logo

Конфликты поколений

Конфликты поколений

Автор: Мартыненко Ирина Юрьевна
социальный педагог
МБОУ “Средняя школа №25”,
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

Главная беда взрослых (по отношению к детям), заключается в том, что они забыли, что значит быть ребенком.

Рэндолл Джарелл

Подростковый возраст, возраст перемен и ломки характера,  – поистине трудный возраст. Трудный не только для самого подростка, но и для окружающих его людей тоже. Переменчивое, с резкими колебаниями настроение и предельная ранимость делают подростка подчас совершенно неспособным разумно оценивать ситуацию и вести себя в соответствии с нею. Именно поэтому и возникают конфликты подростков со старшим поколением.

Взаимоотношения со взрослыми одна из важнейших проблем юношеского возраста. Чтобы правильно разобраться в этой проблеме, нужно строго разграничить возрастные различия и различия между поколениями.

Возрастные различия-различия между людьми, находящимися на разных стадиях жизненного пути.  Различия эти универсальны и затрагивают самый широкий круг свойств и отношений.

Различия между поколениями различия между людьми, родившимися в разное время, сформировавшимися в разных исторических условиях.  Эти различия также универсальны, как и возрастные.

Преемственность поколений всегда избирательна: одни знания, нормы и ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или трансформируются.

Чем быстрее развивается общество, тем заметнее различия между поколениями. Новое поколение неизбежно попадает в иные условия жизни, чем их родители. Молодые неминуемо в большей степени вовлекаются в процесс преобразования.

Юношеские годы трудные не только потому, что это время выбора и решений, но так же потому, что это время формирования характера. В результате этого у подростков появляются разногласия не только с учителями, но и с самыми родными людьми, родителями.

Семья, являющаяся первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой, влияет на ребенка, испытывая его раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение и род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка

воздействует вся внутрисемейная обстановка, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Помимо всего перечисленного, сильно влияет на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков, трудных в социальном (несовершеннолетние правонарушители) или в психологическом (подростки с психическими отклонениями) смысле.

Общение старшеклассников с родителями – безусловно, проблема. И оно значительно сложнее, чем многие себе представляют.

Широко распространенно мнение о том, что старшеклассники избегают общения со взрослыми, не нуждаются в нем, стремятся скрыть от них свою жизнь, свои проблемы и переживания.  Подобные представления имеют под собой вполне объективные основания. Все знают, сколь различны бывают взгляды взрослых и юных по многим вопросам, сколь часты конфликты между ними по самым различным поводам.

Самая очевидная сложность – противоречие между стремлением старшеклассника к самостоятельности и желанием родителей видеть его послушным и зависимым, как в детстве. На самом деле эти сложности имеют значительно более глубокие социальные и психологические основания. И у школьников, и у родителей.

Много конфликтов, недоразумений происходит оттого, что у родителей и старшеклассников по многим вопросам повседневной жизни юношей и девушек разные точки зрения.

Все это так. В старших классах многие юноши и девушки ощущают настоятельную потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним.

Очевидно, вопросы родителям задаются лишь тогда, когда старшеклассники надеются услышать от них искренний, заинтересованный ответ, когда родители пользуются доверием старшеклассников.

Юношам и девушкам  очень важно, проявляют ли  родители серьезный, уважительный интерес ко всем сферам их жизни, склонностям, увлечениям, проблемам, считаются ли с их мнением. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот в наибольшей       степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Древние мудро заметили: если двое сорятся, оба виноваты.  Так оно, как правило, и бывает. Папы и мамы (подчас это относится и к учителям) не замечают и не хотят замечать, что дети выросли, стали другими. Их удивляет, поражает, бесит неожиданность, непоследовательность слов и поступков повзрослевших ребят, их неуравновешенность. Но и поведение родителей часто раздражает психику ребенка.

Старшеклассники, как правило, очень редко задумываются над тем, что родители – «тоже люди», тоже личности, что у них тоже есть право на собственные проблемы. Они, наконец, не в состоянии понять, что каждый возраст имеет свое преимущество, свою неповторимую прелесть. Что каждый возраст (и юность, и зрелость), по-своему сложен, по-своему хорош, а по-своему и прекрасен. И ни один возраст не может быть однозначно хорош  или плох.

Старшеклассникам необходимо, чтобы их проблемы и эмоции воспринимались и оценивались родителями по значимости, которую они имеют для самих юношей и девушек, а отнюдь не по мере их актуальности с точки зрения родителей.

Понимание, уважение родителей – предпосылки того, что у старшеклассника появляется чувство уверенности в себе, в своих силах, вырастает его самоуважение.

Основной смысл доверительного общения старшеклассников с родителями состоит отнюдь не в получении от них той или иной информации. Для юношей и девушек главное в этом общении – найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее интимное и значимое. Это особенно важно тогда, когда собственные попытки разобраться в себе, в своих чувствах, переживаниях, взаимоотношениях с окружающими, в окружающих людях заходят в тупик и появляется ощущение безвыходности.

Юношам и девушкам нередко легче обсуждать некоторые свои проблемы с родителями (если с ними доверительные отношения), чем с близким другом-ровесником. Перед близким взрослым порой легче проявить свою беспомощность, слабость, незащищенность, чем перед сверстником.

Хотя порой это легче бывает сделать перед посторонним взрослым, которому доверяешь, чем перед отцом или матерью, отношения с которыми, даже теплые, могут быть слишком напряженные эмоционально.

Дружеские отношения между  родителями и детьми  должны оставаться именно дружескими, не оставляя места вспышками слепой ревности или эгоизма. Человек с развитыми чувствами способен сохранить самые теплые отношения со своими родителями, но он не позволит этим отношениям принять уродливые формы.

Дружба между родителями и детьми – это дружба особого рода, и она отличается от дружбы между сверстниками.  По отношению к родителям такая дружба проявляется в нежности, уважении и заботе о них, за родителями же сохраняется полный любви авторитет.

Сказанное в полной мере относится и к школе. Положение современного старшеклассника в школе довольно сложно и неоднозначно. С одной стороны, положение старших накладывает на юношей дополнительную ответственность. Старшеклассник чувствует себя помощником учителя, перед старшеклассником ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. Он обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет право критиковать их.

Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения и знаниям, к учителям, к соученикам. Младший школьник и даже подросток еще не различают этих моментов, они просто «любят» или «не любят» школу. Установки старшеклассника гораздо более сложные. Его отношение к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы.

Значительно более сложными становятся в юношеском возрасте и отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ученика ряд ипостасей, соответствующих выполняемым им функциям. С возрастом положение меняется. Старшеклассник уже не видит в учителе воплощение отца и матери. Учительская власть также не велика, она даже меньше, чем у спортивного тренера, который может отстранить нерадивого ученика от тренировок, чего учитель сделать не в праве.

Чтобы сохранить психологический контакт со старшеклассниками, учителя и родители должны самым серьезным образом учитывать по взросление детей, отказываясь от авторитарных методов воспитания, даже если они казались успешными раньше.

Для того чтобы отношения старшеклассников с родителями удовлетворяли тех и других, чтобы они строились по-новому, по-взрослому, необходимо взаимопонимание. Взаимопонимание предполагает взаимотерпимость и взаимотерпение, взаимоуважение и взаимозаботу, взаимо… и т.д. А это не всегда легко. Вот если бы без «взаимо…», тогда всё было бы просто. Но… нереально.

Литература  

Кон И.С. «Психология старшеклассника», М., 1980

Кон И.С. «Психология ранней юности», М., 1989

Мудрик А.В. «Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих», М., 1990

Соколова В.Н. «Отцы и дети в меняющемся мире», М., 1991

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика