logo

Конспект НОД «Весна и снеговик»

Конспект НОД в старшей группе «Смешарики» «Весна и снеговик»

Автор: Белозерская Клавдия Андреевна,
воспитатель МАДОУ д\с № 90 г. Тюмени

Цель: составление описательных дидактических  рассказов – синквейнов.

Тема: «Весна и снеговик»

Задачи:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки общения со сверстниками.
  2. Формирование основ экологической культуры поведения в природе.
  3. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнавать об особенностях природы родного края  в весенний период — (тает снег, ярко светит солнце, прилет птиц, поведение животных).
  4. Продолжать упражнять детей в составлении небольшого рассказа с помощью метода «синквейн».
  5. Учить слушать, понимать содержание народных примет о весеннем периоде.
  6. Формировать умение составлять простые и сложные предложения.

Предварительная работа: проведение ежедневных наблюдений в живой и неживой природе, чтение произведений художественной литературы, заучивание стихов и загадок о весне, знакомство с весенними приметами. Работа в уголке природы — посадка лука, семян цветов, работа с календарем природы.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Воспитатель – В, дети – Д.

Дети входят в зал- зал украшен по-весеннему, возле скамеечки стоит снеговик, наклонив голову, слышны голоса птиц. Обратить внимание на снеговика.

В — Что случилось со снеговиком? (ВЗЯТЬ СНЕГОВИКА С СОБОЙ ДЕТЯМ).

Д — Наступила весна.

В — А что такое весна, снеговик не знает. Поможем снеговику узнать, какие изменения происходят в природе? (Ярко светит солнце, тает снег, наступил месяц март, день стал длиннее, тени стали длиннее и пр.).

В — Какие весенние месяцы вы знаете?

ПОСТАВИТЬ СНЕГОВИКА НА СТОЛ (внимание детей направить на то, что мы снеговику рассказываем о весне).

В — В царстве Весны-красавицы каждый месяц важен, и каждый по-своему радует нас. Но весна неторопливо разворачивает шествие. Чтобы весна быстрее наступила, народ зазывал к себе весну. Давайте и мы позовем к нам весну.

Закличка о весне. «Приди к нам, весна, с радостью, с великой милостью».

Люди любят наблюдать за природой, замечать её изменения в любое время года.

О весне написаны народом не только стихи, но и народные приметы, по которым люди могут узнать, каким будет лето и будущий урожай.

В — А какие приметы вы знаете? (о своих наблюдениях).

  1. Если облака движутся по небу быстро, то погода будет хорошей.
  2. В марте день с ночью равняется.
  3. Увидел грача – весну встречай.
  4. В марте и курица напьется из лужицы; апрель с водою, май с травою

Дети садятся

В — Почему в народной пословице говорится: «Пришла весна – тут уж не до сна»?

Молодцы, вы хорошо знаете приметы! Мы каждый день отмечаем в календаре природы состояние погоды. Как можем отметить состояние погоды на сегодняшний день? (отметить в календаре).

ПЕРЕСТАВИТЬ СНЕГОВИКА БЛИЖЕ К СЕБЕ.

Вы хотите поиграть в игру? Игра называется «Заморочки» из бочки».

Задание – нужно вынуть  из бочки бочонок с номером, найти иллюстрацию с изображением животного или птицы с таким же номером и рассказать о том, какие изменения произошли в его жизни весной (заяц, медведь, еж, белка).

Совсем скоро закончится март и наступит второй весенний месяц – апрель. Время звонкое, в воздухе появляется запах свежести – появляются первые листочки, прилетают первые перелетные птицы, цветут подснежники.

Какие весенние цветы мы сможем увидеть на полянке в детском саду?

Игра «Цветы» (у детей на груди значок с любым весенним цветком).

1-2-3 — покружись, и в цветочки превратись.

«Наши нежные цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши нежные цветки — закрывают лепестки

К ночи засыпают, головой качают» — согласовать слова с движениями игры.

1-2-3-4-5 стали детками опять.

Очень снеговику понравились наши игры (снеговик в руках детей).

Составление дидактического рассказа — синквейна.

«ВЕСНА»

На доску вывесить схему в форме треугольника — елочку, размеченную на 5 строк.

В. – 1 строка – 1 слово (заголовок). Это существительное или местоимение?

Задаем вопрос – кто, что?

Я предлагаю вам слово – весна. Почему мы спрашиваем «что это?»

В. – 2 строка – 2-3 слова. Это прилагательные: (какой?; какая?; какое?; какие?).

-Рассказать о красоте весны (ранняя, дружная, весёлая, звонкая).

В. – 3 строка – 3-4 слова. Это глаголы: (что делают?; что делает?).

-Пригревает землю, разбудила насекомых, животных, наступает.

В. – 4 строка – 4-5 слов. Это предложение, в котором выражается личное мнение к предмету (к 1 слову).
-Я люблю весной пускать кораблики.

В. – 5 строка – 1 слово — существительное, которое повторяет суть темы. «Ваше мнение — что это?»
-Радость, красота, время года.

Дети составляют рассказ.

Пример полученного рассказа.

1. Весна.

2 — теплая, красивая.

3 — радует, приходит, радует.

4 — я люблю весной пускать кораблики.

