Перспективный план
____________________

ЗАНЯТИЕ №1 «Моем руки»

Игра «Резиночка».

Цель: развить тактильную чувствительность  движений пальцев и кистей рук.

Проведение игры: Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

Примечание: Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров.

МОЕМ РУКИ

  1. «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

  1. «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой вы­
    прямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги — вправо, брызги — влево!

Мокрым стало наше тело!

  1. «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро

∗∗∗
Домашнее заданиеСлон

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой — указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ №2 «Фонарики»

Игра: «Крестики»

Цель: Развить мелкие мышцы пальчиков, координацию и слуховое восприятие ребенка. Для  проведения  игры  спе­циального оборудования не требуется.

Проведение игры: При чтении этого стихотво­рения показывайте ребенку, как можно делать из пальчиков нолик, а как — крестик. Малыш будет стремиться повторить ваши действия.

У меня на столике

Крестики и нолики,

Захотел Илья Пятков

Сделать их из пальчиков,

И фигурки у него

Получаются легко.

Захотите научу

Девочек и мальчиков

Делать их из пальчиков?

Примечание: Чем старше становится ребенок, тем сложнее должны быть упражнения. Например, нолики и крестики можно делать с помощью всех пальцев (а не только большого и указательного).

f1

ФОНАРИКИ

Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз—два».

На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.

На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты.

Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражне­ние можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения рит­мично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжём, 

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

f2 Sf3

 

∗∗∗

Домашнее задание: Крокодил.

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.
 ∗∗∗

ЗАНЯТИЕ №3 «Печем блины»

Игра «Шалунишка»

Цель: Развить мелкие мышцы пальчиков ребенка, улучшить координацию движений и мышление.

 Для проведения игры специаль­ного оборудования не требуется.

Проведение игры: Посадите ребенка перед собой и, читая стихотворение, показывайте на своих руках движения, которые необходимо совер­шать. Если ребенку не удается повторить ваши действия, возьмите его руки в свои и помогите ему. Через некоторое время малыш будет са­мостоятельно повторять действия за вами.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила (в это время нужно чертить круговые линии на ладошке).

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала (после этого загибай­те пальцы),

А этому не дала. Он много шалил,

Свою тарелку разбил (в этот момент можно слегка покачать мизинчик).

ПЕЧЁМ БЛИНЫ

Вариант 1.

Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ла­донью.

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

Вариант 2.

а) левая рука касается стола ладонью, правая рука — тыльной стороной;

б) смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, пра­вая рука касается стола ладонью.

Упражнение можно выполнять на счёт «раз—два» или сопровождая движе­ния стихами (см. вариант 1).

f4                                   f5

 

 

 

∗∗∗
Домашнее задание: Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет

 И летит к себе в гнездо.

 Птенчикам своим расскажет,

 Где она взяла зерно.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
∗∗∗

ЗАНЯТИТЕ № 4 «Флажки»

Игра «Овощ в мешке»

Цель: Развить мышление и тактильные ощущения ребенка.

Оборудование:  Мешок и различные овощи.

Описание игры: Дайте ребенку мешочек с ово­щами, а малыш на ощупь должен определить, какой овощ он держит в руках.

Примечание: Овощи перед проведением игры необходимо тщательно вымыть.

ФЛАЖКИ

Вариант 1.

Исходное положение. Расположить ладони перед собой.

Одновременно опускать и поднимать ладони, со­провождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опу­скать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

f6                                   f7

 

 

Вариант 2 (усложнённый).

Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз—два».

«Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз.

«Два»: левая рука — опущена вниз, правая рука — поднята вверх.

∗∗∗
Домашнее задание
Кошка

А у кошки ушки

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ №5 «Лодочка»

Игра «Домик»

Цель: Развить мелкую моторику рук ребенка, его мышление, а также слуховое вос­приятие.

Оборудование: Для проведения этой игры спе­циального оборудования не требуется.

Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой. Читайте малышу стихотворе­ние и совершайте движения согласно тексту.

На поляне дом стоит (соедините руки, имити­руя крышу дома),

Ну а к дому путь закрыт (соедините ладони, имитируя ворота).

Мы ворота открываем (необходимо ладони развернуть параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем (соедините руки, имитируя крышу дома).

Примечание: Побуждайте ребенка повторять слова стихотворения.

f8

Игра «Лодочка»

Исходное положение: Обе ладошки поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

f9

Домашнее задание: Мышка

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ №6 «Деревья»

Игра «Приветствие»

Цель: Развить мелкую моторику рук ребенка, его мышление, а также улучшить координацию движений.

Оборудование: Для проведения игры спе­циального оборудования не требуется.

Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой. Соедините пальцы обеих рук, имитируя домик. Кончиками пальцев по очереди хлопайте друг по другу (большой па­лец с большим пальцем и т.д.). Ребенок должен повторять ваши движения.

Примечание: Можно читать во время прове­дения игры стихотворение.

ДЕРЕВЬЯ

Исходное положение. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После вы­полнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит, Ветер ветки шевелит.

(Покачивать руками из стороны в сторону.)

Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо!

(Покачивать руками вниз—вверх, не сгибая пальцы.)
∗∗∗

Домашнее заданиеЯгодки

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

— С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

— И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

— Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

— Я попробую немножко.

— Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

— Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 7 «Птенчики в гнезде»

Игра «Повтори движение»

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки — повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

Пальцы правой руки собрать в «щепоть» — это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы — это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.

Вот птенцы, а вот — гнездо.

Всем птенцам в гнезде тепло.

f10

∗∗∗
Домашнее задание: Рыбки

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

 — Рыбки плавали, ныряли                                 

 — В чистой тепленькой воде.                                   

— То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

 — Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

 — То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 8 «Кошечка»

Игра «Детки»

Цель: Развить мелкую моторику рук и слуховое восприятие ребенка.

Оборудование: Для  проведения  игры  спе­циального оборудования не требуется.

Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой и читайте ему стихотворение, совершая определенные движения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

Раз, два, три, четыре, пять (сгибайте пальчи­ки по очереди).

Тише, тише, тише, Не шумите!

Наших деток не будите (покачивайте кулачок)!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать  (раскройте кула­чок).

Примечание: Побуждайте ребенка повторять слова стихотворения.

КОШЕЧКА

Вариант 1.

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.

Кулачок — ладошка.
Я иду, как кошка.

f11                              f12

 

 

 

Вариант 2 (усложнённый).

При выполнении упражнения руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счёт «раз—два».

«Раз»: левая рука — кулачок, правая рука — ладошка.

«Два»: левая рука — ладошка, правая рука — кулачок. Повторить несколько раз.
∗∗∗

Домашнее задание: Этот пальчик.

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

 —  Этот пальчик — дедушка,

 —  этот пальчик — бабушка,

 —  этот пальчик — матушка,

 —   этот пальчик — батюшка,

 —   Ну а этот пальчик — я.

 —   Вот и вся моя семья.
 ∗∗∗

ЗАНЯТИЕ №9 «Дом»

Игра «перекатывание карандаша»

Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

ДОМ

  1. Пальцы рук соединить под углом, боль­шие пальцы положить один на другой. Ука­зательный палец одной руки выпрямить — это «труба».

Посмотри на дом с трубой.

В нём мы будем жить с тобой.

f13

  1. Руки поднять над головой, пальцы со­единить под углом.

Вот стоит огромный дом,

Дом ужасно важный.

Сто окошек в доме том!

Он многоэтажный.

f14

∗∗∗
Домашнее задание: Осьминог

— Восемь пальчиков для ног –

 — Получился осьминог.

 — Сколько ног у осьминога?

— Много — Много!

Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ  №10 «Стул»

Игра «Мои пальчики»

Цель: Развить мелкую моторику рук и слуховое восприятие ребенка.

Оборудование: Для  проведения  игры  спе­циального оборудования не требуется.

Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой и читайте ему стихотворение, совершая определенные движения. Раз, два, три, четыре, пять, Пошли пальчики гулять (поочередно разгибай­те пальчики)!

Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять (сгибайте пальчики: в аналогичном порядке).

Примечание: Побуждайте ребенка повторять слова стихотворения.

СТУЛ

Вариант 1.

Исходное положение. Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх — это «спинка» стула. К ней приставить кулачок правой руки — это «сиденье».

Спинка и сиденье —

Стул на удивленье!

Мы на стульях посидим,

Друг на друга поглядим!

Вариант 2 (усложнённый).

Менять положения рук попеременно на счёт «раз—два». «Раз»: левая рука — «спинка», правая рука — «сиденье». «Два»: правая рука — «спинка», левая рука — «сиденье».

f15

∗∗∗
Домашнее задание: Улитка.

 — На одной скользящей ножке

 —  Домик, голова и рожки.

 — Дай-ка пальчики сюда!

— То не пальчики — рога.

Изображаем пальчиками рожки улитки.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ  № 11 «ВОРОТА»

Игра «Хлопни пальчиками»

Исходное положение — сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

ВОРОТА

  1. Исходное положение. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу — «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и апряжены.

А ворота мы закроем на замок,

f16

Чтобы волк зубастый в дом войти не смог

  1. Ворота открываются и закрываются.
    Исходное положение см. пункт 1.

Затем развернуть ладони параллельно друг другу «пальцы направлены» от себя. Вернуться в исходное по­ложение.

Ворота открыты всегда для друзей,

Мы рады вам, гости! Входите скорей!

f17

∗∗∗
Домашнее задание: Солнышко

— Утро красное пришло,

— Солнце ясное взошло.

— Стали лучики светить

— Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному

— Прилетели тучки

— Спрятались лучики.

Пальчики прячутся в кулачок
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ  № 12 «Зайчик»

Игра «Два козлика»

На обеих руках прижать большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости

 Шёл козлёнок через мостик,

Держа кисти горизонтально, сближать руки.

А навстречу шел другой,

 Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединять руки с размаха.

Два рогатых глупых братца

 Стали на мосту бодаться,

 Не желая уступить

 И другого пропустить.

 Долго козлики сражались,

 Разбегались и толкались.

На слово «бух» — хлопок в ладоши. Уронить руки на колени.

Вот с разбега лбами — бух!

 И с моста в водичку — плюх!

ЗАЙЧИК

Вариант 1.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный при­жать к ладони большим пальцем.

Удерживать пальцы в таком положении на счёт до 5-10. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем — двумя руками одновременно.

Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка!

Вариант 2.

Исходное положение (см. вариант 1). Сгибать и разгибать указательный и средний паль­цы (вниз—вверх) на счёт «раз—два».

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз—два, раз—два. И ушами шевелит!

Вариант 3. Зайка прячется под сосной.

Исходное положение. Левая рука — «зайчик». Пра­вая рука — выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» — это «сосна». Потом поменять положение рук. Правая рука — «зайчик», левая рука — «сосна». Менять положение рук 3-4 раза.

Этот зайчик — под сосной,

Этот зайчик — под другой.

Вариант 4. Зайчик и барабан.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы подняты вверх. Большой пальчик стучит по безымянному и ми­зинцу.

Дали зайцу барабан.

Он ударил: там-там-там!
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 7 «Птенчики в гнезде»

Игра «Повтори движение»

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки — повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

Пальцы правой руки собрать в «щепоть» — это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы — это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.

Вот птенцы, а вот — гнездо.

Всем птенцам в гнезде тепло.

∗∗∗
Домашнее задание: Жук

— Шесть мелькает ножек-рук — 

 — Это убегает жук.

 — Ты куда? — но нет ответа.

 — Жук в траве укрылся где-то.

Изображаем пальчиками лапки жука.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ  № 13 «Колечко»

Игра «Грибы»

Цель: Развить мелкую моторику рук и слуховое восприятие ребенка.

Оборудование: Для  проведения  игры  спе­циального оборудования не требуется.

Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой и читайте ему стихотворение, совершая определенные движения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем грибы искать!

 Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел (попеременно сгибайте пальцы, начиная с мизинца).

Примечание: Побуждайте ребенка повторять слова стихотворения.

КОЛЕЧКО

Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу.

Удерживать в таком положении до счёта 5-10. Выполнять упражнение каждой рукой по очереди, затем — двумя руками одновременно.

На узорное крылечко

Кто-то уронил колечко.

И оно с крыльца скатилось,

За ступеньку закатилось.

Дети смотрят там и тут,

Но колечка не найдут.

f18
∗∗∗
Домашнее задание: Черепашка.

— «Сколько пыли, сколько сора —

— До дверей дойду не скоро», —

— И вздыхает тяжко

— Наша черепашка.

Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ  № 14 «Лыжник»

Игра «Листочки»

Цель: Развить мелкую моторику рук и слуховое восприятие ребенка.

Оборудование: Для  проведения  игры  спе­циального оборудования не требуется.

Описание игры: Посадите ребенка на колени 1 или перед собой и читайте ему стихотворение, | совершая определенные движения. Раз, два, три, четыре, пять (загибайте паль­цы, начиная с большого),

Идем листочки собирать (сжимайте и разжи­майте кулачки).

Вот листочек березы, а вот рябины (загибай­те пальчики, начиная с большого), Листья тополя, листья осины,

Все осенние листья мы соберем

И домой их принесем.

Примечание: Побуждайте ребенка повторять слова стихотворения.

ЛЫЖНИК

(усложнённый вариант)

Исходное положение, как при выполнении упражнения «Человечек», но указательный и средний пальцы надо поставить на 2 плоские счётные палоч­ки. Это «лыжник на лыжах».

Не отрывая указательный и средний пальцы от «лыж», ребёнок «едет» скользящими движениями по столу.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду — весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли. 

∗∗∗
Домашнее задание
: Мишка.

— Мишка топает ногой,

— Мишка топает другой,

— Ух, как веселится

 — В доме половица!

Топаем «ножками» — пальчиками.                                  

 — А пока танцует Мишка,                                     

— Мы похлопаем в ладоши.                                      

 — Вместе с лисонькой-плутишкой                                      

— Будем зрителями тоже.

Хлопаем в ладоши.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 15 «Мостик»

Игра «Бег на месте»

Цель: Развить мелкую моторику рут ребенка, его мышление, а также улучшить ко­ординацию движений.

Оборудование: Для проведения игры спе­циального оборудования не требуется.

Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой. Ваши указательный и сред­ний пальцы должны как бы бегать по столу. Ребенок будет воспроизводить ваши движения. После этого повторите эти движения пальцами другой руки. Если ребенок с легкостью справ­ляется с этим заданием, попросите сделать его аналогичное движение двумя руками.

Примечание: Можно читать во время прове­дения игры стихотворение.

f19

МОСТИК

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить па­раллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами пра­вой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.

Мы над речкой из дощечек

Строим мостик золотой.

Через мостик человечек

Гонит козочку домой.

f20

или

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила —

Прямо в речку угодила
 ∗∗∗

ЗАНЯТИЕ  № 16 «Лягушка»

Игра «Заяц»

Цель: Развить мелкую моторику рук ребенка, его  мышление, улучшить координацию движений.

Оборудование: Для проведения  игры  спе­циального оборудования не требуется.

Описание: Посадите ребенка на колени или перед собой. Вытяните вверх указатель­ный и средний пальцы одной руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соедините с кончиком большого пальца. Ребенок должен повторить упражнение одной рукой,  потом: второй, а затем обеими руками вместе.

Примечание: Можно читать во время прове­дения игры стихотворение.

ЛЯГУШКА

Указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми. Средний и бе­зымянный прижать к ладони большим пальцем.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара,

Закричала: ква-ква-ква.

f21

∗∗∗
Домашнее задание
: Козел.

— «Вот какой козел рогатый!» —

— Рожки делают ребята.

— «Вот какие рожки

 — У козла Тимошки!

—   Встрече Тимофей не рад —

 — Грозно смотрит на ребят.

— «Уходите, вас не знаю:

— Забодаю, забодаю!»

Пальчиками изображаются козлиные рожки.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 17 «Собака»

Игра «Зарядка для пальчиков»

Цель: Развить мелкую моторику рук ребенка,  его мышление, а также улучшить координацию движений.

f22

Оборудование: Для  проведения  игры  специального оборудования не требуется.

Описание игры: Посадите ребенка на колени или перед собой. Вместе с ребенком поочередно сгибайте пальчики правой руки, начиная с большого пальца, затем загибайте пальчики начиная с мизинца. Повторите упражнение пальцами другой руки. После этого сожмем пальцы в кулак и поочередно выпрямляйте  начиная с большого пальца. Повторите упражнение, но выпрямляйте пальцы, начиная с мизинца. Повторите упражнение пальцами другой руки.

Примечание: Во время проведения игры но читать стихотворение.

СОБАКА

Вариант 1.

Исходное положение. Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть.

Мизинец то опускать, то поднимать, имити­руя движение собачьей пасти.

Ав — ав — ав — я не пугаю,

Я с ребятами играю!

f23

Вариант 2.

Исходное положение. Указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы вы­прямить и собрать в «щепоть», имитируя соба­чью пасть.

Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый хвост.

Если мост обвалится,

То собака свалится. 

∗∗∗
Домашнее задание
: Рак.                                     

— Как хватает рыбу рак?                                        

— Да клешней своей — вот так!                                       

— Манит он своей клешнею:                                   

— «Пощипаемся с тобою!»

Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 18 «Кошка»

Игра «Дорогие гости»

Цель: Развить мелкую моторику рук, слу­ховое восприятие, внимание и координацию движений ребенка.

Оборудование: Для  проведения  игры  спе­циального оборудования не требуется.

Описание игры. Читайте стихотворение и выполняйте движение согласно тексту:

В гости к пальчику большому

Приходили все друзья (вытяните руку и отве­дите в сторону большой палец).

Указательный и средний (соедините с большим пальцем указательный и средний пальчики),

Безымянный и последний (соедините с большим пальцем безымянный пальчик и мизинец),

А мизинчик-молодец Показал дорогу всем.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя (сожмите пальчики в кулак)!

Примечание: Побуждайте ребенка повторять и запоминать стихотворение.

КОШКА

Вариант 1.

Исходное положение. Большой палец и ми­зинец подняты вверх. Остальные пальцы при­жаты к ладони.

Маленькая кошка

Села у окошка.

Хвостиком играет,

Мышку поджидает.

Вариант 2. Кошка показывает коготки.

f24

Исходное положение. Ладонь поставить вер­тикально вверх. Пальцы выпрямить и разве­сти в стороны.

Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

Если когти точит кошка,

Будет дождик за окошком. 

∗∗∗
Домашнее задание
: Козочка.

 — Шел старик дорогою

идти пальчиками по столу

— Нашел козу безрогую.

показать пальчиками рога

— Давай, коза, попрыгаем,

постучать пальчиками по столу

— Ножками подрыгаем.

 — А коза бодается,

снова показать рога

— А старик ругается.

погрозить пальчиком
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 19 «Гусь»

Игра «Пальчики спрятались»

Цель: Развить мелкую моторику рук, слу­ховое восприятие, внимание.

Оборудование: Для  проведения  игры  спе­циального оборудования не требуется.

Описание игры: Посадите   ребенка   перед собой. Читайте стихотворение и выполняйте движение согласно тексту:

В прятки пальчики играли

И головки нагибали (по очереди слегка сгибай­те каждый пальчик).

Вот так пальчики играли,

Так головки убирали  (сгибайте пальчики на другой руке).

Скоро пальчики устанут (потрясите пальчика­ми),

И пойдут они в кровать (сожмите пальчики в кулак).

Примечание: Стихотворение необходимо читать с выражением. Побуждайте ребенка повторять отдельные слова из текста.

ГУСЬ

Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперёд и прижать друг к другу. Указательный палец со­гнут и опирается на большой.

(При затруднении можно указательный палец не сги­бать, а держать параллельно остальным пальцам).

Гусь гогочет и гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет!

f25

или

У гусёнка босы лапки,

Он носить не любит тапки.

Любит он в воде плескаться,

И нырять и кувыркаться. 

∗∗∗
Домашнее задание
: Лошадка.

— Одной рукой я травку рву,

выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками

— Другой рукой я тоже рву.

— Я травкой накормлю коня.

вытянуть руки вперед

— Вот сколько пальцев у меня!

и повернуть ладонями вверх
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 20 «Домик»

Игра «Все по порядку»

Цель: Развить мышление, мелкую мото­рику рук и цветовое восприятие ребенка.

Оборудование: 3 тарелки и бусинки двух раз­ных цветов.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 3 тарелки. В одну из них поместите бусинки. Предложите ребенку рас­сортировать бусинки по цветам в разные тарел­ки. Покажите малышу, как надо перекладывать бусинки — по одной, беря тремя пальцами.

Примечание: Даже если у вашего ребенка что-то не получается, доведите игру до конца.

ДОМИК

Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять —

(Разгибаем пальцы.)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)

Раз, два, три, четыре, пять —

(Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

∗∗∗
Домашнее задание:
Ой, ладушки.

— Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!

— На окно поставим, остывать заставим.

— А остынут – поедим и воробушкам дадим
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 21 «За работу»

Игра «Крышка»

Цель: Развить мышление, мелкую мото­рику рук, зрительное восприятие и глазомер ребенка.

Оборудование: Баночки с крышками разного размера.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним баночки и отдельно положите крышки. Попросите ребенка подоб­рать крышки к каждой баночке. Затем пред­ложите ему открутить крышки. Если у малы­ша что-то не получается, обязательно помо­гайте ему.

Примечание: Рекомендуется   использовать небьющуюся посуду.

ЗА РАБОТУ!

Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого.

— Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большаку -дрова рубить.

(Разгибаем большой палец.)

Печки все — тебе топить.

(Разгибаем указательный и т. д.)

Тебе — воду носить.

А тебе — обед варить.

А тебе — посуду мыть.

А потом всем песни петь.

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево.)

∗∗∗
Домашнее задание
: Помощник

— Топором дрова колю

имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз

— А потом пилой пилю.

имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад

— Отнесу их бабушке,

показать ладоши

Чтоб испечь оладушки.

похлопать ладонями друг о друга
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 22 «Пальчики здороваются»

Игра «Ну, погоди!»

Цель: Развить мелкую моторику рук, ловкость и координацию движений ребенка.

Оборудование: Игрушечные заяц и волк.

Описание игры: Участники игры должны встать по кругу. Детям, стоящим друг напро­тив друга, дайте в руки игрушки. После услов­ного сигнала дети начинают передавать друг другу игрушки. «Заяц» должен «убегать», а «волк» его «догонять».

Примечание: Игрушки должны быть средних размеров.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Исходное положение. Расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздви­нуть пальцы.

Кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной ру­кой, затем — другой, после — двумя руками одновременно.

«Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам:

— Здравствуй, указательный!

—  Привет, средний!

— Здорово, безымянный!                           

—  Как дела, мизинец?

∗∗∗
Домашнее задание
Тесто

— Тесто ручками помнем

сжимаем и разжимаем пальчики

— Сладкий тортик испечем

как будто мнем тесто

— Серединку смажем джемом

круговые движения ладошками по плоскости стола

— А верхушку сладким кремом

— И кокосовую крошкой

— Мы присыплем торт немножко

сыплем «крошку» пальчиками обеих рук

— А потом заварим чай

— В гости друга приглашай.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 23 «Пальчик — мальчик»

Игра «Замочек»

Цель: Развить мышление и мелкую мото­рику рук ребенка.

Оборудование: Замок и несколько ключей.

Описание игры. Дайте участникам игры замок и ключи. Нужно как можно быстрее подоб­рать ключ к замку и открыть его. Выигрывает тот участник, который сделает это быстрее всех.

f26
Игра «Замочек»

Примечание: Во избежание травм замок дол­жен быть вставлен в дверь.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с мизинца. При затруднении можно помогать себе другой рукой.

Пальчик-мальчик, где ты был? 

