logo

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы

Автор: Трифонова Светлана Михайловна,
педагог русского языка и литературы в 5-11 классах
МБОУ “Лесновская СОШ”,
п. Лесной, Шиловский р-н, Рязанская обл.

Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

Если говорить об этимологии слова “исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто “из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.

Мы не творцы новых грамотных правил или теорем, мы не открываем новых химических элементов и т.д. Поэтому нам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.

Первый уровень – самый простой, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение находит сам ребёнок. На таком уровне учащиеся работают уже в 5 классе.

1. Урок словесности «Ребусы».

Учитель знакомит с секретом чтения ребуса, затем ребята разгадывают ребусы, которые им даёт учитель. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем учитель ставит проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником.

Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности).

Взрослый ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно.
Допускается коллективный поиск.
Составление устного лингвистического журнала «В мире имён» 6 кл.
Урок развития речи «Русская умная игрушка» 6 кл.

Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога.

Здесь нужна не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов. Всё осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения. Данный уровень допускается в среднем звене, но преимущественно используется в старших классах.

1. Составление коллективного сборника «Этимология фамилий русских писателей» в результате уроков литературы в 10-11 классах.

При изучении биографических данных учащимся интересно узнать не только о самом писателе, но и о его предках. Фамилия человека может много рассказать о его родословной. Обратившись к “Лермонтовской энциклопедии” (М.,1981), учащиеся установили шотландское происхождение рода Лермонтовых. Узнали, что родоначальником русской ветви Лермонтовых является Георг (Юрья) Лермонт, служивший с 1613 года в рядах Московских войск, а дальними родственниками М.Ю.Лермонтова являются популярный в XII веке шотландский бард Томас Лермонт и знаменитый английский поэт Дж. Г. Байрон – потомок Томаса Лермонта.

Фонвизин. Предки писателя – немцы фон Визены. Род фон Визенов – потомков ливонского рыцаря – к XVIII веку окончательно обрусел.

Род Пушкиных происходил от соратника Александра Невского по имени Рача. Фамилия же Пушкин происходит от мирского имени одного из потомков Рачи – Пушка.

Фамилия Твардовский произошла от прозвища деда Александра Трифоновича, отважного николаевского солдата – Твердый.

Ф.М. Достоевский. Предки писателя владели селом Достоево, находящееся в Брестской области.

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается сказка К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”. Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Но ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности.

Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл. В период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания.

Изучая в 7 классе народные предания, учащиеся ищут ответ на вопрос: «Каким предстают в предании «Пётр и плотник» Иван Грозный и Пётр Первый?» Они проводят исследования, сопоставляя художественные и исторические образы. Не менее интересны исследовательские работы учащихся по былинам на тему «Так говорили былинные герои», «Незаслуженно забытые слова», в которых велось наблюдение над речью былинных героев.

В старших классах проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах – от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы и её современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания литературы как науки. Это создаёт основу для профилизации обучения и обеспечивает повышение научного уровня преподавания.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

  • работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А.П. Чехова», «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А.И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;
  • работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;
  • работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX», «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;
  • работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

В организации исследовательской деятельности учащихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме.

Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать, используя метод рецензирования критических статей, сопоставления параллельных конспектов, тезисных планов, аннотирования, создания творческих работ, предполагающих сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.

Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.

Метод проектов

В результате определённой исследовательской деятельности учащихся появляется продукт труда, который в настоящее время получил название проекта.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится компонентом разработанной системы образования. Проектное обучение – полезное дополнение к классно-урочной системе.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую работу, которую учащиеся выполняют в определённый отрывок времени.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, результаты выполненных проектов должны быть “осязаемы”, то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – то конкретный результат. Проектная деятельность открывает возможности творчества и для «среднего» ученика. Метод проектов может стать той средой, когда неуверенные в себе учащиеся находят силу и уверенность, той ситуацией успеха, которая станет точкой отсчёта для дальнейшего возрастания, в первую очередь в собственных глазах.

При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы с привлечением художественного текста. Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы и т.д.), урок-исследование, урок-поиск, творческая мастерская, урок – творческий отчёт, урок-защита идей, урок открытых мыслей, урок – ролевая игра, урок-семинар, урок-конференция, урок – круглый стол, дискуссия, экскурсия.

Например, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» провожу урок-диспут «В чём смысл судьбы Онегина и Татьяны?» Размышляя над вопросами, какой духовный путь проходят герои, находят ли себя, ученики, опираясь на материалы критиков, литературоведов (В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского, Г.А. Гуковского, Ю.М. Лотмана, Дм. Мережковского), спорят, приводят доводы в защиту героев, выражают собственный взгляд.

На уроке-семинаре по теме «Человека на войне» рассматривается проблема поступка и подвига на войне. Опираясь на художественные произведения (В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Э. Казакевич «Звезда» и др.), проводится сопоставление ситуаций войны, героев, поэтики повествования. В ходе семинара помимо исследовательских групп создаётся аналитическая группа, которая выражает неоднозначность суждений, подводит итоги, формулирует выводы.

Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность учащихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление. Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.

Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую монопроекты и интегрированные проекты.

Вот другой пример: изучая роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», ученики подмечают, что он не укладывается в привычные схемы анализа художественного произведения, так как в его основе концепция о «троемирии» (В. Акимов). Как и зачем соединил автор библейское предание, историю двух влюблённых и московские сатирико-бытовые сцены? Такой проблемный вопрос побуждает рассмотреть философско-эстетическую проблематику романа: через художественные образы Булгаков обращает нас к комплексу важнейших нравственно-философских проблем (проблеме выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования).

Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные в старших классах) используются для презентации подготовленных проектов. На уроках литературы в профильных классах учащиеся выполняют как персональные, так и групповые проекты.

Особое внимание уделяю интеграции знаний для реализации проекта. Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «То было время мятежных бурь». Этот проект был запущен в ходе изучения романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв – злодей и самозванец или народный заступник? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала роль народного восстания под предводительством Пугачёва, образ предводителя в истории. Другая – образ Пугачёва в исторической хронике А.С. Пушкина «История Пугачёва» (Пугачёв предстаёт народным героем, истинным предводителем крестьянского восстания). Третья группа работала по теме «Восприятие Пугачёва Гринёвым» (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Анализируя встречи героев на протяжении романа, ученики наблюдают, как меняется отношение Гринёва к «бунтовщику» (от ненависти к уважению и сожалению за трагичность судьбы Пугачёва). В романе нет прямого выражения отношения самого Пушкина к своему герою, но уже то, что великий классик уделил этому образу большое внимание, доподлинно изучив все исторические материалы, выказывает косвенное отношение. Через художественные детали (портрет, речь, поступки, эпиграфы к главам) ученикам четвёртой группы удалось аргументировано доказать, что Пугачёв в романе – образ-символ. Женское восприятие «крупной фигуры» Пугачёва – романтического образа представила пятая группа, исследовав очерк М.И. Цветаевой «Пушкин и Пугачёв». В целом же нет однозначного видения образа Пугачёва, до сих пор идут споры, но уже то, что он – историческая фигура, запечатлённая в художественной форме, говорит о его значении для народа.

Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по русскому языку и литературе. Например, «О чём говорят фамилии персонажей Д.И. Фонвизина «Недоросль» или «Язык действующих лиц комедии», где «говорящие фамилии», речь персонажей отражают не только общественное положение, но и характер личности. Ученики рассматривают лексические обороты, синтаксические конструкции, раскрывающие смысл понятий. Не менее интересны наблюдения ребят по темам «Крылатые слова в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» или «Языковые контрасты в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

При изучении «Слова о полку Игореве» групповая работа шла по разным направлениям: литература, музыка, изобразительное искусство. В чём загадка древнерусского литературного памятника? Доводы юных исследователей на защите проекта были убедительны. Во-первых, «Слово» послужило поводом для поэтического переложения этюда в стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», во-вторых, способствовало созданию оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и «Князь Игорь» А.П. Бородина, которые воскрешают былинный дух Киевской Руси. В-третьих, написанию картины В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», которая воссоздаёт трагическое событие, описанное в «Слове».

Есть работы по современному осмыслению творчества писателей 19 века. Например, «Творчество Достоевского в оценке потомков».

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникабельны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика