logo

“Коридорные” дети. Пособие для занятий с отстающими и неуспевающими детьми, имеющими трудности обучения в связи с особенностями восприятия

“Коридорные” дети. Пособие для занятий с отстающими и неуспевающими детьми, имеющими трудности обучения в связи с особенностями восприятия

Автор: учитель русского языка
и литературы
Срывкова Л.В.

Уважаемые коллеги! В этом пособии мы поговорим об отстающих или неуспевающих учениках. Позволю себе воспользоваться терминами Майкла Гриндера, американца, использующего новаторские методы НЛП в педагогике. Обучение в школе представляется им в виде конвейера, неуспевающие по программе этого конвейера отправляются в “коридор”. Так кто же они, “коридорные” дети?

Введение
Изучая основы НЛП, мы непременно сталкивается с упоминанием о репрезентативных системах (модальностях). Существует пять основных способов восприятия информации из окружающего мира. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. Полученная органами чувств информация затем трансформируется в нашем мозгу в некое представление. Это и есть репрезентативная система.

Обычно у людей, хотя и в разной степени, развиты все эти модальности. В классе из 30 учеников в среднем у 22 развиты аудиальные, визуальные и кинестетические способности. Порядка 5-6 человек являются преимущественно визуалами, или аудиалами, или кинестетиками. Еще 2-3 ученика испытывают трудности обучения не связанные с особенностями восприятия. В идеале, преподавание ведется с учетом всех трех модальностей. Тогда каждый ученик в классе способен усвоить материал.

А если учитель, сам являясь в большей степени аудиалом, визуалом или кинестетиком, воспроизводит материал в своей модальности? Гриндер называет детей с одной ведущей модальностью “трансляторами”. Когда информация учителя совпадает с их ведущей модальностью (репрезентативной системой), они справляются прекрасно и хорошо запоминают эту часть урока.

Когда учитель переключается с ведущей модальности “транслятора” на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах. [1]

 

clip_image002

 

Отстающие ученики попадают в коридор – то место, где развивается отстающая модальность и где культивируется индивидуальный подход к ученику, исходя из его ведущей модальности. Основой успеха обучения коридорных детей является определение ведущей модальности ученика и подбор подходящего стиля обучения. Приведем таблицу, отражающую различие между коридором и конвейером. [2]

КОНВЕЙЕР КОРИДОР
Фокус на классе как целом Фокус на отдельном учащемся.
Многосенсорное обучение Первоначальное обучение каждого в его модальности.
Ориентация на новое содержание Ориентация на новый процесс
Успех основан на технике подачи информации Успех основан на соответствии модальности восприятия и подачи информации.

Определение ведущей модальности ученика

Для определения ведущей модальности ребенка из коридора мы вновь воспользуемся таблицами из книги Майкла Гриндера. В них содержатся признаки, указывающие, какую сенсорную систему использует ученик. [3]

Визуальные Аудиальные Кинестетические
Организован Разговаривает сам с собой Отвечает на физическое вознаграждение
Опрятный и дисциплинированный Легко отвлекается Стоит близко, касается людей
Наблюдателен Шевелит губами, проговаривает слова при чтении Ориентирован физически
Спокойный (не шумный) Легко повторяет услышанное Обилие движений
Ориентирован на внешний вид Более предпочитает счет и письмо Богатые физические реакции
Более осмотрительный Легко осваивает языки Раннее физическое развитие
Хороший рассказчик Запоминает картины С трудом запоминает словесные инструкции Говорит ритмическими Обучается, слушая Любит музыку Обучается, делая. Запоминает, гуляя При чтении водит пальцами
Меньше отвлекается на шум Может имитировать тон, высоту голоса Много жестикулирует
Помнит то, что видел Помнит то, что обсуждал Помнит общее впечатление
Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел Самый разговорчивый, любит дискуссии, рассказывает всю последовательность Лаконичен, тактичен, использует активные слова, движения
При разговоре подбородок вверх, голос высокий Внимание к интонации голоса Подбородок вниз, голос ниже
В чтении силен, успешен, Скор Хорошо читает новые слова Любит книги, ориентированные на сюжет
Живая, образная фантазия Слышит звуки, голоса Сильная интуиция, слаб в Кроме этого для определения ведущей модальности используются ключи глазного доступа: деталях

Кроме этого для определения ведущей модальности используются ключи глазного доступа:

02

 

 

 

 

 

В – визуальное вспоминание. Предыдущий зрительный опыт, зрительная память. Всё, что человек может вспомнить визуально: цвет входной двери в квартиру, как выглядит 100 рублей и т.д. При этом сюда будет относиться и ранее сконструированные образы, если человек о них вспоминает.

ВК – визуальное конструирование. Создание нового опыта, планирование, математические расчеты. Всё визуально конструируемое человеком в данный момент: как будет выглядеть этот человек, если пострижётся налысо, африканский слон заляпанный розовой краской и т.д. Так же сюда будет относиться визуализация математических расчётов.

А – аудиальное вспоминание. Звуковая память – интонации, голоса, звуки, музыка. Все воспоминания об аудиальном опыте: звук капающей из крана воды, звук флейты, голос вашего начальника и т.д.

АК– аудиальное конструирование. Создание нового аудиального опыта, сочинение музыки. Собственно, всё что человек не слышал ранее, но может придумать. Новые интонации, звуки, голоса.

Ад – внутренний диалог. Контроль речи, проговаривание. Разговор с собой, проговаривание. Задать себе вопрос и ответить на него. Спроси себя: – Что всё это значит?  Внутренний диалог так же отвечает за контроль речи, то есть анализ правильного построения фраз и того, что стоит говорить, а что нет.

К – кинестетика. Телесная память, ощущения, вкус, запах, осязание, метаощущения. Всё, что связано с ощущениями, переживаниями и так далее.

Глаза будут двигаться только в том случае, если человеку нужно найти информацию. То есть, если нужная информация находится в “оперативной памяти”, то движения глаз не будет.

Как метафора: движение глаз похоже на мигание лампочек у компьютера. Одна лампочка мигает, когда считываются данные с жёсткого диска, другая – когда с CD, третья – когда читается дискета.[4]

Схема дана для человека, на которого вы смотрите.

03

 

 

 

 

 

Интересной также мне представляется и таблица, составленная А. Любимовым и названная “Типы людей”. Кроме уже упомянутых выше аудиалов, визуалов и кинестетиков, в таблицу добавлен тип – “дигиталы”.[5]
В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:
Визуалы – 35%;   Аудиалы – 5%; Дигиталы – 25%;     Кинестетики – 35%.

Паттерны Визуал Кинестетик Аудиал Дигитал
ПРЕДИКАТЫ кажется взгляд яркий перспектива фокус красочный чувствую схватывать касание прочный теплый спокойно тон громкий отзвук послышалось звучит как… ритмичный разумный логичный знаю  понимаю язык цифр функционально
ПОЗА Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед. Голова набок, “телефонная поза”, посадка прямая Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова.
ТИП ТЕЛА Как “тощий” так и “тучный” Пухлый, округлый, мягкий. Четкой зависимости нет Мягкое,  полное
ДВИЖЕНИЯ Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища. Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища. То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища. Движения не гибкие, обычно застывшая поза.
ФОРМА ГУБ Тонкие, узкие Пухлые, мягкие. Различная. Узкие, стянутые.
ДЫХАНИЕ Высокое, грудное. Низкое, брюшное. В полном объеме. Ограниченное.
ГОЛОС Высокий, чистый, быстрый, громкий. Низкий, медленный, хриплый. Мелодичный, ритмичный, меняющийся. Монотонный. прерывистый, густой.
НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА Над окружающими Под окружающими Глаза опущены. Смотрит над толпой.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ “Посмотри, чтобы услышать”. Скорее прикоснется, нежели посмотрит. “Чтобы услышать, не смотри”. Никакого зрительного контакта.
ДИСТАНЦИЯ Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят. Очень близкая, чтобы коснутся Небольшая, но предохраняются от прикосновений. Отдаленная.
ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА Не хотят быть ниже собеседника. Из стресса выходят, беря вину на себя. Очень многословны, нет риторических вопросов. При стрессе становятся сверхрациональны.
ГЛАВНОЕ СЛОВО КРАСИВО УДОБНО ТИХО ФУНКЦИОНАЛЬНО


Обучение школьников с ведущей репрезентативной системой на индивидуальных и групповых занятиях по русскому языку

 Визуалы

Визуал очень здорово справляется с таблицами, схемами, наглядными пособиями. Предлагаем ему рассмотреть схему или таблицу и рассказать по ней орфографическое или пунктуационное правило. В синтаксисе и морфологии проработаем группы, категории и их взаимосвязи.

Приведем несколько таких схем и таблиц.

05                 06

07                 08

09                 10

11                 12

Эти и другие таблицы вы можете найти в книге С. И. Львовой “Схемы и таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация.” [6]

В данный комплект вошло 36 схем-таблиц по орфографии и пунктуации, отражающих в обобщенном виде весь теоретический материал, изучаемый в школе.

Вот еще несколько таблиц другого издания:

13                14

15                 16

Как вы видите, материал достаточно красочный. Картинка важна для визуала.
При рассмотрении таблицы используйте речевые предикаты, понятные и воспринимаемые визуалами: смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видишь; слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение.

Визуалу нужно разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.

В связи с этим переходим к следующему шагу: созданию ментальной карты. Предложите ученику создать рисунок на тему, которую только что изучали или повторяли.

Методику запоминания материала путем создания ментальной карты создал Тони Бьюзен. Более подробную информацию о методах и приемах эффективного запоминания вы можете найти в его книгах.

Очень коротко остановимся на сути этой методики и приведем примеры ментальных карт.
В работах Т. Бьюзена мы находим утверждение, что память во многом основана на ассоциациях; иными словами, работа памяти во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами.

Например, восприняв слово «яблоко» и связанное с ним понятие, мозг запоминает (наделяет ассоциативными связями) цвета, присущие этому фрукту, его вкус, качества, воспринимаемые на ощупь (текстуру), и запах, а также контекстуальную среду (людей, присутствовавших при этом, и т.п.), из которой объект был взят как мысленный образ.

В дополнение к ассоциациям, объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий и различными способами глубоко «прочувствованный» образ.

Третьим столпом, на котором зиждется память, является фиксация. Иными словами, для того чтобы ваш мозг запомнил что-либо, в отношении чего сформирован образ и закреплены соответствующие ассоциации, данному фрагменту, или «отпечатку», в памяти, должно быть предоставлено место, определенное (локализованное) относительно массы иных фрагментов информации, хранимых в памяти.[7]
Образ, рождающийся из ассоциаций, может и даже должен быть смехотворен, абсурден, даже сюрреалистичен, нужно не бояться преувеличения в отношении его формы, размера, цвета.
Увеличивает вероятность успешного запоминания и замена обыденного или скучного образа на более яркий и занимательный, а также использование всех цветов радуги для того, чтобы образы были «красочными» и потому легко запоминаемыми.

Образы должны быть позитивными и приятными для их создателя.
При создании ментальных карт Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

2. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.
Необходимо соблюдать следующие правила:

1. Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.

2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

3. Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.

4. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.

5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

6. Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.

7. Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков.

8. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

10. Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать. [8]
Приведем образцы ментальных карт:

17

18

 

Для запоминания слов визуалу предлагается сформировать семантический образ слова, где орфограмма заменяется ассоциативным рисунком.

Семантический образ должен быть связан именно с лексическим значением слова; в семантическом образе слова трудность написания должна быть вписана в буквенное маркирование (например, как со словами палатка, шатер) так, чтобы ребенок мог легко и однозначно вспомнить визуальное кодирование; семантический образ должен быть редким, чтобы обеспечить избирательность запоминания.

Редкость употребления картинки-образа может достигаться цветовым кодированием или изображением детали, подчеркивающей особое эмоциональное настроение (например, для написания слова корова может использоваться образ веселой коровы, у которой смешные очки в виде -ОрО-).[9]

19          20           21

22             23          24

25            26

Для запоминания ряда слов можно использовать упражнение “Напиши сказку”. Дети составляют сказки, в которые включаются слова, которые необходимо запомнить. Приведем пример таких сказок.

271

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиалы – это те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, т.е. лучше усваивает информацию на слух. Их стиль обучения – аудиальный (т.е. слуховой).

Ребенок-аудиал читает вслух правило в учебнике или рассказывает его, рассматривая схему, таблицу. Можно записать сказанное на диктофон и затем дать ученику прослушать. Либо учитель сам еще раз произносит особенно важные моменты изучаемого (повторяемого) материала.

Занимаясь с аудиалом, нужно учитывать громкость, скорость и темп речи, также использовать слова из его лексикона: “послушай”, “обсудим”, “тихо” и др.

После прослушивания предложите ученику рассказать то, что он запомнил. Здесь можно поиграть в ролевую игру, где ребенок-аудиал выступал бы в роли учителя, объясняющего новый материал. В роли ученика может быть учитель или другой ребенок. “Ученик” может задавать “учителю” вопросы, обращаться с просьбой пояснить тот или иной фрагмент лекции.

Аудиалы обладают чувством ритма и могут хорошо запоминать содержание, если оно ритмически организовано. Подбираем ритм и читаем правило в заданном ритме, а словарные слова легче запоминаются, если их переложить на музыку и пропеть. Обучение при хорошо подобранной музыке стимулирует эффективность работы аудиалов.

Знаки препинания в тексте выделяем голосом: на тон выше или ниже, громче или тише. Можно обговорить с учеником маркировку каждого знака препинания с помощью голосовых возможностей.

Кинестетики.
Прежде всего, следует сказать, что при обучении кинестетика учитель в школе и родители дома должны проявить особое терпение и понимание. Во время урока ребенок-кинестетик вертится, ерзает на стуле, что-то кому-то передает, словом, проявляет двигательную активность, которая мешает классу и зачастую раздражает учителя.

Кинестетика невозможно заставить сидеть долгое время неподвижно; ему нужно давать возможность передвигаться по классу (разумеется, в рамках установленных правил); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Во время индивидуальных занятий или занятий в группе кинестетиков предлагайте им пройти к доске для выполнения задания, пересесть за другую парту.

