logo

Критическое мышление: Способы развития и закрепления

Критическое мышление: Способы развития и закрепления

Автор: Касьянова Любовь Юрьевна,
учитель начальных классов
филиала МАОУ Богандинской СОШ №1 «Княжевская СОШ»,
Тюменская область, Тюменский район, с. Княжево

Аннотация: В статье показаны основные проблемы развития критического мышления, а также эффективные технологии и методики для решения этой проблемы. Роль и задачи педагога в развитии критического мышления.

Ключевые слова: критическое мышление, проблемы развития критического мышления, технологии и методики, роль педагога в данной проблеме.

Abstract: In the article the basic problems of the development of critical thinking and effective technologies and methods to solve this problem. The role and tasks of the teacher in developing critical thinking.

Keywords: critical thinking, critical thinking, technology and methods, the role of the teacher in the problem.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к самостоятельному поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Немаловажным аспектом в этой проблеме является отсутствие критического мышления, в нехватке умения человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К слову сказать, критическое мышление имеет одно из самых центральных и ключевых факторов, определяющих дальнейшую роль индивидуума в социуме. Для того чтобы помочь ребенку сформировать умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, хочется привести несколько методов, которые я успешно реализовываю в своей работе.

Стоит отметить, что целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. Из поставленных государством задач перед структурой образования ясно, что приоритетом и главным требованием к условиям реализации общеобразовательных программ является проектирование учителем личностно ориентированного урока. Главным образом, педагог должен раскрыть потенциал ребенка, его индивидуальность, вариативность и открытость учащегося. Между тем, думать критически не значит, подвергать сомнению все сказанное и увиденное, а уметь “отделять зерна от плевел” путем использования имеющихся исследовательских методов, ставя перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Главная задача педагога, развивать в ученике, вышеуказанные качества, а также, уметь раскрыть потенциал ребенка к умению анализировать и быть самостоятельным членом общества. На мой взгляд, критическое мышление относится к наиболее сложным мыслительным процессам. Это способность не только анализировать информацию и отличать достоверное от вымышленного, но и способность ставить вопросы, приводить доводы в защиту своего мнения и делать выводы. Таким образом, если ребенок способен мыслить критически, он сумеет аргументировано доказать свою позицию, основываясь при этом на логику.

Процесс, ориентированный на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Стоит отметить, что ученик вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы.

Говоря об эффективных технологиях развития критического мышления, хочется упомянуть несколько методик по новым стандартам ФГОС, которые используется мною, принося положительные результаты. Суть их, заключается в том, чтобы обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Таким образом я развиваю мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни. Потому как умение принимать или не принимать взвешенные решения, работать с информацией и анализировать, проектируется и на нашу повседневность.

В вышеуказанных методиках всего три ключевых момента, педагогические задачи, с помощью которых развивается критическое мышление:

  • Формирование и развитие базовых качеств личности, таких как: креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического мышления. Уметь рассмотреть новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Найти и выделить ошибки в рассуждениях. Уметь проверить озвученные факты.
  • Формирование культуры чтения. Уметь ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы, основываясь на достоверной информации.

На мой взгляд, данная методика проста в применении и эффективна, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Немаловажным моментом остается пробудить интерес к тому или иному предмету. В этом случае перед педагогом встают еще несколько задач:

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Главной идеей, является то, что после получения того или иного задания, учащиеся, путем мозговой атаки составляют список того, что они знают или думают. Не важно, проводится индивидуально с каждым учеником, парами или с участием всей группы, результат всегда не заставляет ждать себя долго. Суть в том, чтобы принять все высказанные идеи, версии, принять их независимо от того, правильны они или нет. Затем педагог задает уточняющие вопросы, при этом оставляя возможность высказаться, выслушивая соображения и логическую цепочку проведенную учащемся.  Моя роль заключается в роли некоего “проводника”, который заставляет реагировать на факты и следовать логике.   Во-первых, ученик участвует в вызове того, что он знает о данной тематике. Это заставляет учащегося анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнёт разбирать во всех подробностях. Через эту первичную деятельность обучаемые определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. К примеру, применение известного приема “Верите ли вы?”. Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой.

Кроме методик, я использую игры, с помощью которых также развивает критическое мышление. К примеру, игры на развитие логики, ассоциаций:

«Логические цепочки» – игра на  развитие умения устанавливать общий признак. – Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т.д.

«Ассоциативный куст» – активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Зимние виды спорта» – Какие ассоциации возникают при слове «спорт»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком – символом. – Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основным словом «спорт» с помощью стрелок. – Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.

«Круги сравнения» – конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. Тема: «Домашние животные». – Что мы знаем о животных? На какие группы мы их можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние). – Какие животные могут быть и дикими и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения? Дети называют птиц, которые расположены в общей части кругов. – Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут? Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен. Ну а наша задача, задача педагогов, максимально развить все качества критического мышления в ребенке, а также помочь ему объективно оценить факты, сделать выводы и принять взвешенное решение.

Список источников

  1. С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004г.
  2. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003г.
  3. Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005г.
  4. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
  5. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003г.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998г.
  7. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. 2001г.
  8. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
  9. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика