logo

Конспект урока по теме «Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними»

Конспект урока по теме «Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними»

Автор: Романюк Людмила Александровна,
учитель трудового обучения
МКОУ «СКО Школа-Интернат № 14 п. Надвоицы»,
Сегежский р-н, Республика Карелия 

Цель: обобщить и систематизировать уж имеющиеся знания по сорным растениям, расширить и закрепить их.

Задачи:

  1. Содействовать уточнению представлений о сорных растениях.
  2. Способствовать развитию более глубокого понимания некоторых операций ухода за культурными растениями.
  3. Содействовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Способствовать развитию временных и пространственных представлений.
  5. Развивать связь между визуальным восприятием, активным мышлением и речевой деятельностью.
  6. Способствовать развитию таких мыслительных операций как: сравнение и сопоставление, развитию памяти.
  7. Содействовать развитию ассоциативного мышления.
  8. Способствовать расширению словарного запаса.
  9. Содействовать развитию коммуникативных навыков.

Оборудование и материалы:

  1. презентация,
  2. карточки с заданиями,
  3. пластиковые ёмкости с рассадой, заросшей сорными растениями.

Ход урока.

Сегодня мы проводим урок по теме: «Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними». Кто уже догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
Предполагаемый ответ. Мы будем говорить о сорных растениях.
Давайте разберёмся с целями урока, узнаем, что вы должны будете научиться?

Вы должны будете:

  1. Узнать какой вред приносят сорные растения.
  2. Научиться распознавать однолетние сорные растения.
  3. Понять и запомнить способы борьбы с сорными растениями.

Цели вывешиваются на доске.

И ещё я хочу, что бы вы сегодня научились дружить, помогать друг другу слушать друг друга, так как мы будем работать парами.
Итак, в теме урока прозвучало слово «однолетние». Скажите, какие растения мы называем однолетними.

Предполагаемый ответ. Однолетние растения живут одно лето.

Учитель: Правильно. Но давайте уточним, что происходит с однолетним растением.

Предлагается рисунок на слайде.

Однолетнее растение к концу лета начинает увядать и у него образуются большое количество семян, которые попадают в землю. К зиме у однолетнего растения отмирает и надземная и подземная часть. На второй год новое растение начинает своё развитие из семени.
Очень важно запомнить, что однолетние растения размножаются семенами.

Давайте познакомимся с некоторыми особенностями сорных растений.

  1. Образуют очень много семян, на одном растение мокрицы их может созреть 25 тыс.штук.(представляется слайд с иллюстрациями).
  2. Семена прорастают при холодной погоде и долго сохраняют всхожесть.
    Например: семена мокрицы сохраняют всхожесть на протяжении 30 лет и всходят при +2°,+3 ° ( представляется слайд с изображением уличных термометров С разными показателями температур) Учитель предлагает найти нужные показатели.
  3. Выживают в самых суровых условиях. (Представляется слайд с иллюстрациями).

Давайте уточним, почему нужно уничтожать сорные растения, то есть какой они приносят вред.

  1. Сорные растения развиваются быстрее культурных растений и поэтому закрывают их от солнца. (слайд)
  2. Сорные растения высасывают из почвы влагу. (слайд)
  3. Сорные растения забирают из почвы элементы питания. (слайд)
  4. На сорных растениях поселяются вредители и болезни, которые могут перейти на культурные растения. (слайд)

Попробуем выполнить задание.
На экране появляются поочерёдно два ассоциативных рисунка, комментирующих вред сорных растений.

Поясните, пожалуйста, рисунки.

Ожидаемые ответы:

  1. сорные растения забирают у культурных влагу,
  2. на сорных растениях находятся болезни и вредители, которые могут передаться культурным растениям.

Загорается слайд «Задание»

А теперь посоветуйтесь и вместе выполните задание. У вас на столах есть карточки, там напечатаны начала предложений по вреду сорных растений, вам следует их продолжить.

Задания для каждой пары.

  1. Сорные растения высасывают из почвы …………… .
  2. Сорные растения отбирают у культурных …………. ……………
  3. Сорные растения являются разносчиками …………… и …………..

Ученики выполняют задания.

Учитель: Давайте познакомимся с самыми распространёнными, чаще всего встречающимися сорными растениями.

На экране попарно появляются изображения мокрицы и лебеды, а затем сурепки и пастушьей сумки. Учитель просит обратить внимание на форму листьев и плодов.

Загорается слайд «Задание».
Затем текст задания.

  1. Определите сорные растения и подберите к ним правильное название.

В различных местах мастерской, видимых для учащихся, расположены фотографии с изображением различных сорных растений. Обучаемым надо найти 4 растения, с которыми они познакомились, закрепить на доске, и подобрать к ним карточки с названиям.

Ученики успешно справляются с заданием.

Учитель: Попытайтесь определить сорные растения по форме листьев и по форме плода.

Предлагаются слайды с формой листьев мокрицы и лебеды; и с формой плодов пастушьей сумки и сурепки.

Ученики выполняют задание.

Учитель. Перейдём к самому главному, к способам борьбы. Выясним, что надо делать, что бы сорной растительности не было.

Загорается слайд.

Способы борьбы включают:
1. профилактику (предупреждение) появления сорных растений
и их
2. уничтожение.

Слово «профилактика» для вас уже знакомо, мы с ним встречались, когда изучали профилакторный период телёнка, и говорили, что в это время надо делать всё возможное , что бы телёнок не заболел , то есть предупредить заболевание.

Давайте разберёмся с профилактикой появления сорной растительности.
(Предлагается слайд)

Комментарии к нему:

Первое, чего не следует делать, это не использовать свежий навоз, так как семена, попадающие внутрь животного вместе с травой, имеют настолько плотную оболочку, что она не разрушается пищеварительными соками. Семена выходят наружу, вместе с навозом, сохраняя свою всхожесть. Внося, свежий навоз, мы высеваем в большом количестве семена сорных растений. Что бы этого не происходило, необходимо, что бы навоз перепрел в течение 2-х лет, в этом случае оболочка семян разрушится, внутрь семени попадёт инфекция, зародыш погибнет, семена потеряют свою всхожесть.

(Предлагается слайд)

Комментарии к нему:

Второе, что надо делать, это необходимо обкашивать межи до цветения трав. Что такое «межа». Вы видите 2 вскопанных участка, а между ними полоска с зелёной травой, она находится м е ж д у, отсюда слово межа. Вот эти полоски земли, вокруг вскопанного участка необходимо скашивать до цветения трав. Почему до цветения? Потому, что после цветения начинают быстро формироваться и созревать семена, которые ветром может занести на наш участок.

Загорается слайд. «Задание».
Затем текст задания: Ответь на прочитанные одноклассниками вопросы.

Ученики выходят к учительскому столу, на котором, как экзаменационные билеты разложены карточки. Суть задания заключается в следующем: Каждая пара выбирает по одной карточке, зачитывает её, и адресует вопрос к кому-либо из другой пары.

Вопросы к заданию.

  1. Почему внесение свежего навоза увеличивает количество сорняков на участке?
  2. Что такое межа?
  3. Почему обкашивать межи надо до цветения трав?

Ученики выполняют задание.

Загорается слайд «Уничтожение».

А сейчас, давайте разбираться, всё ли мы знаем об уничтожении сорных растений?

1-ый способ это перекопка. (Загорается слайд). Но обратите внимание, копать надо не как попало, а с обязательным оборотом пласта, аккуратно укладывая один пласт к другому. В этом случае сами сорные растения перегнивают и превращаются в перегной, а семена сорных растений с глубины 27см не могут прорасти.

2-ой способ. (Загорается слайд). Провокация роста сорных растений с последующей перекопкой. Что значит слово «провокация». Провоцировать, подразумевает заставлять кого-то делать то, чего он не хочет. Часто такие ситуации у вас возникают на переменах, когда один ученик не хочет ни с кем сориться, а его начинают дразнить, обзывать, то есть заставляют его начать конфликт. Вот такое поведение называется провокацией. Зачем же мы будем провоцировать сорную растительность, то есть заставлять её прорастать. Я уже говорила, что оболочка семян очень плотная, а семена сорных растений могут сохранять свою всхожесть на протяжении многих лет. А вот проклюнувшиеся семена, очень слабые. Мы этим и воспользуемся. Представим себе участок после схода снега: почва очень плотная, на поверхности почвы находится много растительных остатков, а на них как бы в подвешенном состоянии лежат семена сорных растений, и конечно прорасти в воздухе они не могут. Мы возьмём грабли, пробороним участок, после этого на поверхности почвы появятся свежие бороздки, куда в результате боронования попадут семена сорных растений и начнут прорастать. Нам как раз это и нужно. Подождём несколько дней и перекопаем почву, ослабленные проростки семян погибнут.

