logo

Конспект урока русского языка в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе

Автор: Морозова Ольга Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова,
с. Большая Черниговка, Самарская обл.

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тип урока: повторение и систематизация изученного.

Форма урока: модульный урок- исследование.

Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение (работа с модулем).

Цели урока:

  1. Учебные:

а) повторить сведения об имени существительном;

б) углубить и расширить знания об имени существительном;

в) формировать умение выбора, умение обосновывать выбор правильного написания существительного;

г) классифицировать языковой материал, опираясь на правило.

  1. Развивающие:

а) формировать коммуникативные УУД: умение формировать суждения в рамках учебного дискурса; строить учебную коммуникацию в парах, группах,  в общении с классным коллективом;

б) формировать УУД познавательного характера: овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала; извлечение информации из орфографических, словарей русского языка, таблиц по русскому языку;

в) формировать регулятивные УУД: умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.

  1. Воспитательные:

Осознание грамотности как показателя общей культуры человека;

Воспитание стремления к грамотной речи.

Оборудование:

Компьютер;

Проектор, экран;

Оценочный лист;

Печатные материалы ( модули для учащихся);

Таблицы по русскому языку;

Рабочие тетради на понимание текста (6 класс, ФГОС).

Виды деятельности обучающихся на уроке:

  1. Формулирование и письменная фиксация целей урока
  2. Составление схемы по изучаемой орфограмме, заполнение таблицы по теме урока.
  3. Слушание, устная работа.
  4. Рефлексия обучающихся по итогам урока, оценивание результатов своей деятельности на уроке
  5. Оценивание учителем результатов, достигнутых учениками

Перед уроком (на перемене) каждому раздается «Оценочный лист» (10см х 10см)

Ход урока

  1. Организационный этап. Подготовка учащихся к работе.
  2. Сообщение темы урока
  3. Этап постановки целей урока
  4. Работа по модулям
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание

УЭ 0. Постановка целей урока (7 минут)

Вспомните, ребята, какие слова появились у вас в речи первыми? Правильно, существительные. Ребенок жадно смотрит на мир и пытается понять, как называются окружающие его предметы.

Какая тема урока? Цель урока – повторение и обобщение изученного материала по разделу «Имя существительное».

Для чего существительные нужны? Помогают точно выразить речь. Их умелое использование придает речи выразительность и красоту. Откройте рабочие тетради на понимание текста стр. 40.  Как называется текст? Сравните его с текстом в задании 8 .определите стиль текста. Какой из них наиболее красив и почему? На слайде  – нарисованные картинки по первому и второму тексту.

УЭ 1. Проверка творческого домашнего задания. (5 минут)

  1. Прочитайте сочинение на свободную тему, в котором используются существительные на изученные правила. Назовите существительные.

УЭ 2. Актуализация знаний (4 минуты). Индивидуальная работа.

Выборочный диктант. Задание дано на слайде. Даны фразеологизмы. Объяснить значение, выписать имена существительные  женского, мужского, среднего, общего рода.

Фразеологизмы: ни свет, ни заря; сирота казанская; медвежья услуга; свалился как  снег на голову; как белка в колесе.

Женский род Средний род Мужской род Общий род

УЭ 3 Актуализация знаний (5 минут). Работа в парах.

Склонение имен существительных. Используя  алгоритм, определить склонения существительных.

Алгоритм

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание
  3. По роду и по окончанию определить склонение

Распределите слова в  группы по склонениям. И запишите их в тетрадь.

ДОРОГА, ЗДОРОВЬЕ,  СТОРОЖ, ПАЛЬТО,  ВЕЩЬ,  ЗИМА,  СНЕГ, ШОССЕ, ВРЕМЯ, ТЕНЬ,  СОЛНЦЕ,  ГНЕЗДО,  ПОЕЗДКА, ПЛАМЯ, ЭСКИМО,  МЫШЬ, ПОЛНОЧЬ, КИНО.

Самопроверка (Слайд презентации)

Склонение

I II III Нескл. Разноскл.
ДОРОГА СНЕГ ВЕЩЬ ПАЛЬТО ВРЕМЯ
ЗИМА СТОРОЖ ТЕНЬ ШОССЕ ПЛАМЯ
ПОЕЗДКА СОЛНЦЕ МЫШЬ ЭСКИМО
ГНЕЗДО ПОЛНОЧЬ КИНО

Физминутка (Игра кто-что?)

Выйти из-за стола.

Игра строится по схеме: учитель называет предметы: если предмет одушевлённый, дети поднимают руки вверх, если неодушевлённый — выполняют приседание.

Снег, заяц, узор, окно, лес, воробей, дорога, лиса, деревья.

УЭ 4. Орфографическая зоркость

Внимание! Пропала тетрадь ученика 6-го А класса. В ней важное  задание. Кто нашел, исправьте ошибки за крупное вознаграждение (5 баллов) и верните хозяину. (Выписать слова, в которых допущены ошибки, правильно, объяснить написание).

Текст

Колючий утренник словно предупреждает, что суровые замороски на земле и в воздухе вошли в силу. Бледный снег украсил диревца. «Первый снежёк – не лежок» — говорит пословица. Началось не настье. Моросят дожди со снегом.

Заяц за обновку принялся. Белеет зайчёнок с ног, меняет цвет шкурки под стать снегу. А медвежонок уютно устроился у себя в берлоге на зимнюю спячку.

Все крепче забирает зима, все чаще не настье. Крутится поземка, покрывает овражик, поле —  все неровности земли.

Расскащик – А. Стрижов.

УЭ 5. Способы образования имен существительных. (3 минуты). Работа в парах.

Для каждой словообразовательной цепочки выберите исходное слово. Запишите цепочки однокоренных слов.

…  — ица — ичка

… бес

…ица –  — янистость

…+ О +

…под… ник

Трава, лиса, порядок, вода, сухофрукты, подснежник

Или выполнение упр. №310 учебника

УЭ 6. Как и всякого человека, у существительного тоже есть свой паспорт. Что это такое, как вы думаете? Правильно, это морфологический разбор. (3 минуты). Индивидуальная работа.

На слайде

Паспорт части речи Имя существительное

Отметьте каждую графу знаком:

+  — знаю, могу записать  в паспорт

+ (-) —  знаю, но не всё, надо повторить правила

? — не знаю, не изучал

Обозначает
Отвечает на вопросы
Начальная форма
Постоянные морфологические признаки
Непостоянные морфологические признаки
Синтаксическая роль

Выполнить разбор одного из существительных из текста, над которым мы работали («Сыроежка» или из своего сочинения). Образец письменного разбора – в таблицах или учебниках.

УЭ 7.  Синтаксическая роль в предложении. Составить предложения, где существительное – подлежащее, сказуемое, дополнение.

УЭ 8. Этап самооценки (3 минуты)

Закончите фразы:

Я научилась (ся) ….

Умею по алгоритму рассуждать и объяснять …

Я запомнила (ил) …

Я рада (рад) …

Теперь я знаю, что …

УЭ 9. Работа в оценочном листе. Самооценка, выставление баллов и оценки за урок учеником.

Домашнее задание:

  1. стр. 163, упр. 317
  2. Составить диктант на изученные орфограммы.
  3. Составить текст с пропущенными именами существительными, придумать задание по тексту.
  4. Подготовиться к тестированию.

Словарные слова теме (доп. задание): академия, агрессия, сессия, добыча, троллейбус, вестибюль, жалюзи, депо, плато, кафе, шимпанзе, тире, реле, фанера, копировать, арматура, палисадник, бетон, учреждение.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!