С этим братцем в лес ходил, 

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

∗∗∗
Домашнее заданиеДружба

— Дружат в нашей группе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в «замок»

— Мы с тобой подружим маленькие пальчики

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

— Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев

— Начинай считать опять.

— Раз, два, три, четыре, пять.

— Мы закончили считать

руки вниз, встряхнуть кистями
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 24 «Цепочка»

Игра «Гусеница на листочке»

Цель: Развить мелкую моторику рук, так­тильные ощущения ребенка, его фантазию, воображение и мышление.

Оборудование:  1/2 листа картона зеленого цвета, пластилин или соленое тесто, доска для работы с пластилином, ножницы.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Перед ним положите лист, вырезанный из дерева или картона. Затем вместе с ребенком из теста или пластилина сделайте шарики и положите их на листочек. Несколько шари­ков на листе — это гусеница. Шарики из теста (пластилина) можно раскатывать ладошкой по столу или между двумя руками. На первом шарике нарисуйте глаза гусеницы.

Примечание: Можно читать во время прове­дения игры стихотворение.

ЦЕПОЧКА

Вариант 1.

Поочерёдно соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и т. д.). Че­рез них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков правой руки.

Колечко с колечком соединяем,

Цепочку из пальчиков мы получаем.

f27

Вариант 2.

Указательный палец левой руки соединяется с большим пальцем правой ру­ки. Затем указательный палец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки. Так же соединяем средний палец левой руки с большим пальцем правой руки, меняем руки; соединяем безымянный палец левой руки с боль­шим пальцем правой руки; меняем руки; мизинец одной руки -с большим пальцем другой руки.

∗∗∗
Домашнее задание
: Отдохнем

— Наши пальчики проснулись,

— Потянулись, потянулись…

— И встряхнулись…

выполняем все эти движения

— По ладошке побежали

по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот

— Побежали, побежали,

— Поскакали, поскакали

изобразите эти движения

— И устали. Сели отдыхать

потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ  № 25 «Стол»

Игра «Мой первый обед»

Цель: Развить тактильные ощущения, мышление, обоняние, вкус, а также помочь развитию ребенка, улучшить внимание.

Оборудование: Замороженные или  свежие овощи.

Описание игры: Во время приготовления обеда посадите ребенка за кухонный стол. Положите перед ним овощное ассорти и дайте ему воз­можность разложить овощи по отдельности (поставьте перед ним несколько пустых таре­лок). Называйте ребенку овощи, которые он раскладывает, чтобы он их запоминал.

Примечание: Когда вы немного освободитесь от домашней работы, проверьте, правильно ли ребенок рассортировал овощи.

СТОЛ

Вариант 1.

Исходное положение. Левую руку сжать в кулак — это «ножка» стола. Сверху на­крыть «ножку»выпрямленной ладонью пра­вой руки — это «крышка» стола.

Кулачок — это толстая ножка.

Сверху крышка — наша ладошка.

Маленький столик. Время идёт…

Вместе с ладошкой и стол подрастёт.

Вариант 2.

На счёт «раз—два» поочерёдно менять положение рук.

f28

∗∗∗
Домашнее задание:
Дождик

— Дождик, дождик, поливай

Указательным пальцем постукивать по ладони другой

— Будет хлеба каравай,

образовать перед собой круг руками

— Будут булки, будут сушки,

похлопывать поочередно одной ладонью другую

— Будут вкусные ватрушки.

соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 26 «Замок»

Игра «Пластилин»

Цель: Развить мелкую моторику рук, воображение и мышление ребенка.

Оборудование: Пластилин.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Разложите перед ним пластилин. Покажите, как из пластилина можно вылепить различ­ные фигуры. Начните с изготовления колоб­ков и блинчиков, а после этого — животных и человечков.

Примечание: Для проведения игры рекомен­дуется использовать пластилин разных цве­тов.

ЗАМОК

Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок.

(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.)

Кто его открыть бы смог?

— Потянули!

(Пальцы — в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)

—  Покрутили!

(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе.)

— Постучали!

(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.)

И — открыли!

(Расцепить пальцы.)

∗∗∗
Домашнее задание
: Строим стенку.

— Строим стенку,

— Выше, выше,    

Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.

— Добрались уже до крыши!    

к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.

— Чья крыша выше?

— Выше, выше, выше!

Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)

— Прорубили мы окошко,

— И дверку для кошки,

— И дырочку для мышки:

— Пи-пи-пи-пи–пи!    

Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 27 «Человечек»

Игра «Дорогие гости»

Цель: Развить мелкую моторику рук, слу­ховое восприятие, внимание и координацию движений ребенка.

Оборудование: Для  проведения  игры  спе­циального оборудования не требуется.

Описание игры. Читайте стихотворение и выполняйте движение согласно тексту:

В гости к пальчику большому            

Приходили все друзья (вытяните руку и отве­дите в сторону большой палец).           

Указательный и средний (соедините с большим пальцем указательный и средний пальчики),

Безымянный и последний (соедините с большим пальцем безымянный пальчик и мизинец),         

А мизинчик-молодец

Показал дорогу всем.         

Вместе пальчики-друзья,        

Друг без друга им нельзя (сожмите пальчики в кулак)!

Примечание: Побуждайте ребенка повторять и запоминать стихотворение.

ЧЕЛОВЕЧЕК

Вариант 1.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы вы­тянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы при­жать к ладони большим пальцем.

Указательный и средний пальцы передвигать по поверхнос­ти стола, имитируя движения ног.

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем — другой. После этого — двумя одновременно. Надо следить за тем, чтобы указательный и средний пальцы при выполнении сильно не сгибались.

Маленькие ножки шагают по дорожке!

Топ-топ, топ-топ. Шагают по дорожке.

Вариант 2

Исходное положение (см. вариант 1).

Только теперь человечек «идёт», высоко поднимая «ноги» (указательный и средний пальцы), затем стоит на одной «ноге» (опирается на средний палец, а указательный подтягивает вверх), потом меняет положение «ног» — опирает­ся на указательный палец, а средний подтягивает вверх.

Упражнение выполняется каждой рукой по очереди, затем — двумя руками одновременно.

Вот человечек идёт по дорожке.

И высоко поднимает он ножки.

На одной ноге стоит и по сторонам глядит.

На другую ногу встал, покачался и упал.

f30

∗∗∗
Домашнее задание
: Квасим капусту

— Это что еще за куст?

Стоя, руки перед грудью в «замке»

— Это что еще за хруст?    

Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

— Как же мне без хруста,

Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.

— Если я – капуста?

— Мы капусту рубим, рубим,

«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.

— Мы капусту солим, солим,

Обе руки сложены щепотью и «солят».

— Мы капусту мнем, мнем,

Сжимаем и разжимаем кулаки

— А морковку трем, трем,

Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.

— Все перемешаем!

Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

— В бочки набиваем    

Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .

— В погреб опускаем.

В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

— Эх, вкусная капуста!    

Выпрямляемся и гладим себя по животу.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 28 «Дружные пальчики»

Игра «Учимся пересыпать»

Цель: Развить мышление, мелкую мото­рику рук, внимание и координацию движений ребенка.

Оборудование: Для проведения игры вам по­требуются 2 тарелки, крупа и ложка.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 2 чашки. В одну из них насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Продемонстрируйте ребенку, как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одной тарелки в другую. Дайте ему в руки ложку и посмотрите, как он будет справляться с зада­нием. Помогите малышу набрать крупу. Когда ее останется мало, подскажите, что чашку нужно наклонить. Можно предложить ребен­ку перемешать крупу ложкой.

Примечание: В конце игры обязательно по­просите ребенка убрать за собой крупу, если он ее просыпал.

ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Вариант 1.

Исходное положение. Пальцы одной руки выпрямить, прижать друг к другу и удерживать напряжённые пальцы до счёта 10. Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно. После упражнения — встряхнуть кисти рук.

Пальцы очень крепко дружат,

Мне помощниками служат.

f31

Вариант 2.

«Это упражнение можно предварить небольшим рассказом о том, какое на­звание имеет каждый палец: большой, указательный, средний, безымянный и мизинчик.

Исходное положение. Все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны — пальчики «поссорились». Затем все пальцы прижать друг к другу — «помири­лись». Чередовать эти две позиции, сопровождая словами:

Поссорились — помирились!

∗∗∗
Домашнее задание
: Улитка.

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.

— Улитка-улитка,

— Отвори калитку,

— выходи из дома,

— Будем знакомы!    

Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

— Улитка-улитка,

— Высуни рога,

— Дам пирога!

Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.

— Улитка-улитка, пошли гулять!

На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).

— Поползли, поползли, поползли…

«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.

— Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!

(При повторении – до свидания, улитки!)

«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 29 «Пчёлки»

Игра «Монетки»

Цель: Развить мышление ребенка, мел­кую моторику рук.

Оборудование: Банка с монетами.

Описание игры: Каждому участнику игры дайте банку с монетами. В ней обязательно должна быть небольшая прорезь. Детям нужно извлечь из банки все монеты. Выигрывает тот участник, который сделает это быстрее всех.

Примечание: После игры можно вместе сосчи­тать монеты.

ПЧЁЛКИ

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) на второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). „улей“ прижат к „ёлке“.

Домик маленький на ёлке,

 Дом для пчёл, а где же пчёлки?

заглядываем в „улей“.

Надо в дом постучать,

сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.

 Раз, два, три, четыре, пять.

 Я стучу, стучу по ёлке,

 Где же, где же эти пчёлки?

стучим кулаками друг о друга, чередуя руки

 Стали вдруг вылетать:

разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают)

Раз два, три, четыре, пять!

∗∗∗
Домашнее задание
: Гусеница.

