logo

Комплексная программа дополнительного образования

Комплексная программа дополнительного образования

Авторы: Гачегова Надежда Юрьевна,
Токарева Татьяна Анатольевна,
учителя швейного дела
МБС(К)ОУ «Школа-интернат VIII вида»,
г. Верещагино, Пермский край

Пояснительная записка
«Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями» определяет, что в структуре содержания образования для детей с нарушениями интеллектуального развития «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции, направленной на подготовку учащихся к взрослой, самостоятельной жизни.

Поэтому возникает необходимость комплексного воздействия на различные стороны личности ребенка с целью активизации его личных усилий, направленных на формирование познавательной сферы, на развитие и саморазвитие, возможность творческого самовыражения. Занятия в кружках позволяют раскрывать творческий потенциал каждого ученика, для его самореализации.

Особое внимание уделено становлению духовного мира обучающихся, развитию их культурных потребностей, эстетическому воспитанию, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры; приобретению навыков общения в коллективе. Формируются такие личные качества, как трудолюбие, ответственность, настойчивость, терпение, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.

Программа дополнительного образования «Сударушка»  имеет художественно-эстетическое  направление и рассчитана на пять лет обучения, для обучающихся 13-17 лет (два раза в неделю по 45 минут).

При осуществлении программы реализуются потребности общества: обучение девочек рукоделию, может быть востребовано, в дальнейшем, как профессиональное ориентирование. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц. Кроме этого, не секрет, что в сложной экономической обстановке умение шить может стать неплохим подспорьем в домашнем хозяйстве.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению народного, традиционного искусства, в частности, лоскутного шитья, вышивки и изготовления русских народных костюмов, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания девочек в семье. Через знакомство и приобщение детей к искусству русского народного костюма и лоскутного шитья оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Новизна программы заключается в новых оригинальных технологиях обработки ткани. Применение элементов народного костюма в современной одежде. Использование проектной технологии. Выполняя проекты, учащиеся учатся самостоятельно или с помощью учителя находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать опыт решения реальных задач. Программой предусмотрено выполнение проектов в разделах «Моделирование», «Технология обработки ткани», «История народного костюма», «Праздники народов Пермского края».

Цель:

содействие социализации в обществе и раскрытию творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством реализации различных видов художественно-эстетической деятельности.

Задачи:

вовлечь обучающихся в различные виды художественно-эстетической деятельности.

научить пользоваться схемами, чертежами, материалами и инструментами для работы.

отработать навыки творческого самоопределения и использовать их в своём жизненном пространстве.

отследить самостоятельную организацию творческой деятельности.

Для реализации заявленной цели и задач в рамках программы планируется использование следующих принципов.

Принципы, на которых базируется программа:

— доступность;

— от простого к сложному;

— учет индивидуальных особенностей обучающихся;

— дифференцированность;

— практическая направленность;

— результативность;

— креативность.

В целях достижения эффективности трудового обучения и воспитания в коррекционных школах необходимо обеспечивать преемственность в решение задач трудовой подготовки учащихся на различных её этапах. Среди многих актуальных вопросов совершенствования педагогического процесса в школах VIII вида в центре внимания продолжает оставаться проблема улучшения профессионально-трудовой подготовки учащихся. Конечной целью трудового обучения обучающихся с отклонением в развитии является их подготовка к участию в общественно полезном, производительном труде. Достижение этой цели обеспечивается системой учебно-воспитательной работы.

Программой предусмотрено использование следующих методов обучения: объяснение, демонстрация трудовых приемов, упражнения, показ иллюстрированного материала, проблемное обучение, практические работы, конкурсы.

Роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся заключается в том, что в процессе обучения по данной программе учащиеся:

знакомятся с содержанием художественно-эстетического творчества.

участвуют в конкурсах, выставках на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях; выполняют самостоятельно декоративные элементы народного костюма.  Совершенствуют навыки планирования предстоящей работы и самоанализа результатов деятельности.

Обеспечивают школьные кружки «Ритм» и «Хоровой» сценическими костюмами.

Ожидаемый результат

Личностный:

Развитие жизненной компетенции, возможности стать более активными, независимыми и приспособленными к реальной жизни.

Саморегуляция своего поведения, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Метапредметный:

Знание традиции народного костюма, умеют вести элементарную поисковую работу.

Овладение навыками коммуникации, дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации.

Овладение социально-бытовыми условиями, используемыми в повседневной жизни.

Предметный:

Умение пользоваться схемами, чертежами, материалами и инструментами для выполнения работы.

Содержание  программы 1 года обучения

  1. Вводное занятие. Правила поведения в мастерской (2 часа)

Теория. Ознакомление с правилами работы и поведения в мастерской. Правила пожарной безопасности.

Практика. Отработка модели поведения во время эвакуации из мастерской.

  1. Русский народный костюм (16 часов)

Изделие: сарафан.

Теория.    Основные черты русского народного костюма.

