logo

Конспект «Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников»

Конспект «Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников»

Автор: Сафронова Татьяна Александровна,
воспитатель старшей группы
МАДОУ д/с № 90 г. Тюмени

Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • формировать  элементарные математические навыки в счёте до 10, отсчитывать счётные палочки по заданному числу в игре «Головоломка»;
  • развивать у детей геометрическую зоркость закрепить  представление о четырёхугольнике, дать представление о многоугольнике через игру «Разложи фигуры»;
  • совершенствовать умение  ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в углу), через игру «Муравей идёт в гости», «Карандашик заблудился»;
  • развивать глазомер, через игру «Сколько животных за забором».

Речевое развитие:

  • учить употреблять при объяснении решения игровых упражнений пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник»;
  • совершенствовать диалогическую речь.

Художественно-эстетическое развитие:

  • вырабатывать  навыки рисования простым карандашом с лёгким нажимом, обогащать сенсорный опыт;
  • закреплять знания об основных формах предметов.

Социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

Физическое развитие:

  • формировать потребности в  двигательной  активности, через  физкультминутку.

Предварительная работа: решение математических загадок, головоломок, упражнения в преобразовании фигур (игры со счётными палочками), задания на развитие логического мышления, внимания, игры на развитие смекалки.  

Инвентарь: раздаточный набор геометрических фигур на каждого ребёнка, набор счётных палочек  на каждого ребёнка, листы с головоломками на каждого ребёнка, листы с лабиринтами, простые и цветные карандаши на каждого ребёнка.

 Ход деятельности:

Вводная часть:

От входной двери группы  раздаётся стук и входит Почтальон Печкин.

Здравствуйте! Вам посылка от Дяди Фёдора!

— Здравствуйте! — отвечают дети.

— Здравствуйте, Почтальон Печкин! Проходите к нам в гости! — говорит воспитатель.

— Нет, нет! До Нового года осталось очень мало времени, а у меня ещё много писем и посылок для ребят. Я тороплюсь! До свидания всем!

— До свидания, Почтальон Печкин!

— Ребята, посмотрим, что же нам прислал Дядя Фёдор? — говорит воспитатель.

— Да! — отвечают дети.

Воспитатель открывает посылку и достаёт письмо от Дяди Фёдора.

— Ребята, а вот и письмо:

«Дорогие, ребята! Скоро зимние каникулы! А у меня не выполнены  задания по математике! Если  я не успею их решить, мама не отпустит меня на каникулы в деревню Простоквашино! А в деревне меня уже ждут Кот Матроскин  и  Пёс  Шарик. Помогите мне, пожалуйста!»

— Ребята, поможем дяде Фёдору! — спрашивает  воспитатель.

— Да! — отвечают дети.

— Тогда не будем зря терять время, приступаем к выполнению заданий. А вот и  первое задание.

Воспитатель поочерёдно достаёт из посылки задания для выполнения.

Основная часть: (самостоятельная  деятельность детей в решении игровых занимательных задач)

Воспитатель зачитывает задания для игры № 1

Игра № 1 «Разложи фигуры»

Цель: развитие  внимания  и мышления.

Задание:

Найдите и покажите на рисунке треугольники, четырёхугольники, круги.

Найдите фигуру, у которой 6 углов, — это шестиугольник.

Разложите фигуры, как показано на образце.

Материал: раздаточный комплект геометрических фигур на каждого ребёнка. И образец выполнения на магнитной доске.

01

Воспитатель зачитывает задания для игры № 2

Игра № 2 «Головоломка»

Цель: развитие логического мышления

Задание:

Учить детей составлять треугольники из определённого количества  счётных палочек, пользуясь приёмом  пристроения  к одной фигуре, взятой за основу. Видеть и показывать при этом новую фигуру, полученную в результате составления, пользуясь выражением «присоединил к одной фигуре другую», обдумывать  практические действия.

Материал: наборы счётных палочек на  каждого ребёнка, доска, мел.

Ход:

  1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «Скажите, сколько палочек потребуется, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте»

После того как большинство детей выполняет задание, воспитатель просит детей рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по- разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник» (слева и т.д.)

  1. Воспитатель предлагает детям отсчитать 7 палочек и подумать, как можно из них составить 3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура – четырёхугольник. Этот вариант решения дети зарисовывают  мелом на доске.

Вопросы для анализа «Как составил  3 равных  треугольника?  Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате?»

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

02

Воспитатель зачитывает задания для игры № 3

Игра № 3  «Карандашик заблудился»

Цель: развитие логики через решение прохождения лабиринта.

Задание: Помоги карандашику найти путь к рисунку, который он нарисовал

Материал:  картинки с лабиринтом на каждого ребёнка

Физкультминутка:

Мышь взобралась как-то раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом.
Мышь свалилась кувырком.

Мышь взобралась второй раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.

Мышь взобралась в третий раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.

Воспитатель зачитывает задания для игры № 4

Игра № 4 «Сколько животных за забором»

Цель: развитие логического мышления.

Задание: Сколько животных спряталось за забором.

Материал:  картинки на каждого ребёнка

Воспитатель зачитывает задания для игры № 5

Игра № 5 «Муравей идёт в гости»

Цель: развитие логического мышления.

Задание: Отгадайте, в какой домик-гриб идет в гости муравей, если известно, что у этого домика не больше трёх этажей, но и не меньше двух, в нём не больше пяти  окошек он без пристроек.

Материал:  картинки  с головоломкой на каждого ребёнка

Воспитатель зачитывает задания для игры № 6

Игра № 6 «Кого не хватает»

Цель: умение находить закономерности.

Задание: Продолжи ряд. Какая рожица должна быть в пустой клетке. Нарисуй её.

Воспитатель зачитывает задания для игры.

Игра № 7  «Загадки»

  1. Под кустами у реки
    Жили майские жуки.
    Доска, сын, отец и мать,
    Кто их сможет посчитать? (4)
  1. Посадила мама в печь,
    Пироги с капустой печь.
    Для Наташи, Коли, Вовы
    Пироги уже готовы.
    Да ещё один пирог
    Кот под лавку уволок.Сколько пирогов испекла мама? (4)
  1. В дом вошла Маринка,
    За нею Иринка,
    Потом вошёл Игнат.
    Сколько всех ребят? (3)

Заключительная часть-рефлексия

Воспитатель обращается к детям

Ребята, вы такие молодцы! Вы отлично справились со всеми трудными заданиями и очень помогли Дяде Фёдору! Поаплодируйте себе! А я сегодня пойду на почту и отправлю посылку с вашими листочками – решениями для Дяди Фёдора и он поедет на зимние каникулы в  Простоквашино.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!