3-ий способ. Довсходовое боронование. (Загорается слайд)
Представьте себе, что на участке посажен картофель, он прорастает в течение 2-х недель. За это время на поверхности почвы появляется множество мельчайших всходов сорных растений. Необходимо взять грабли, выбрать солнечный ветреный день и пробороновать участок. Мелкие всходы сорной растительности зубьями граблей будут выдернуты из почвы, солнышко и ветер нам помогут их подсушить и они погибнут.

4-ый способ всем знаком – это прополка. (Загорается слайд). Только обязательно надо выдёргивать с корнем. Иначе, что произойдёт?

Ожидаемый ответ: Растение снова отрастёт из корня.

5-ый способ. Использование чистых паров. (Загорается слайд).
Чистый пар – это участок земли, на котором в течение лета не выращиваются культурные растения.

Новое словосочетание вывешивается на доске.

Казалось бы, как просто, ничего не надо делать и сорная растительность сама исчезнет. На самом деле, этот участок земли в течение лете необходимо перекапывать. При перекопке происходит послойное очищение пахотного слоя. Представим себе, что пахотный горизонт состоит из 3-х слоёв. Семена сорных растений прорастают в том слое, который находится ближе всего к поверхности. Мы подождём месяц и в конце июня перекопаем участок с оборотом пласта на полную глубину, на 27см. На этой глубине проросшие семена погибают. Теперь на поверхности оказался нижний слой, дадим возможность прорасти семенам и перекопаем участок на 2/3. В результате семена начинают прорастать в среднем слое, снова перекапываем на полную глубину. Таким образом, очищаются от семян все три слоя пахотного горизонта. Участок стал «чистым», а «пар», потому, что когда летом тёплую землю перекопаешь, от неё поднимается пар. Отсюда название способа «Чистый пар».

6-ой способ. (Загорается слайд).Химические средства борьбы. Но этот способ на своих приусадебных участках лучше не применять. Так как химические вещества являются сильнодействующим, очень ядовитыми и опасными для здоровья и жизни человека.

Загорается слайд. «Задание». Затем сам вопрос: К какому способу борьбы с сорными растениями относятся следующие изображения?

Поочерёдно появляются изображения: лопаты, граблей, косы, рук в перчатках, парящей кучи навоза, граблей и лопаты, 3-х лопат и опрыскивателя.

Ученики определяют по изображениям способ борьбы.

Учитель: Последнее задание. Я на доске по кругу размещу названия способов борьбы с сорными растениями. А в центре буду располагать слова или словосочетания, вы посовещавшись с напарником должны будете указать стрелкой к какому способу это выражение относится и пояснить почему.

Карточки в центре. «Оборот пласт», «благоприятные условия для роста сорняков», «респиратор», «полдень», «выдёргивать с корнем», «послойное очищение».

Карточки по кругу. «Химический способ», «перекопка», «провокация роста сорняков», «довсходовое боронование», «чистый пар», «прополка».

Ученики подходят к доске и выполняют задание.

Учитель: Молодцы, справились.

Весь урок мы боролись с сорняками, защищали от них культурные растения. В результате у нас выросли замечательные цветы, которые называются: цветок «Понимания», цветок «Памяти» и цветок «Лёгкости». Только они у нас какие — то невзрачные, я предлагаю сделать их яркими и красивыми. Кому было всё понятно предлагаю закрепить лепестки розового цвета на цветке «Понимания»; кто считает, что усвоил только половину материала –жёлтого цвета; кто ничего не усвоил белого цвета. (Лепестки на всех «цветах» разной формы).

Учащиеся закрепляют лепестки, почти все розового цвета, несколько штук – жёлтого и ни одного белого.

Учитель объявляет оценки и благодарит за работу.


Презентация «Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними»

Get Adobe Flash player

Скачать презентацию



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!