Виды одежды и особенности кроя.

Практика. Разработка модели сарафана. Выбор ткани. Снятие мерок. Моделирование.  Раскрой сарафана. Пошив сарафана.

  1. Элементы отделки народного костюма (14 часов)

Теория.    Виды и способы отделки.

Практика.  Отделка сарафана.  Выполнение вышивки гладью, крестом. Мережка «столбик и раскол»

  1. Аппликация (8 часов)

Изделие: эскизы рисунков  на бумаге.

Теория.    Назначение и виды аппликации.

Практика. Составление эскизов для аппликации.

  1. Традиции крестьянского лоскутного искусства шитья (10 часов)

Изделие: передник.

Теория.  Использование народных мотивов в создании образов современной одежды, основы лоскутного шитья.

Практика.  Изготовление передника в лоскутной технике. Подбор ткани, способы соединения и изготовления передника.

  1. Забавные поделки в быту (14 часов)

Изделие: прихватка

Теория.    Виды и формы прихваток. Способы соединения деталей прихватки. Способы обработки петли.

Практика.  Отделка деталей прихватки аппликацией.  Обтачивание срезов деталей. Обработка петли.

Должны уметь: правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного труда с различными инструментами и материалами. Различать основные черты русского народного костюма. Подбирать лоскута в определенном порядке для получения однородного рисунка и неоднородного орнамента.

Учебный план на 2-й год обучения

Содержание  программы 2 года обучения

  1. Вводное занятие. Правила поведения в мастерской (2 часа)

Теория.  Ознакомление с правилами работы и поведения в мастерской. Правила пожарной безопасности.

Практика. Отработка модели поведения во время эвакуации из мастерской.

  1. Национальные костюмы народов пермского края (16 часов)

Изделие: рубаха.

Теория.    Основные черты костюма народов пермского края.    Виды одежды и особенности кроя.

Практика.  Разработка модели рубахи. Выбор ткани. Снятие мерок. Моделирование.  Раскрой рубахи. Пошив рубахи.

  1. Элементы народного костюма в современной одежде (14 часов)

Изделие: туникообразная рубаха.

Теория.    Форма народных одежд, её силуэтные и конструктивные линии в современном костюме.

Практика. Разработка модели туникообразной рубахи.  Выбор ткани. Снятие мерок.  Моделирование.  Раскрой и пошив туники.

  1. Вышивка в народном стиле (8 часов)

Теория.  Виды и приёмы декорирования туники.

 Практика. Выбор и нанесение рисунка на ткань, подбор ниток  по качеству, номеру и цвету. Выполнение прямых и крестообразных стежков.

  1. Забавные поделки в быту (14 часов)

Изделие: заплечный мешок

Теория.  Виды и назначение заплечного мешка. Способы соединения деталей мешка.

Практика.  Обработка боковых срезов. Обработка верхнего среза. Изготовление и закрепление шнура.

  1. Лоскутная графика (10 часов)

Теория.  Основы лоскутного шитья для выполнения аппликации из ткани.

Практика.  Украшение мешка в лоскутной технике. Подбор ткани, изготовление выкройки, раскрой. Выполнение аппликации из лоскутков.

Должны уметь: правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного труда с различными инструментами и материалами. Выбирать и наносить рисунок на ткань, подбирать нитки  для вышивки. Выполнять отделку рубахи.  Изготавливать мешок в лоскутной технике.

Содержание  программы 3 года обучения

  1. Вводное занятие. Правила поведения в мастерской (2 часа)

Теория.  Ознакомление с правилами работы и поведения в мастерской. Правила пожарной безопасности.

Практика. Отработка модели поведения во время эвакуации из мастерской.

  1. Разработка моделей одежды с элементами народного костюма (20 часов)

Изделие: платье цельнокроеное прямого силуэта без воротника с рукавами «Реглан».

Теория.    Использование национальных мотивов в современной одежде.

Практика. Разработка модели платья. Выбор ткани. Снятие мерок. Построение чертежа рукава «Реглан». Моделирование выкройки-основы цельнокроеного платья. Раскрой платья. Пошив платья.

  1. Изготовление кокошников (16 часов)

Изделие:  кокошник

Теория.    История и виды головных уборов, дополнительные материалы для отделки изделия.

Практика.  Выбор ткани. Подбор материалов для отделки. Отделка кокошника бисером, атласными лентами. Оформление и защита проекта.

  1. Забавные поделки в быту (16 часов)

Изделия:  Рушник с вышивкой.

Теория.  Назначение рушника, мотивы и схемы для вышивания рушника. Виды отделки.

Практика. Выбор и нанесение рисунка на ткань, подбор ниток.  Выполнение мотива рисунка мережкой и крестообразными стежками.  Пришивание каймы.

  1. Плетение поясов (10 часов)

Изделие: пояс.

Теория.  Виды и назначения поясов. Способы плетения поясов.

Практика.  Подбор ниток.  Плетение поясов  на пальцах.

