logo

Класс как элемент воспитательной системы школы

Класс как элемент воспитательной системы школы

Автор: учитель ОПК
Матвеева Ольга Анатольевна

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющих собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Цель воспитательной системы – содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию.

Задачи:
Содействовать обогащению духовного мира, формированию мировоззрения, развитию познавательной активности.
Создать условия для проявления и развития творческого потенциала обучающихся.
Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

Основные компоненты ВСК.
В научно-методической литературе выделяют 5 наиболее существенных и важных:
1. Индивидуально-групповой
2. Ценностно-ориентационный
3. Функционально-деятельностный
4. Пространственно-временной
5. Диагностико-аналитический

Моделируя воспитательную систему класса, я как классный руководитель должна знать: с кем он работаю, что хочу получить от своей работы, сколько времени займет у меня достижение поставленных задач, а также суметь вовремя скорректировать свою деятельность и грамотно оценить результаты своей работы.

Необходимо сказать и об этапах развития воспитательной системы класса:

1. Проектирование системы.
Преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов класса, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности коллектива.

2. Становление системы.
Уделяется внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства “мы”, апробирование форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива.

3. Стабильное функционирование системы.
Активно развивается самоуправление, система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей, доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность(“лицо”) классного коллектива, жизнь классного коллектива строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством в коллективе.

4. Завершение функционирования системы.
Для четвертого этапа характерны две тенденции : первая – постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива, вторая –искать новые идеи, формы, способы обновления жизнедеятельности в классе.

Первый компонент воспитательной системы класса – индивидуально-групповой.
В создании, управлении и развитии воспитательной системы класса участвуют:
– классный руководитель
– обучающиеся класса
– родители обучающихся
– педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.

Главная роль отводится классному руководителю. Его жизненные ценности, педагогические воззрения, позиции, интересы и увлечения являются одним из существенных системообразующих факторов.

Но, еще Макаренко говорил, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх и риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, точного единого подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.

Второй компонент воспитательной системы класса – ценностно-ориентационный.
Воспитания без цели не бывает, т.к. характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.

Приоритетные задачи работы:
– формирование творческой личности обучающихся, обладающей интеллектуальной, этической культурой.
– способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей;
– создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим, помощь окружающим людям;
– интеллектуальное развитие школьников, организация их познавательной деятельности, развитие любознательности обучающихся;
– сплочение классного коллектива,
– выработка готовности к самостоятельной жизни и труду, подготовка к инициативной деятельности в разных сферах;
– развитие навыков поискового мышления;
– формирование экологической культуры;
– воспитание у детей патриотических чувств гражданина России;
– укрепление здоровья обучающихся, валеологическое воспитание, физическое развитие и совершенство;
– способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации, анализе жизнедеятельности в классе.

Основные принципы воспитания:
– принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей;
– принцип общечеловеческого развития на основе национальных, религиозных, местных традиций
– принцип индивидуализации и дифференциации;
– принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности коллектива класса;
– принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи, школы;
– принцип сотворчества детей и взрослых;
– принцип открытости и доброжелательности;
– принцип равенства всех участников воспитательного процесса;
– принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки.

Третьим компонентом воспитательной системы класса является функционально-деятельностный компонент. Он складывается из таких элементов, как:
Системообразующий вид деятельности, формы, методы, организации совместной деятельности и общения.
Основные функции воспитательной системы класса.
Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью класса.

Четвертый компонент – пространственно-временной.
Он состоит из таких элементов:
Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
Связи и отношения класса с другими общностями детей и взрослых, место и роль класса в воспитательном пространстве ОУ.
Этапы становления и развития воспитательной среды:
1 этап – этап проектирования системы (5 класс);
2 этап – этап становления систем (6-7 класс);
3 этап – этап стабильного функционирования системы (8-9 класс);
4 этап – этап завершения функционирования системы (10-11 класс).

Пятый компонент ‒ диагностико-аналитический, включает в себя следующие элементы:
Критерии эффективности воспитательной системы.
Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
Структурная модель воспитательной системы
Аналитико-диагностическая деятельность

    • тестирование
    • анкетирование
    • микроисследования
    • педагогически направленное наблюдение

Профессиональная ориентация

    • профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)
    • профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
    • профессиональное консультирование (работа с психологами, педагогами)

Работа с семьёй

    • изучение воспитательного потенциала семьи
    • психолого-педагогический всеобуч родителей
    • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
    • индивидуальная работа с родителями

Ценностно-ориентированная деятельность

    • классное самоуправление
    • анкетирование
    • тематические классные часы
    • изучение материалов о правах ребёнка
    • посещение музеев, выставок, театров, библиотек

Дополнительное образование

    • вовлечение в факультативы, кружки
    • организация кружков
    • творческие отчёты

Интеллектуально-познавательная деятельность

    • познавательные классные часы
    • экскурсии
    • участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, НПК

Спортивно-оздоровительная деятельность

    • тематические классные часы
    • участие в спортивных мероприятиях
    • экскурсионно-туристическая работа
    • пропаганда физической культуры

Свободные общения

    • дискотеки
    • вечера отдыха
    • игры

Механизм жизнедеятельности классного коллектива.
Системообразующий фактор воспитательной системы – ценностно-ориентировочная деятельность, способствующая личностному, профессиональному, практическому самоопределению.

Главными элементами механизма воспитательной системы выступают формы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития. В 9 классе я работаю 2 месяца, замещая Луневу Г.А., отсутствующую в связи с временной нетрудоспособностью. В классе ‒ 3 девочки и 6 мальчиков.
Я имею большой стаж педагогической работы (28 лет). Награждена Грамотой Министерства образования и науки РФ. Увлекаюсь искусством, люблю декоративно-прикладное творчество, умею вязать, рисовать, увлекаюсь чтением религиозной литературы.

Цель воспитательной системы 9 класса: «Воспитание толерантности у подростков»
В выдвижении воспитательной цели участвовали: классный руководитель данного класса, обучающиеся, учтены интересы и потребности детей и родителей.

Данная цель соответствует задачам, выдвинутым школой «Индивидуализация процесса обучения и воспитания, основанная на создании оптимальных условий для формирования творческого потенциала всех участников образовательного процесса».

Дети обучаются вместе с 1 класса, коллектив находится на этапе стабильного функционирования, имеются свои традиции ( совместное времяпрепровождение, активность родителей и включенность их в жизнедеятельность класса), наличие органов самоуправления и лидеров. Но не все дети чувствуют свою комфортность и защищенность в классе, из-за разногласий могут надолго прерывать общение. Двое из членов коллектива ‒ дети-инвалиды, к которым требуется особенный подход и щадящий режим.

Я поддерживаю постоянную связь с родителями. Информирую их о положении дел у их детей, совместно ищем методы воздействия на ребенка.

В классе имеются микрогруппы, которые поддерживают отношения не только во внутренней, но и во внешней среде.

Ребята пока еще не раскрылись передо мной, вероятно, мой стиль и формы работы отличаются от привычных им.

У 9 класса свой учебный кабинет, в котором они чувствуют себя хозяевами. Установлен график дежурства , на перерывах дети общаются в своем кабинете. Часто к ним заходят ребята из других классов. Что касается репутации класса. Думаю, в целом -это воспитанные дети, вежливые со старшими и доброжелательные со сверстниками, нет детей с девиантным поведением. Но вместе с тем есть проблемы. Довольно часто пропускают занятия по различным причинам, не всегда добросовестно готовятся к урокам, забывают выполнять поручения. Обучающиеся класса посещают факультативы и творческие кружки.

Особую роль в реализации замысла воспитательной системы играет самоуправление обучающихся.
Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений.
Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов, координирует и направляет работу которых совет класса.

Практическая деятельность способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

    • староста
    • казначей
    • мастер трудовых дел.
    • ответственный за состояние растений мебели
    • ответственный за участие в спортивных состязаниях
    • редактор

Основные виды деятельности

    • познавательная
    • игровая
    • творческая
    • спортивная
    • коммуникативная (общение)

Основные формы деятельности

    • классные часы
    • конкурсы
    • поисковая деятельность

Педагогические средства:

    • Диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование),
    • Организационные (организация органов ученического самоуправления, регулирование ответственности),
    • Мобилизационно-побудительные (актуализация, убеждение),
    • Коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие),
    • Формирующие (формирование сознания, проектирование и создание проблемных ситуаций),
    • Координирующие и коррекционные (выработка единых требований, правил, корректирование действий),
    • Совершенствование (средства повышения педагогом собственной компетентности).

Нелегко работать во «временно переданном тебе классе». Но каждый класс –это элемент всей воспитательной системы школы. И классный руководитель не одинок в своем стремлении решить все задачи классного коллектива.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика