logo

Контрольная без стресса. Формула успеха Х+1=5+

Контрольная без стресса. Формула успеха Х+1=5+

Автор: Мартемьянова Елена Валерьевна,
педагог французского языка в 9-11 классах  
ФГБОУ «Средняя школа-интернат» МИД РФ,
д. Улиткино, Щелковский р-н,  Московская обл. 

Любой педагог скажет вам, что для успешной реализации учебного процесса, контрольные и самостоятельные работы абсолютно необходимы. Они дают достаточно объективный срез знаний по изучаемому предмету, помогают педагогу понять степень усвоения материала, выстроить план дальнейшей работы по исправлению ошибок и недочетов. Поэтому вряд ли приходится спорить о важности и необходимости данного учебного мероприятия.

Однако ни один учитель не станет отрицать (не кривя душой) и тот факт, что контрольные и самостоятельные работы являются стрессом для детской психики. Пожалуй, никто из них не назовет этот немаловажный фактор позитивным. Нередко учителя сетуют на то, что сильные и подготовленные ученики на контрольных получают более низкие оценки, допускают глупые ошибки, не могут раскрыть и продемонстрировать весь свой потенциал. Это касается и так называемых «середнячков». Часто, разбирая контрольную работу, учитель произносит фразу: «Ты мог бы выполнить работу лучше».

Что же помешало ребенку достичь более высокого результата? Стресс, стресс и еще раз стресс. Большинство учеников перед контрольной и самостоятельной работой сильно волнуются, особенно если родители или учителя «нагнали страху»: «Подойди ответственно! От этой работы зависит оценка в четверти! У-ууу!» Вот и получаем мы это ууу, волнение, стресс, а порой и истерику. Участвуя в нескольких экзаменационных комиссиях, я неоднократно наблюдала, как старшеклассники от волнения не могли правильно написать в бланке свою фамилию. Какие знания в таком состоянии учащийся способен продемонстрировать?

По собственному педагогическому опыту могу сказать, чем спокойнее, доброжелательнее, благоприятнее обстановка до и вовремя контрольной работы, тем выше демонстрируемые учащимися результаты. Уверенность в себе позволяет ученикам почувствовать крылья за спиной, вдохновляет их на «подвиги» во имя науки. Лучше вселить в него уверенность, нежели напугать до полусмерти. Часто перед проверочными работами я провожу с учениками индивидуальные и общие беседы, построенные на тезисах: «Ты справишься. Ты работал на уроке, а значит и здесь не возникнет особых сложностей. В контрольной нет ничего такого, чего бы мы с вами не повторяли и не отрабатывали в классе. Я в вас верю». Казалось бы, банальные и привычные фразы, но сказанные во время, с теплом, добротой и спокойствием, они оказывают весьма ощутимый позитивный эффект.

Но одними теплыми фразами и добрыми пожеланиями стресс не снять, поэтому для своих учеников я разработала целую систему «подушек безопасности». Это комплекс заданий, носящих познавательный, развивающий или творческий характер, успешное и своевременное выполнение которых перед контрольной работой позволяет учащимся заработать дополнительный балл к контрольной работе. Например, написал контрольную на 4, но заранее заработал дополнительный балл, значит, за контрольную 4+1=5. Если написал контрольную на 3, то по той же формуле3+1=4. Если контрольная работа выполнена на 5, да еще и был заработан дополнительный балл, то в журнал выставляются две 5.

Разумеется, такой подход никак нельзя применить к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, написанию городских проверочных контрольных, но для всех остальных случаев он прекрасно подходит. Я преподаю французский язык, как второй иностранный по замечательным учебникам «Синяя птица» 5-9 класс, составленным Э.М. Береговской, Н.А. Селивановой и А.Ю. Шашуриной. Темы, изучаемые в данных УМК, являются весьма стандартными и перекликаются со всеми общепринятыми учебниками по иностранным языкам, а значит и рекомендации подойдут для всех преподавателей иностранного языка. Вероятно, для других предметов их следует немного адаптировать или доработать, однако общую идею системы «подушки безопасности» можно считать универсальной, подходящей для большинства предметов школьн6ой программы.

Рассмотрим пошагово систему «подушки безопасности».

5 класс. Учебник 5 класса состоит из 8 больших уроков и одного вводного курса, соответственно я должна провести в течение года 9 контрольных и самостоятельных работ, чтобы своевременно отслеживать степень усвоения материала и заполнять пробелы. К каждому большому уроку и вводному курсу и придумала дополнительное творческое задание, за которое дают дополнительный балл на контрольной работе.

Вводный курс — данный раздел главным образом посвящен усвоению правил чтения, нескольким правилам грамматики (например, артиклям), базовой лексике и основным вопросам (Как тебя зовут? Как дела? Что ты делаешь? и т.п.) Примерно за неделю до контрольной я даю ученикам задание «упорядочить» всю эту информацию в графическом виде, то есть в форме рисунка с надписями. Например, рыбки в аквариуме, или конфеты в вазочке, цветочки и бабочки на клумбе, небо с радугой и облаками, воздушные шарики (полет фантазии безграничен), на которых написаны правила чтения, артикли, основные вопросы. Ребенок сам создает любой образ, любую картинку и группирует на ней полученную на уроках информацию. Скажем, на рыбках только правила чтения, на ракушках в аквариуме только артикли, а на камешках вопросы. Пока ученик создает этот живописный сюжет, делает подписи, группирует их по смыслу и значению, он гораздо лучше упорядочивает для самого себя и усваивает важный и сложный материал. Поданный в таком виде материал действительно запоминается. Дети, выполнившие это творческое задание, справились с контрольной гораздо лучше товарищей, пошедших стандартным путем и учивших материал просто по учебнику.

Урок 1 «Жак Тардье и его семья» (тема «Моя семья») — часто дети не хотят рассказывать о своей семье, поэтому в качестве подушки безопасности я задаю им составить рассказ о вымышленной семья. Для упорядочивания процесса и использую заранее приготовленные карточки, разложенные по нескольким стопкам: 1- фамилия, 2- место жительства, 3 — количество членов, 4 — возможные профессии, 5 — домашние питомцы и т.д. Вытаскивая по одной карточки из каждой стопки, ребенок получает необходимые для составления будущего рассказа ориентиры, которые не являются помехами и сдерживающими факторами для его творчества. Приветствуются работы, оформленные как «семейные альбомы» с подписями. Картинки можно вырезать из журналов.

Урок 2 «Звенит звонок» (Тема «Школа») — рассказывать о своей школе скучно. Еще скучнее слушать одно и то же по 10 раз. Поэтому я даю задание составить рассказ об идеальной школе, самой необычной школе, школе волшебства, школе будущего и т.п. Главное, чтобы ребенок максимально задействовал новую лексику по теме, а школу можно и Хогвардсом назвать.

Урок 3 «День рождения Сюзанны» (Тема «Праздник») — тут детям можно предложить несколько вариантов творческих заданий: от банальной поздравительной открытки, до такого дня рождения, которого еще не было. Мы, например, с одним классом отметили день рождение стола, пожелали ему стабильности, устойчивости, крепкого деревянного здоровья, опрятного внешнего вида и т.д. Пусть это звучало в шутку, зато дети с таким энтузиазмом придумывали все новые и новые пожелания для мебели. (Кстати, количество надписей на партах существенно сократилось).

Урок 4 «Мы идем в магазин» (Тема «Магазин, покупки») — несколько вариантов, в зависимости от степени подготовки учеников и желаемых результатов. Вариант 1 — составить список продуктов. Можно сделать его зашифрованным, тогда получается разгадывание ребусов. Легенда такая: список случайно постирали, половина букв пропала, восстановите по оставшимся, что мама поручила купить папе в продуктовом магазине (используется лексика к уроку) м…ок..; ка…ш..а; п…м…ор 2..г — только на иностранном языке. Вариант 2 — разыграть сценку «в магазине», «на рынке» и т.д. Вариант 3 — выступить в роли продавца и подготовить рекламу своего товара.

Урок  5 «Мой щенок» (Тема «Животные. Домашние питомцы») — о братьях наших меньших школьники всегда рассказывают с охотой, с этой темой проблем не возникает, кроме одной: «А у меня никого нет». Тогда можно предложить ребенку составить рассказ по заранее заготовленной картинке или о том домашнем питомце, которого ему бы хотелось иметь. Если ребенок затрудняется с выбором, дайте ему самого экзотического питомца (хоть крокодила на веревочке, лишь бы правильно употребил лексику и грамматику).

Урок 6 «В городе» (Тема «Город») — варианты творческих заданий: «Мой город» — презентация для иностранных туристов в виде рекламы. Диалог по сценарию: «Как пройти на площадь Бастилии?  О боже, кто так строит? Где я??? А где Лувр???» Очень нравится ребятам придумывать сценарии викторин. По карте Парижа они объясняют товарищам по группе свой маршрут движения, оговаривая вначале, из какой точки они вышли. Задача одноклассников внимательно следить за рассказчиком и назвать конечную точку маршрута. За каждый правильный ответ дается звездочка. У кого их больше всех, тот и получает дополнительный (спасительный балл) для контрольной работы.

Урок 7 «Я люблю\ я не люблю» (Тема «Предпочтения») — на эту тему дети и взрослые готовы говорить часами, поэтому можно просто дать ее в качестве домашнего сочинения. Иногда дети с охотой оформляют это сочинение красочно, вырезая картинки или рисуя то, что им нравится или не нравится.

Урок 8 «Большие каникулы, это здорово!» (Тема «Каникулы») — составить маршрут и план проведения идеальных каникул, с обязательной отработкой будущего времени (ближайшего будущего времени), что позволяет хорошо закрепить не только лексику по теме, но и грамматику.

Таким образом, к каждой контрольной по данному курсу у учащихся была возможность подготовиться. Все задания были направлены на лучшее, более легкое, творческое усвоение материала, имели непосредственное отношение к изучаемой теме, но в то же время не сдерживали творческие порывы учащихся, давали им возможность проявить себя. Все они носили необязательный характер: хотите — делайте, хотите — нет. Некоторые ученики говорили: «Мы и так готовы к контрольной работе», — что нередко соответствовало действительности. Их проверочные работы я оценивала без учета дополнительного балла. Чаще всего случалось следующее: школьник выполнял творческое задание, сдавал его обязательно перед контрольной, получал дополнительный балл, успокаивался, раскрепощался и выполнял контрольную работу на высокую оценку. В 80% случаев мне приходится ставить две пятерки. Причину такого успеха я связываю с двумя факторами:

1 — существенное снижение уровня стресса, волнения и негативных эмоций;
2 — играя, выполняя творческое задание, фантазируя, наивно думая, что он не учит французский язык, а балуется и дурачится, ребенок исподволь систематизировал знания в индивидуальной, удобной именно ему форме, повторял лексику и грамматику, закреплял полученный материал, что собственно от него и требовалось.

И последнее примечание: каждую контрольную работу я начинаю каким-нибудь шутливым напутствием, призванным снять напряжение, например: «Да прибудет с вами сила!» Это позволяет настроить ребят на позитивный лад.

Библиография:

1) УМК «Синяя птица» французский язык 5-9 класс Э.М. Береговская, Н.А. Селиванова. А.Ю. Шашурина Москва «Просвещение» 2011

2) Дистанционные курсы повышения квалификации «Современные подходы к преподаванию французского языка как второго иностранного» Н.А. Селиванова. А.Ю. Шашурина Лекции 1-8 Педагогический университет «Первое сентября».

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!