Должны уметь: правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного труда с различными инструментами и материалами. Использовать национальные мотивы в современной одежде и предметах быта. Правильно оформлять проект.

Учебный план на 4-й год обучения

Содержание  программы

4 года обучения

  1. Вводное занятие. Правила поведения в мастерской (2 часа)

Теория.  Ознакомление с правилами работы и поведения в мастерской. Правила пожарной безопасности.

Практика. Отработка модели поведения во время эвакуации из мастерской.

  1. Разработка моделей одежды с элементами народного костюма (30 часов)

Изделие: Рубахакосоворотка с элементами русского народного костюма.

Теория.    Использование национальных мотивов в современной одежде.

Практика.  Разработка модели рубахи- косоворотки. Выбор ткани. Снятие мерок. Моделирование выкройки-основы рубахи. Раскрой косоворотки. Пошив косоворотки.

  1. Элементы отделки русского народного костюма (10 часов)

Теория.   Мотивы и схемы для вышивания рубахи-косоворотки. Виды отделки воротника.

Практика.  Выбор и нанесение рисунка на ткань, подбор ниток. Вышивка воротника узором из протянутых нитей.

  1. Русские народные праздники, атрибуты (Масленица, троица, Ивана Купала) (10 часов)

Теория.  Художественная выразительность в организации народных праздников. Виды и назначение атрибутики к традиционным праздникам.

Практика.  Изготовление куклы для масленицы. Плетение венков, изготовление куклы-соломеи.

  1. Куклы народов пермского края (12 часов)

Теория.  Многонациональность пермского края. Классификация кукол.

Практика.  Подбор материала для кукол.  Выполнение куклы-скрутки, куклы на щепе.

Должны уметь: изготавливать основные атрибуты к праздникам народов пермского края, куклу-скрутку и куклу на щепке. Составлять проект.

Содержание  программы 5 года обучения

  1. Вводное занятие. Правила поведения в мастерской (2 часа)

Теория.  Ознакомление с правилами работы и поведения в мастерской. Правила пожарной безопасности.

Практика. Отработка модели поведения во время эвакуации из мастерской.

  1. Разработка моделей одежды с элементами народного костюма (30 часов)

Изделие: ансамбль «блузка и юбка» по готовым выкройкам.

Теория.    Выбор фасона и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры.

Практика.  Разработка моделей блузки и юбки. Выбор ткани. Раскрой и  пошив изделий.

  1. Элементы отделки народного костюма (14 часов)

Изделие: Передник, бусы.

Теория.  Способы плетения бус. Разнообразие форм и отделки передников.

Практика.  Пошив и отделка передника. Плетение бус.

  1. Русские народные праздники, атрибуты  (Пасха, Рождество) (14 часов)

Теория.  Художественная выразительность в организации народных праздников. Виды и назначение атрибутики к традиционным праздникам.

Практика.  Изготовление пасхальной гирлянды, птицы, пасхальных зайчиков.

  1. Куклы Верещагинского района (6 часов)

Теория.  История кукол Верещагинского района. (с. Сепыч)

Практика.  Изготовление куклы-куклята.

Должны уметь: рационально организовывать рабочее место. Подбирать элементы отделки и дополнительные аксессуары для ансамбля одежды в народном стиле, обрабатывать отделочные детали и соединять их с основным изделием. Защищать проект.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

Учебные и методические пособия; профильные энциклопедические словари и справочники; аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; видео- и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т.д.; перечень объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; информация о жизни и деятельности народов Пермского края.

Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации, по данному направлению деятельности обучающихся. Коллекции различных предметов по направлению   творческой   деятельности   данного   объединения   (альбомы, произведения декоративно-прикладного искусства; открытки, модели и т.д.); информация о центрах, музеях, выставочных залах по направлению творческой деятельности данного объединения детей; материалы, отражающие достижения обучающихся; перечень учебных заведений, где можно продолжить образование; оборудование рабочего места.

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
  2. ФЗ «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. –  2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. –  59 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. М; «Просвещение» 2013г.
  5. Интернет-ресурсы.
  6. «Рукоделие для девочек» Премьера-Москва  2000 г.
  7. Л. Каченаускайте «Аппликация» Сталкер-Донецк 2003г.
  8. Мэри Энн Ирин «Шитье из лоскутов». Просвещение 2000 г.
  9. Санчес Т.И. «Шью из лоскутков» Москва Легпромбытиздат 1990 г.
  10. Е.Г. Виноградова,  Н.А. Глинина  «Большая книга рукоделия»  Москва АСТ — Сова 2007 г.
  11. Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М. 2007
  12. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М. 2003 г.
  13. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. М., 1993г.
  14. М. В. Максимова. «Незабытые ремесла»
  15. В.Ф. Куличенко «Умелые руки»
  16. Семёнова Мария «Мы славяне»,С.- Петербург, Азбука-классика, 2006.
  17. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла. С. – Петербург «Паритет», 2003 г.


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!