— Гусеница, гусеница,

Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)

— Бабочкина дочка,

«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки

— По травинкам ползает,    

То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»

— Кушает листочки:

И по другой стороне обратно.

— Ам!

Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.

— Ам!

— Ам!

— Ам!

— Ам!

— Поела

Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…

— Спать захотела.    

… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.

— Проснулась –    

Постепенно расправляем ладони…

— Бабочкой обернулась!    

Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.

— Полетела, полетела, полетела!    

Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 30 «Пальчики ложатся спать»

Игра «Разноцветные снежинки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Описание игры:  Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Примечание: снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

ПАЛЬЧИКИ ЛОЖАТСЯ СПАТЬ

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик — прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Ну а этот долго спал,

А потом будить всех стал.

Встали пальчики! Ура!

(Выпрямить все пальцы.)

Нам гулять идти пора!

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

∗∗∗
Домашнее задание
: Разве это пальчики?

Разве это пальчики?

Да ведь это мальчики.

Развести руками и показать все пальчики.

Этот вот большой толстяк

Любит хвастать просто так.

— Как дела? — спроси его,

Он подпрыгнет, скажет «Во!»

Если ослик мой не спит

Указательный грозит.

Всем он все показывает,

Всем на все указывает.

Этот пальчик злой мальчишка,

Стукнет по лбу, будет шишка.

Безымянный до утра

Выбирает имена.

Игорь Дуров — был циркач,

Лев Иванов — Детский врач.

«Солнце село спать пора.

Лучше выберу с утра».

А мизинец мой любимец.

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю.

Очень маленьких люблю.

Показать указательный палец, погрозить. Указывать на воображаемые предметы по 3 раза, перемещая палец почасовой стрелке 2 раза.

Показать средний палец, нахмуриться и сделать щелчок по лбу, потереть лоб.

Показать безымянный палец. Водить рукой в одну, а затем в другую сторону, показать на окно, и махнуть рукой.

Показать мизинец, с «любовью» посмотреть на него и поцеловать.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 31 «Дружные ребята»

Игра «Собери и закрепи»

Цель: Научить ребенка соединять между собой нужные детали, развить его внимание, зрительный расчет, мелкую мото­рику рук и т.д.

Оборудование: Цветная бумага, шнурки, плот­ный картон, краски или фломастеры.

Описание игры: Перед проведением игры вырежете из цветной бумаги фигурки живот­ных и нарисуйте на них глаза, рот и т.д. Затем приклейте фигурки на картон, чтобы они были прочными. На большом листе картона нари­суйте поляну с различными предметами, кото­рые обычно окружают определенных живот­ных (например, гриб — ежик) и оставьте место для фигурки животного. Проделайте неболь­шие отверстия в листе картона и в фигурке. Дайте ребенку картон и отдельно положите фигурки. Он должен попытаться закрепить с помощью шнурков животных в нужном месте на картоне.

ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА

Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.

Дружат в нашей группе

 Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки,)

Раз, два, три, четыре, пять…

(Поочерёдно соединяем одноимённые пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

Начинай считать опять. (Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Поочерёдное касание.)

Мы закончили считать.

(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

∗∗∗
Домашнее задание
: Танюша Наташе секрет рассказала.

Танюша Наташе секрет рассказала.

Наташа Марине его прошептала.

Марина доверила тайну Светлане.

Светлана секрет рассказала Марьяне.

А Марианна сказала Танюшке.

Вот так подружки!

Соединяем прямые пальчики одной руки большой с указательным, указательный со средним, средний с безымянным, безымянный с мизинчиком. Если одной рукой без помощи трудно, то можно помогать другой.
∗∗∗

ЗАНЯТИЕ № 32 «В гости»

Игра «Паучок»

Цель: Развитие мелкой моторики рук

Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

 А за ним ходили детки.

 Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит).

Паучок ползет опять,

Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«Паучки» ползают на голове.


В ГОСТИ

В гости к пальчику большому

(Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.)

Приходили прямо к дому

(Две ладони сомкнуть под углом — «крыша».)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(Называемые пальцы каждой руки по очереди соединять с большим пальцем.)

А мизинчик-малышок

(Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх.)

Сам забрался на порог. (Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя. (Соединить руки в «замок».)

∗∗∗
Домашнее задание
: Раз, два — шли утята.

Раз, два — шли утята.

Три, четыре — за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался —

Громко-громко запищал:

— Пи-пи-пи — не пищи!

— Мы тут рядом поищи!       

Поочередно загибаем пальчики обеих рук.

Ритмично сгибаем и разгибаем пальчики обеих рук одновременно.
∗∗∗

Результаты реализации системы занятий «Говорящие пальчики» помогло использовать разнообразные формы работы с родителями, это:

  • Индивидуальные беседы.
  • Консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков — машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
  • Рекомендации родителям определяю в виде памяток, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
  • Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика».
  • Практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
  • Изготовила книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляю по мере разучивания.


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!