logo

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему «Народные песенки, заклички, приговорки, потешки, перевертыши»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему «Народные песенки, заклички, приговорки, потешки, перевертыши»

Автор: Наумова Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ «Кадетская школа-интернат
им. героя Советского Союза Кузьмина С.Е.»,
г. Чистополь, Республика Татарстан

Задачи:

  • Познакомить с произведениями малых жанров устного народного творчества: закличками, приговорками, потешками,перевертышами;
  • познакомить с новыми словами  «фольклор», «жанр». Раскрыть смысл данных слов;
  • развить интерес к произведениям устного народного творчества, к истории своего народа;
  • научить сравнивать произведения фольклора с авторскими произведениями.

Планируемые достижения учащихся:

  • формирование умения слушать и слышать читаемый текст;
  • осмысленное чтение произведений устного народного творчества;
  • формирование интереса к произведениям устного народного творчества, к истории своего народа;
  • формирование умения находить общее и отличия;
  • формирование умения классифицировать книги по разным основаниям.

Ресурсы и оборудование.

  • Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
  • Тест на тему: «Устное народное творчество»
  • Книги с произведениями устного народного творчества (сборники «Потешки, пословицы, загадки» и «Считалки, потешки, загадки, заклички», «Ладушки. Энциклопедия детского фольклора» (серия «Моя первая книга»), «Сказания, песни, пословицы, игры народов России» и др.), презентация.

Ход урока

I. Введение.

  1. Эмоциональный настрой перед работой. Предварительная работа.

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы здесь видите? (слайд 1)

Это изображение передает особенности  жизни или ещё можно сказать особенности русского быта. Мы много говорили об истории и культуре русского народа, читали сказки народов России. Проверим: хорошо ли вы меня слушали, все ли запомнили?
Вопросы:

  1.  Как называется праздник проводов русской зимы?(Масленица.)
  2.  Какое угощение было обязательно на этом празднике?(Блины.)
  3.  Какие блюда русской кухни вы знаете?(Щи, каша, пироги, блины.)
  4.  Какую обувь носили русские крестьяне?(Лапти.)
  5.  Что такое изба?(Деревянный крестьянский дом.)
  6.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире?(Матрёшка.)
  7.  Какую одежду носили русские женщины?(Сарафан, сапожки.)
  8.  Как называется русская мужская рубашка?(Косоворотка.)
  9.  Какое национальное дерево России?(Берёза.)
  1. Сообщение цели урока.

Какие произведения относятся к произведениям устного народного творчества?
Что отличает произведения устного народного творчества от других произведений?
Устно ответьте на вопросы, отображенные на слайде (Слайд 2).

Вспомните произведения малых фольклорных жанров, которые вы читали в прошлом учебном году (Слайд 3).

  1. Сообщение темы урока.

-На этом уроке мы продолжим знакомство с  устным народным творчеством. Познакомимся  с другими  произведениями устного народного творчества для детей.

Устное народное творчество или ещё мы часто слышим слово «фольклор».

Что такое фольклор?

Ответы детей (Слайд 4).

Что же относится к фольклору? Вот в этом нам предстоит разобраться.

II. Основная часть 

  1. Народные песни (слайд 5)

-Какие виды народных песен существуют?

-С какой целью исполняются колыбельные песни?

-Как они поются?

«Народ-поэт», «народ-мудрец» на протяжении веков создавал лирику материнства.Через песню мама передавала ребёнку свою ласку, любовь, нежность.

-Расскажите или попытайтесь пропеть, выбранную вами колыбельную песенку  со страниц учебника. (Учащиеся исполняют выбранную  песню)

-А какие колыбельные песни вы знает?

-Считалось, что с шестинедельного возраста ребёнок понимает обращённые к нему слова,реагирует улыбкой на слова взрослых. Сон, как живое существо, приглашают в дом, к колыбели, просят усыпить ребёнка. В песнях выражают пожелания счастья ребёнку во взрослой жизни.

-Когда ребёнок подрастал, для его утешения поются пестушки.

  1. Пестушки и потешки (слайд 6)

-Как вы понимаете, что такое пестушка?

Пестушка – от слова пестовать, т.е. нянчить, заботливо воспитывать. Пестушки  — стихи, сопровождающие элементарные движения и физические упражнения. Выполняется вместе с взрослыми, она учит понимать человеческую речь.

Чтение и обсуждение пестушек из учебника.

-Малыш подрастает, начинает ходить, пора приучать его к труду.

-Потешки – стихи, удовлетворяющие потребность ребёнка в радости, расширяют представление ребёнка об окружающем мире.

  1. Знакомство с закличками, приговорками (слайды 7-10).
    • От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать? Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.
    • К кому обращаются авторы закличек? С какой просьбой обращаются авторы закличек? Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику?
    • Коллективное чтение закличек. Чтение приговорок.
      От какого слова образовано слово приговорка? Что значит приговаривать? Это громко кричать или тихо просить? Как надо читать приговорку?

Чтение приговорок в парах.
Чтение потешки.

  • От какого слова образовано слово потешка? Что значит потешать?
  • Что занимательного в этом стихотворении?
  • Чтение перевертышей.

-Близкие к пестушкам и потешкам – это прибаутки.

-Итак, что вы знаете о закличках и приговорках?(Ответы детей).

-Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Ребёнок знакомится с природой, играет с ней на равных.

-Какие вы знаете заклички и приговорки?

Чтение закличек о бабке-липке, дождике, т. д.

  1. Небылицы и перевёртыши (слайд 11)

Их придумали, чтобы рассмешить небывалым, тем чего нет.

Чтение учителем небылиц.

  1. Как на горке, на горы,

Там дерутся комары,

Два дерутся, два смеются,

Два убитые лежат.

  1. Завтра пятница, суббота,

Тараканья работа.

Таракан дрова рубил,

Комар баенку топил.

А мушка водушку носила.

Блоха парилась.

III. Подведение итогов урока (слайд 12)

-Для чего нам нужно изучать фольклор?

-Зачем нам нужно разбираться в малых фольклорных жанрах? (ответы учащихся)

-Изучать нужно, чтобы не забывать устное народное творчество нашего края, передавать его из поколения в поколение.

Детский фольклор – явление вечное, ибо вечно детство, которое дано человеку, чтобы, играя, творить жизнь.

IV. Домашнее задание (слайд 13

Расскажите родителям одно из произведений устного народного творчества.

Найдите в домашней библиотеке книгу с произведениями устного народного творчества.

Придумайте свою небылицу по опорным словам: кот-огород, корзинка-перинка, кошка-мошка, летают-догоняют, сидели-пели.

Учителю на заметку

Заклички и приговорки по своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Если заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге, то приговорки — к птицам и животным. Эти магические заклинания перешли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду и заботам взрослых. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!