5 — время года, капель, красота.

Весна – прекрасное время года. Мы много сейчас говорили о весне, и теперь всё то, о чем мы говорили, давайте изобразим в нашей работе. Выполним аппликацию о весне. Делимся на 2-3 команды. (Предложить объём работы). Подумайте, что вы будете выполнять, как расположить свое изображение.

  1. На оформленный лист дети наклеивают тех животных, у которых весной происходят изменения в жизни – заяц, еж, медведь, белка (медведь возле берлоги, зайка возле дерева, белка на сосне, еж на листве).
  2. Птицы, которые прилетают весной в наши края (на дерево скворечник – скворцы, на болоте – гуси, утки…).
  3. Признаки весны (колокольчик – если дети в чем-то затрудняются).

В – Ребята, как вы думаете, снеговик рад весне? (снеговик слушает, что дети могут рассказать о весне).

Снеговику жарко у нас стало – «дует ветерок» – попрощаемся с ним, пусть он торопится, догоняет своих друзей-снеговиков. А мы продолжаем дальше нашу игру (переставить снеговика на подоконник).

Рефлексия. Чем мы занимались? Понравилось ли вам составлять рассказ?

Какую работу мы выполнили ? О чем мы рассказывали снеговику? В какую игру мы играли? Рад ли снеговик весне, захотел ли он остаться с нами?

Атрибуты: снеговик, голоса птиц, пословицы, картинки («заморочки» из бочки»), аппликация – медведь, заяц, белка, еж, птицы, признаки, картинка.

Примеры синквейнов:

Солнце яркое, весёлое, спряталось, греет

Цыплята любят гулять на солнышке. Жара. Лето.

Дождь, тёплый, холодный.

Дождь поливает.

Я не люблю гулять без зонтика под дождем.

Лужа, вода, река.

Сосульки длинные, блестящие, сосульки растут, висят, звонко капают. Сосульки тают.

Я не люблю языком облизывать сосульки.

Это лужи.

Информация для родителей и педагогов

Учим составлять синквейны

Перед вами игра для детей 5-7 лет, которая поможет детям дошкольного возраста в овладении составлению дидактического синквейна, в овладении чтением; кроме того, игра поможет детям ассоциировать слова с действиями предмета, подбирать существительное, прилагательное, глаголы, составлять предложение, показывающее отношение к теме, подбирать существительное или словосочетание – которые повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Это весёлая, обучающая игра с понятным каждому ребёнку сюжетом и простыми правилами. Игра поможет сделать речь детей чёткой, красивой и выразительной.

Играть можно как индивидуально, так и с небольшой группой детей. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, легко и полезно!

Игровое поле игры в виде елочки и отдельные карточки-треугольники 10-15 штук и более, на которых отмечено изображение девочки (любое).

Карточки (4 штуки) с изображение отдельного предмета (мяч, юла, домик) — для графического изображения синквейна.

Карточки (3 штуки) для составления краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего слова).

Карточки (2 штуки) с образцом составления рассказа-синквейна, для детей, которые умеют читать, записывать синквейн печатными буквами.

1 вариант — дети подбирают картинки и раскладывают на указанную строчку, соблюдая правила игры.

2 вариант — на карточках дети изображают синквейн графически.

Синквейн могут составить все, результат зависит от интереса, способностей ребёнка, его любознательности и увлечённости данной темой.

Значение работы по составлению синквейна:

  • Способствует речевому развитию (уточнение, активизация словаря детей, обучение краткому пересказу, формирование умения подбирать синонимы. Совершенствование умения выразительно читать стихи).
  • Развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.
  • Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

Правила составления дидактического синквейна:

1 строчка (кто, что?) — существительное – одно ключевое слово.

2 строчка (какой; какая?; какое?) — два прилагательных, характеризующих первую строчку.

3 строчка (что делает?) — три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме.

4 строчка – предложение, показывающее отношение к теме.

5 строчка – одно слово (существительное или словосочетание) — которое повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Пример: что? — цветок. Цветок – какой? Красивый, красный. Что делает цветок? — растёт, радует, цветёт, засыхает. Цветок растёт на солнечной клумбе. Цветок — что это? Радость, подарок.

Синквейн можно использовать:

  1. На занятиях, в конце каждой изученной лексической темы.
  2. Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
  3. На занятиях по развитию связной речи (составление синквейна по прослушанному рассказу).

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки.

Свои синквейны (работы) дети старшей группы могут оформить в форме графических рисунков. Для этого детям выдается лист бумаги, где нарисована рамочка и обозначены цифрами 5 строк. Дети на каждой строчке отвечают на вопрос и отмечают это в рисунке.

А к концу второго года обучения, дети умеющие читать, создают синквейн, записывая его печатными буквами на листе бумаги.

Синквейн для дошкольников – это:

  • Средство творческого самовыражения ребёнка;
  • Игровой способ обогащения словарного запаса;
  • Подготовка к краткому пересказу;
  • Владение понятиями: слово-предмет, живой-неживой, слово-действие, слово-признак;
  • Умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно задавать и понимать вопросы, согласовывать слова в предложении.
  • Увлекательное для детей занятие, благодаря которому ребёнок может почувствовать себя автором, рассказчиком.


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!