logo

Консультация «Особенности общения подростка с взрослыми»

Консультация «Особенности общения подростка с взрослыми»

Автор: Абдуллина Гузель Маратовна,
социальный педагог
МБУ ЦРДПиМ «Факел»,
ЯНАО, г. Ноябрьск

I. Паспорт методической разработки 

1.1. Дата и время проведения: 16 ноября 2014 г. в 15.00 часов
1.2. Место проведения: МБУ ЦРДП и М «Факел», Ленина, 2
1.3. Форма проведения: Консультация
Цель: Формирование у родителей навыков без конфликтного общения;
Развитие личностных качеств: самооценки, уверенности и в своих возможностях, умения управлять своим поведением и занимать активную жизненную позицию, получать и оказывать поддержку окружающим.
1.5. Задачи: Обогатить формы общения подростков со взрослыми
1.6. Оборудование: мяч, листки бумаги
1.7. Участники мероприятия: Родители воспитанников, педагог – психолог, социальный педагог.
1.8.  План мероприятия:
– Вводная часть
– Выступление специалистов.
– Заключительная часть

Ход консультации:

Многие родители начинают обращаться к психологу только тогда, когда их чаду исполняется 12 – 13 лет, когда ребёнок «вдруг» становится неуправляемым, своенравным и чересчур эмоциональным или наоборот – не в меру сдержанным, закрытым и подавленным. Родители в голос говорят одно и то же: «Мой ребенок невыносим! Что с ним/с ней стало? Скажите, пожалуйста, что мне делать? Я больше так не могу!»

Проблема взаимоотношения подростков с взрослыми не теряет своей актуальности, потому что взаимоотношения детей и родителей, бабушек и дедушек с внуками, учителей и их учеников остаются и играют важную, чаще даже решающую роль в становлении личности подростка в процессе его дальнейшей социализации в обществе. Именно через общение со старшим поколением  ребенок получает тот комплект знаний о  нормах  и правилах поведения, которые помогают ему дальше участвовать в жизни общества.

Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.

Помните известную мудрость Козьмы Пруткова: «Зри в корень»? Так давайте последуем его примеру. Заглянем в физиологию ребёнка и посмотрим на те природные изменения, которые неизбежно происходят на данном этапе развития организма каждого ребёнка, независимо от того, что происходит вокруг.

Подростковый возраст – острый, долгий переходной период, который связан с быстрым темпом физического и умственного развития, где у подростков возникает много, актуальных потребностей, которые не могут быть удовлетворенны в условиях недостаточной социальной зрелости школьника.

Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
  • противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

Общение подростка с родителями, учителями и другими взрослыми, начинает складываться под влиянием возникающего чувства зрелости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отожествляемую в их понимании с взрослостью.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Часто взрослым приходится слышать от детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к ним, сколько ситуативным эмоциональным состоянием.

В связи с легкой ранимостью подростка для взрослых очень важно найти формы налаживания  и поддержания этих контактов. Подросток испытывает желание поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому  ему трудно начать столь близкое общений.

Характерно для подросткового возраста являются имитации чьего — либо поведения. Чаще имитируются поведение значимого взрослого, достигшего успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.

Недостаточность внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует семя лишним,  либо является источником обременяющих забот. Подросток в таких случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенный возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате он протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него подчинения, послушания, не считаясь с его желаниями, мнениями и интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе.

Подростки бесконечно нуждаются в помощи и поддержке взрослых по решению жизненно важной задачи — развитие своих интеллектуальных возможностей, так как в этот период жизни реальность собственного мышления такова же, как реальность тела, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления и его процесс как мне принадлежащем.

Характер общения с взрослыми существенно влияет на такие стороны самооценки как степень самостоятельности и независимости. Подростки, удовлетворенные своим доверительным общением с взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения.  У них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями ее реального удовлетворения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники оценивают как «взрослое».

Общение является основной формой деятельности у детей подросткового возраста. Важность для подростка его общения со сверстниками часто скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями. Влияние родителей уже ограниченно — им не охватываются все сферы жизни, как было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах связанных с развлечениями, с молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей и других значимых взрослых.

Поэтому очень важно, чтобы взрослые помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от родителей требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка. Постарайтесь сохранить статус «значимого» взрослого в глазах ребенка. Будьте в меру строгими, максимально тактичными и справедливыми, добрыми, заботливыми и понимающими, и тогда, безусловно, подросток рано или чуть позже прислушается к вам, продемонстрируют свое уважение и любовь.

ЛИТЕРАТУРА:

Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Сфера, 2006. – 463 с.
Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / С. В. Мухина. – М. : Академия, 2006. – 452 с.
Психология возрастных кризисов : Хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. – Минск : Харвест, 2003. – 557 с.
Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 656 с.
Сагатовская, Л. Г. Как взрослеют наши дети : Психологический анализ условий и уровней взросления / Л. Г. Сагатовская. – СПб. : – Изд-во ЛОИРО, 1999. – 133 с.


Отчет о проведенной консультации «Особенности общения подростка с взрослыми», в рамках выполнения муниципальной работы.

Консультация с элементами тренинга была проведена  16 ноября 2014 года. Мероприятие прошло на достаточно высоком уровне. Содержание мероприятия соответствует возрастным особенностям участников, цели и задачам. Была проведена большая подготовительная работа: изучение методической литературы, подготовлен наглядный материал. Проведена работа по подготовке участников к мероприятию. Внешний вид и культура речи специалиста соответствовала необходимым требованиям. Был установлен эмоциональный контакт с участниками мероприятия. Участники проявили активность и заинтересованность в мероприятии. Таким образом, цель мероприятия достигнута.

Охват участников составил 6 человек.

Социальный педагог:  Абдуллина Гузель Маратовна

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!