logo

Карточки с беседами по развитию социально-нравственных отношений у детей 4-5 лет

Карточки с беседами по развитию социально-нравственных отношений у детей 4-5 лет
(с использованием художественного слова)

Автор: Васильева Оксана Анатольевна,
воспитатель МДОУ д/с №89,
г. Волжский, Волгоградская обл. 

Карточка-1
Волшебство слова «Здравствуй»
Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Изучаю с детства я правила приветствия
«Здравствуй!» — лучшее из слов
Означает: «Будь здоров!».

Инсценировка про петушка и птичку (как петушок пожалел слово «Здравствуй» для птички – он не знал, что это означает: «Будь здоров, не болей»; конечно, он не хотел, чтобы птичка заболела, и стал здороваться).

Карточка-2
«Как совершить добрый поступок»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
— Ну что ж, — сказала мама, — пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка…
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
— Ну, что ж, — она сказала, — пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
— Ну, что ж, — сказала мама, — пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка…
Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: — Пусть живут,
В квартире так чудесно,
Если потесниться, тут
И нам найдётся место!

Карточка-3
«Что я знаю о доброте»
Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Что такое доброта
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
(И. Полюшко)

Карточка-4
«Спешите делать добро»
Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Пожалуйста, добрым будь!

Легко обидеть собаку,
а проще – бездомную кошку,
И громко смеяться над другом,
поставив ему подножку.
***
Легко не слушаться маму,
а проще – топнуть ногою,
Забыв, что она ведь устала,
но всё же играет с тобою.
***
Легко быть злым и упрямым,
на ключ заперев своё сердце.
Но проще быть добрым самым,
души распахнув своей дверцы.
***
Тогда ты погладишь собаку
и дашь молока котёнку,
А вместе с хорошим другом
ты будешь смеяться звонко!
***
Увидишь, что маме плохо,
её пожалеешь, обнимешь,
И мамину за день усталость
ты, словно рукою, снимешь.
***
Пожалуйста, добрым будь!
Люби и животных, и книжки,
И будет тебе благодарен
даже простой муравьишка…
***
Добро возвратится добром.
Улыбка улыбкой вернётся
И в сердце горячем твоём
только добром отзовётся!
(Л. Ерохина)

Карточка-5
“Если добрый ты…”
Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.
Пословицы и поговорки о добре и доброте:
В добре жить хорошо.
Доброе дело и в воде не тонет.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Доброе дело без награды не остаётся.
Делай другим добро – будешь сам без беды.

Карточка-6
«Вежливые слова»
Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
Чтение:
«Мойдодыр» К.И. Чуковского;
«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского;
русская народная сказка «Лиса и журавль»;
«Ежели вы вежливы» С. Маршака;
«Правила поведения для детей» О. Журавлева;
«Волшебное слово» В. Осеевой;
«Уроки вежливости» А. Усачева.

Карточка-7
«Нечаянно и нарочно»
Цель: развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

Играл в Робин Гуда
Один паренёк:
— Глядите, какой я
Отличный стрелок!
Такая удача
Случается редко:
Стрела очень метко
Вонзилась в соседку.
Стоит и рыдает
Наш юный герой:
— Какая досада!
— Стрелок я плохой!
Нечаянно вышло всё,
А не нарочно:
На месте соседки
Мурлыкала кошка…
А мурка смеётся
В засаде над ним:
— Не будешь стрелять
По мишеням живым!

Карточка-8
«Учимся прощать своих друзей»
Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

Подружки
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
(А. Кузнецова)

Карточка-9
«Почему бывают драки?»
Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

С Мишкой больше не дружу,
В садик тоже не хожу,
Нос разбит, подбит и глаз,
Дразнит Мишка: «Карабас!».
Всё немного зажило,
Время в сад идти пришло,
В садик возвращаюся,
Мишка улыбается.
Протянул мизинец: «Мир?»
Что тут скажешь? Я простил!
Мы ведь всё-таки друзья,
Дуться долго нам нельзя.

Карточка-10
«Фантазеры и лгунишки»
Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.
Чтение. Н. Носов «Фантазеры».

Карточка-11
«Давай помиримся»
Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.
Чтение сказок С. Прокофьевой «Маша и Ойка»

Карточка-12
«Хороший друг познается в беде»
Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

Елена Владимировна Беляева
Стихотворение для детей «Верные друзья»

Вовка и мячик очень дружили,
Вместе играли, вместе ходили.
В общем, не скучно им было вдвоем –
Не расставались, ни ночью, ни днем.
И, вот однажды, случилась беда,
Вовка и мячик гуляли тогда.
Вдруг ниоткуда-то ветер летел,
Мячик увидел, и взять захотел.
Вверх его поднял и бросил легко,
Мяч улетел далеко-далеко…
Вовка за мячиком долго бежал,
Мячик искал он, пока не устал.
Горько заплакал о друге своем:
Как же им весело было вдвоем.
Долго же Вовка свой мячик искал.
Ветер все видел, за всем наблюдал.
Жалко ему стало верных друзей,
Мячик решил он вернуть поскорей…
Вовка на лавочке долго сидел,
За горизонт без отрыва глядел.
Что там за точка мелькает вдали?
Может, по небу летят журавли?
Нет, это вовсе не птицы летят…
Это же мячик вернулся назад.
В руки он прямо к Вовке упал,
Вовка любимого друга прижал:
«Снова с тобою я буду играть!
Трудно любимого друга терять!»

Карточка-13
«Как вести себя во время разговора»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).
Игры на развитие комуникативности: «Давай знакомиться», «Дразнилки», «Спрячь тигра».

Карточка-14
«Добрый – злой»
Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.
Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

Сердечко
Однажды ребята играли у речки,
Попался им камешек в виде сердечка:
Гладкий и мокрый, такой симпатичный!
Как сувенир – да он просто отличный!

Каждый сердечком хочет владеть,
У каждого веские доводы есть.
Тянут сердечко на разные части,
Делят удачу и общее счастье…

Выскользнул камешек, в речку упал:
Он снова ничей, он бесследно пропал!
Жалко сердечко! С ним вместе исчезли
Дружба, улыбка, радость, веселье…

Надёжно хранит этот камешек речка,
Чтоб в добрые руки попало сердечко!

Карточка-15
«Правдивость»
Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.
Чтение сказок С. Прокофьевой «Маша и Ойка».

Карточка-16
«Каким должен быть друг»
Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

День рожденья у меня
Скоро приближается,
И поэтому друзья
Мои приглашаются.
Приглашу собачку Боню,
Пусть приходит в гости,
Дворовую кошку Моню,
И соседа Костю.
Петю, Сашу, Машу, Таню,
Никого забыть нельзя!
С ними весело, я знаю,
Это ведь — мои друзья!

Карточка-17
«Будь опрятным и аккуратным»
Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.
Чтение сказок С. Прокофьевой «Маша и Ойка» « Воронье гнездо».

Карточка-18
«Правда – неправда»
Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

Карточка-19
«Доброжелательность»
Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

Карточка-20
«Игры без ссор»
Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего.

Карточка-21
«Вежливость»
Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Карточка-22
«Бережливость»
Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

Карточка-23
«Взаимопомощь»
Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

Карточка-24
«Стремление помочь»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Карточка-25
«Щедрость и жадность»
Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

Карточка-26
«Почему нужно уметь уступать»
Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

Карточка-27
«Ступеньки доброты»
Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

Карточка-28
«Лучше добрым быть»
Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!