logo

Консультация для родителей. Как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку

Консультация для родителей. Как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку

Автор: Канищева Светлана Владимировна,
старший воспитатель
МБДОУ № 12 «Ладушка»,
г. Тихорецк, Краснодарский край

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, и на этом основании  вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Самооценка может быть, как адекватной (соответствующей реальности), так и неадекватной (завышенной или заниженной). Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная — деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию личности.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Ее формирование во многом зависит от ближайшего окружения. Часто можно услышать: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (застегивать рубашку, чистить зубы, др.) так и не научился!» Взрослые  не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе.

Можно ли по поведению ребенка  определить уровень самооценки? Конечно можно.

Вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой: активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.  Они охотно участвуют в играх с другими детьми, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Детям с заниженной самооценкой часто свойственны: пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются за свои неудачи.

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Самооценку ребенка можно проверить с помощью теста «Лесенка». Его используют с 4-5-ти лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые «плохие» (злые, завистливые, непослушные и т.д..) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят «самые-самые» хорошие (умные, добрые, любимые и т.д.) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. После объяснения всех правил, поинтересуйтесь у ребенка на какой из этих ступенек стоит от сам?

Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Выводы:

  • Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
  • Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
  • А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку? Вот несколько полезных советов:

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился торт, ну ничего, в следующий раз положим поменьше масла» / «Ужас! Торт не получился! Никогда больше не буду печь!»
  • Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!