logo

Консультация для воспитателей «Конструирование из разных материалов на участке детского сада»

Консультация для воспитателей «Конструирование из разных материалов на участке детского сада»

Автор: Губарева Александра Ивановна,
воспитатель ГДОУ ТО «Тульский детский сад»
для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Дети с удовольствием занимаются конструированием и на прогулке, используя как разный природный материал (песок, снег, шишки, желуди, кора, коряги, бревна разных конфигураций, пни, листья, камешки и большие камни, солома, трава и др.), так и другие материалы (бумага, всевозможные упаковки, в том числе картонные коробки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки и др.).

Площадь участка и сами материалы позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, что способствует условному переходу детей от организации малого пространства к построению и организации большого. При этом их работа носит в основном коллективный характер.

Так, на ровной, слегка увлажненной поверхности песка дети способны выложить из камешков или ракушек разных размеров, форм, большой «ковер» или целый город, в котором есть разные здания, улицы (по ним ездят машины), площадь с красивым фонтаном и т.п. (плоскостное конструирование). Из влажного песка могут быть созданы объемные постройки: замок, мельница, крепость, ров с водой, река с мостом из бревен; по реке плавают суда, сделанные из пенопласта, коры.

Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги и туалетных полотенец мальчики сооружают города-крепости и заполняют их, например, машинами, фигурками рыцарей, сконструированными из разных материалов; девочки обустраивают квартиры — делают мебель, кукол, убранство для них и т. п.

Соорудив из картонных ящиков зоопарк, дети размещают в нем разных животных больших и маленьких размеров: жирафа, змею и крокодила. Тематика таких конструкций может быть различной, например космодром (ракеты, луноходы, космонавты, роботы, неземные существа и др.); джунгли (деревья, лианы, болота, крокодилы, «Маугли» и др.).

Объемных животных можно получать следующим образом: взрослый, сложив ватман вдвое и вырезав контур животного, предлагает детям его раскрасить, а затем набить мятыми газетами; после чего вместе с детьми скрепляет контур.

Для создания крупных объемных фигур на участке можно также использовать и большие камни, из которых вначале складывает конструкцию (крокодил, змея, ящерица и т.п.), а затем ее разрисовывают красками. Такие фигуры в специально отведенном месте участка (среди деревьев, кустарников, в траве, на песке, рядом с клумбами цветов и т.п.) служат украшением.

Конструирование на участке может продолжаться в течение нескольких недель. Дети постоянно совершенствуют уже сделанные поделки и добавляют новые в соответствии с разыгрыванием интересных сюжетов, включающих выполненные детьми конструкции. Фон, на котором располагаются поделки (трава, песок, земля, деревянные доски и др.), усиливает общую идею, заложенную коллективную многообразную экспозицию.

Тема композиций часто диктуется замыслом игры. Например, при игре в магазин дети сооружают прилавок, весы; делают конфеты, кладут их в коробочки, овощи и фрукты и т.п.; для путешествия в Африку — джунгли, диких животных, оружие (стрелы, ружья), бинокли, маски от москитов и т. п.

Задача педагога — подхватить общую детскую идею помочь советом, а иногда и в практической ее реализации. Важно создать условия для сохранения детских конструкций, а так же для сбора и хранения необходимого материала на веранде.

Однако когда интерес детей к тому или другому сооружению угаснет, необходимо вместе с детьми аккуратно его разобрать, пришедшее в негодность отнести в мусорный ящик, а то, что может пригодиться (коряги, доски и др.), убрать. Сам акт этой уборки способствует не только поддержанию порядка на участке, но и проявлению уважения к детской деятельности, ее результатам.

Зимой дети с удовольствием конструируют из снега. Они создают конструкции как утилитарного, так и художественного характера.

Дети сооружают крепости, лабиринты, снежные горки и катаются с них на санках, лыжах; лепят снежки для игр. Традиционным зимним занятием является лепка снежной бабы с красным носом и метлой.

Дети вместе с воспитателем могут создавать и разные фигуры: животных, Снежную королеву, Бабу-Ягу и других сказочных персонажей. Для этого из мягкого, хорошо поддающегося лепке снега вначале лепят большие глыбы, а затем лопаткой (путем убирания лишнего) создают ту или другую фигуру или снежные «кирпичи» для строительства замков, крепостей, домов и т.п. Фигуры, замки можно делать и цветными, заливая их подкрашенной водой.

В результате дети на практике знакомятся со свойствами снега, воды: снег пушистый и искристый при сильном морозе; мягкий и липкий, когда мороза нет или он совсем небольшой; вода на морозе замерзает, превращается в лед; облитая водой снежная скульптура становится ледяной.

Таким образом, для успешной и интересной конструктивной деятельности детей на участке детского сада необходимо активное участие взрослых.

Литература
1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М., 1996.
2. Лиштван 3. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. — М., 1999.
3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой.— М., 2005.
4. Нечаева В. Г., Корзакова Е. И. Строительные игры в детском саду. — М., 1996.
5. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. — М., 2002.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!