logo

Консультация для воспитателя «Агрессивные дети»

Консультация для воспитателя «Агрессивные дети»

Автор: Канищева Светлана Владимировна,
старший воспитатель
МБДОУ № 12 «Ладушка» г. Тихорецка

Агрессивное поведение — одно из самых распро­страненных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффек­тивный способ достижения цели. 

Проблема агрессии и агрессивности в теорети­ческом плане изучена достаточно глубоко и много­гранно. Воспитателю необходимо знать три главных момента:

1) что такое агрессия/агрессивность;
2) каковы возможные причины ее появления;
3) как ее корректировать.

Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрес­сия» и «агрессивность».

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам су­ществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологи­ческий дискомфорт.

Агрессивность — это свойство личности, вы­ражающееся в готовности к агрессии.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия (ТВ);
в) нестабильная социально-экономическая обста­новка;
г) индивидуальные особенности человека (сни­женная произвольность, низкий уровень активно­го торможения и т. д.);
д) социально-культурный статус семьи и т. п.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессив­ного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание.

Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные по­ступки и действия — вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком.

Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применя­ют физические наказания или не препятствуют про­явлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут по­стоянной чертой ребенка характера.

Агрессивность может быть физически и психи­чески обусловленной:

1)  агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей ран­него возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм);

2) агрессивность нельзя воспринимать однознач­но отрицательно, так как она играет еще и защит­ную функцию: функцию самосохранения как фи­зического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тог­да оно означает, что у него возникли определен­ные трудности и он нуждается в помощи окружа­ющих (табл. 1).

Одной из причин появления агрессивных реак­ций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, осо­бенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

  • внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
  • обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
  • организаторские способности;
  • широта кругозора;
  • позитивная оценка взрослого и т. д.

Причины агрессивности детей и методы их коррекции

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения.

Усугуб­ляться такая ситуация может приклеиванием яр­лыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со сторо­ны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения.

Стимулируется она тем, что ре­бенок, скорее всего, неоднократно подвергался фи­зическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.

В этом случае, в первую очередь, необходимо пого­ворить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения.

В край­нем случае, заботясь о благополучии ребенка, мож­но совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на действия родителей.

Иногда агрессивность является способом привле­чения внимания окружающихпричина ее — не­удовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и формой про­теста против ограничения каких-нибудь естествен­ных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельнос­ти.

Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не зна­ют, что дети-дошкольники не могут длительно за­ниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически.

Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить актив­ность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скру­чиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние.

Они часто вызывают если не прямую, то косвен­ную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Таким образом, первым  шагом  в ра­боте с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин его поведения:

Необхо­димо попытаться собрать как можно более пол­ную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах.

Коррекционная работа с ребенком должна вес­тись педагогом-психологом вместе с воспитателем и  со взрослыми, его ок­ружающими.

В зависи­мости от выявленных причин в работе со взрослы­ми необходимо делать несколько акцентов:

  • изменение негативной установки по отноше­нию к ребенку на позитивную;
  • изменение стиля взаимодействия с детьми;
  • расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.

  1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их прояв­лением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
  1. Показать ребенку неприемлемость агрессив­ного поведения, физической или вербальной агрес­сии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
  1. Установить четкий запрет на агрессивное по­ведение, систематически напоминать о нем.
  1. Предоставить детям альтернативные спосо­бы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

Детям важно давать выход своей агрессивнос­ти.

Можно им предложить:

  • подраться с подушкой;
  • использовать физические силовые упражне­ния;
  • рвать бумагу;
  • нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;
  • использовать «мешочек для криков»;
  • поколотить стол надувным молотком и т. д.

Предлагается  использовать в це­лях коррекции агрессивного поведения детей:

  • занятия психогимнастикой;
  • этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;
  • этюды и игры релаксационной направленно­сти;
  • игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;
  • игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

В работе с детьми дошкольного возраста, а осо­бенно с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии.

Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.

С целью корректирования агрессии можно ста­вить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с по­зитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.).

Предлагается  использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения; обучение эффективным способам общения и т. д.

Развитию контроля над собственными импуль­сивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и роди­тели, и педагоги.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.

Этому же способствует, и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»

Часто взрослые об­ращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хо­рошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!