Запоминать словарные слова, слова-исключения можно во время движения, например – ходьбы, деля слова на слоги и используя орфографическое чтение: один шаг – один слог.

Также можно предложить игру с мячом. Например, учитель бросает ребенку мяч и называет слова. Если в словах есть изученная орфограмма, ученик ловит мяч, если нет – отбивает. Или учитель бросает мяч и называет глухой согласный, ученик ловит и называет парный звонкий. Если пары у звука нет – отбивает.

При обучении ребенка-кинестетика мы можем использовать и прием – конструирование. Вот какие упражнения предлагает Л.С. Чечулина:

  • учителю предлагается подготовить карточки из картона с заранее написанными на них морфемами; ученикe дается задание собрать или перестроить слово, перемещая карточки или прикрепляя морфему на основу пластилином;
  • учитель готовит карточки со словами, содержащими большое количество морфем (бесполезный, бесстрашный, перегородивший), ученик должен разрезать слово так, чтобы правильно представить его морфемный состав .[10]

Кинестетик усваивает орфографию и пунктуацию не через чтение, как это делает визуал, а через написание слов и предложений. Кинестетику нужно много писать, его конек – мышечная память.

Для запоминания слов их нужно многократно написать, причем не только с первой буквы до последней, но и наоборот – начиная с последней буквы и постепенно двигаясь к первой.

Для лучшего запоминания и усвоения правил кинестетику можно предложить написать грамматическую сказку. В сказке есть событие, движение, что близко кинестетику. Предложите ему, опираясь на полученные знания, написать сказку, где есть сюжет (последовательность событий), а затем проиграть ее вместе с другими детьми-кинестетиками.
Вот несколько примеров таких сказок.

Кто важнее?
В королевстве Грамматики жили две королевы. Одну звали Б, другую звали П. Они всегда спорили между собой о том, кто из них важнее. Королева Б говорила: «Меня всегда пишут в конце слова». Королева П говорила: «А меня всегда произносят в конце слова». И никак они не могли помириться между собой. И, наверное, долго бы они спорили, если б не гласные. Они сказали: «Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова. Обе вы важны: П важна для нашей покровительницы Орфоэпии (произношения, а королева Б – для Орфографии (письма».
Вот так гласные и помирили королев, и до сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.

Глагол и его друзья.
Жил – был глагол.
И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую – нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, видит – сидит существительное на камушке и плачет.
– Что ты так пригорюнилось?
– Да вот, живу – живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу.
-Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое.
– Что ты кручинишься, Прилагательное, и почему одиноко сидишь здесь?
– Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне.Так хочется поработать, да не знаю где.
– Пойдём с нами счастье искать.
Долго ли , коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе Грамматика. Там всё что – то делали, трудились – скучать было некогда.
Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении.
Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделает? И др. Существительное получило сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением ( в зависимости от своих начальников – падежей.
А прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой – нибудь предмет.
С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!

Занимаясь с кинестетиками, используйте понятные ими предикаты: схватывать, чувствовать, трогать. придерживаться и т.д. Используйте жесты и прикосновения.

Заключение.
Мы рассмотрели несколько приемов и методов, которые можно использовать при индивидуальной и групповой работе с детьми, использующими в процессе восприятия учебного материала преимущественно одну репрезентативную систему.

Сложнее всего в условиях коллективного обучения работать с кинестетиками, именно им обычно уделяется меньше всего внимания. Чаще всего учитель транслирует информацию через аудиальный и визуальный каналы. И если в начальной школе еще присутствует элемент игры, имеет место двигательная активность, то в средней и тем более в старшей школе приемы, формы и методы, необходимые для эффективного обучения кинестетиков, используются мало или практически не используются.

Наибольших успехов в обучении обычно достигает ученик с хорошо развитыми тремя модальностями. Поэтому вместе с трансляцией материала через ведущий канал аудиала, визуала или кинестетика мы должны развивать и остальные модальности. Например, попробовать предложить выполнить 1-2 упражнения, применяемые при работе с учениками другой репрезентативной системы.

При работе с классом учитывайте особенности восприятия всех учеников, обучайте в разных модальностях.

Источники:
[1] М. Гриндер Исправление школьного конвейера М., 2001
[2] М. Гриндер Исправление школьного конвейера М., 2001
[3] М. Гриндер Исправление школьного конвейера М., 2001
[4] http:trenings.ru
[5] http:trenings.ru
[6] С. И. Львова Схемы и таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Дрофа 2001.
[7] Тони Бьюзен. Усовершенствуйте свою память. http://log-in.ru
[8] http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/
[9] А.А. Хлынин Использование семантических образов на уроках русского языка. Вестник НЛП №4 http://vestniknlp.ru
[10] Уральский филологический вестник 2013 год №4

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика