logo

Комплексная система развивающих занятий по мелкой моторике с детьми старшего дошкольного возраста

Комплексная система развивающих занятий по мелкой моторике с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Евграфова Светлана Юрьевна,
воспитатель МДОУ д/сад № 109,
г. Ярославль

Одной из актуальных проблем современной педагогики остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность.

Особенно актуальной эта проблема становится в связи с происходящим социально – экономическим развитием нашего общества, постоянным повышением требований к уровню общего образования: усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения и т.д. Эти изменения в нашем обществе обострили проблему школьной успеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается.

Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является хорошее дошкольное развитие. Для того чтобы ребенок мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть достигнут определенный уровень умственного развития, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире и т.д. Готовность к школьному обучению включает в себя целый ряд факторов, среди которых существенное место занимает мелкая моторика пальцев рук.

Психологи единодушно отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться хоть и очень рано, но не сами собой, а по мере расширения его деятельности. Чем больший запас действий накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет от наглядно – действенного к наглядно – образному, а затем и к словесно – логическому мышлению. Начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П. Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга!». Развитие моторных функций и зрительно – моторной координации является не только одним из показателей, но и важным условием хорошего нервно – психического развития ребенка. Развитию этого направления посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей: М.Монессори, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, А.Г. Венгера и других.

При разработке системы занятий с детьми мы учитывали то, что основной (ведущий) вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Поэтому, все занятия разрабатывались и проводились нами в занимательной, игровой форме, с внесением в процесс игры игрушек, соревновательных элементов и др. дидактических приемов.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития моторных функций и зрительно – моторных координаций у детей старшего дошкольного возраста показал, что для получения максимального эффекта проводимых занятий упражнения должны сочетать в себе процессы сжатия, растяжения и расслабления кистей рук, а также должны быть использованы изолированные движения каждого из пальцев рук.

Учитывая эти принципы, нами была разработана система коррекционно – развивающих занятий по развитию моторных функций и зрительно – моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В основу данной системы занятий вошли пальчиковые игры и упражнения, логоритмические занятия и занятия по развитию продуктивных видов деятельности у детей.
Данная система включает в себя 3 направления:

  1. Подготовка пальцев  рук  к  продуктивной  деятельности.   Развитие  моторных  функций  и  зрительно-моторной  координации  осуществляется  при  помощи  упражнений  на:
  • Развитие статической  координации,
  • Развитие динамической   координации.
  • Развитие процессов  сжатия,  расслабления,  растяжения  пальцев  рук.

Данные упражнения помогают удерживать пальцы и кисти рук в определенной статической позе, необходимой во время лепки, рисования, аппликации. А также развивают умение переключаться с одной статической позы на другую, помогают дифференцировать и координировать движения кистей и пальцев рук (движения одновременные и последовательные, одинаковые и противоположные).
Все упражнения выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками вместе. Дальше в работу включаются все 5 пальцев кисти, а не как обычно 3 основных (большой, средний и указательный).

  1. Развитие пальцев  руки  ребенка  в  процессе  продуктивной  деятельности.

Эти  упражнения  проводятся  с  детьми  на  занятиях  по  лепке,  рисованию,  аппликации,  а  также  на  специально  разработанных  занятиях,  таких  как:  изонить,  бисероплетение,  работа  с  природным  материалом  и  оригами   (конструирование  из  бумаги).

Предложенные упражнения помогают развивать ручную ловкость и зрительно – моторную координацию.
Исходя из нашей практики, мы можем сделать выводы о том, что детям очень нравятся занятия по бисероплетению и изонити (данные занятия, вводятся с детьми, начиная со старшего или подготовительного возраста). На этих занятиях используется цветной картон, шило, яркие нити, и дети своими руками делают несложные рисунки. А на занятиях по бисероплетению сначала мы используем яркий, крупный бисер и плетем из него не очень сложные орнаменты.

  1. Подготовка руки  к  письму  через систему  специальных  упражнений.

Эти  упражнения  вводятся  постепенно:

  • Рисование простым  карандашом,
  • Знакомство с  тетрадью,
  • Рисование орнаментов  с  помощью  цельной  волнистой  линии,  далее  при  помощи  дугообразной  петли  и  др.
  • Рисование сложных  форм  при  помощи  дорисовывания,   затем  зеркальное  изображение,  а  далее  самостоятельное  изображение  предметов.

С помощью этих упражнений у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, они помогают сформировать более точные и координированные зрительно – моторные реакции, помогают преодолеть неуверенность и скованность движений пальцев рук. Также дети учатся соблюдать границы конура рисунка, регулировать точность и силу движений и нажима на карандаш.

Принципы, методы, содержание и формы организации коррекционно-педагогического процесса разработаны с позиции защиты прав ребенка на получение качественного дошкольного образования с учетом особенностей его развития и здоровья. К каждому ребенку осуществлялся индивидуальный подход, который учитывал его возраст, уровень развития моторных функций, а также его желание и возможности для осуществления той или иной деятельности.

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время занятий осуществлялся за счет:
– дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности предъявляемого материала;
– индивидуальная помощь оказывалась в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
– во время занятий вводились специальные виды помощи, а именно:

  • Наличие зрительных  опор  на  этапе  планирования  и  выполнения  задания,
  • Наличие речевого  регулирования  на  разных  этапах  выполнения  задания,
  • Наличие совместного  сличения  образца  с  результатом деятельности  ребенка,  проводимое  педагогом;
  • Подведение итога  выполнения  задания  и  его  оценка.

Все задания выполнялись детьми в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой, а в конце двумя руками вместе. Педагог следил за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое.

При проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми нами учитывались два важнейших правила:

  • Пальцы левой  и  правой  руки  следует  нагружать  равномерно;
  • После каждого  упражнения  нужно  расслабить  пальцы   (потрясти  кистями  рук).

Предъявляемые детям инструкции были точными, четкими и произносились тихим, спокойным голосом. Для достижения наиболее эффективных результатов наши занятия проводились регулярно эффективных результатов наши занятия проводились регулярно (1 – 2 раза в неделю на протяжении всего учебного года), а все коррекционные упражнения выполнялись 2 – 4 раза.

Работа по развитию моторных функций и зрительно – моторных координаций у детей с должна проводится с самых первых дней пребывания ребенка в детском саду, и должна осуществляться последовательно, целенаправленно и систематически как на специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятиях, так и в процессе осуществления всей учебно-воспитательной работы с детьми.

Библиография
1. Анучина Н. Таланты детей на кончиках их пальцев // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – 48 с.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
3.Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М. «Гном и Д», 2005. – 40 с.
4.Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. // Дошкольное воспитание. 2005. – № 2. – 77 с.
5. Киселева В. Развитие мелкой моторики. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – 65 с.
6. Любина Г., Желонкина О. Рука развивает мозг. // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – 31 с.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика