logo

Использование учебно-практических задач на уроках в начальных классах

Мастер-класс по теме: «Использование учебно-практических задач на уроках в начальных классах»

Автор: Магсумова Гульнара Тагировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №12, г. Нефтекамск

Задачи мастер-класса

  1. Объяснить понятие и предназначение учебно-практических задач;
  2. Увидеть возможность применения на уроках

— Чтобы решить эти задачи, предлагаю вам отправиться в мир действий.

Работать будем командами, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила!

Выполним практическое задание и  ответим на вопросы:
Что?
Зачем?
Почему?

(каждая команда получает задание  выбрать, составить и наклеить соответствующие понятия)

  1. Учебно-практическая задача – это такая задача, которая ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.

Примеры учебно-практических задач

П1. В конце декабря возьмите луковицу тюльпана, рассмотрите ее, посадите в горшок с землей… (дана инструкция). Записывайте свои наблюдения за развитием этого растения.

П2. Вычисли значение выражений.

П3. Выпишите словосочетания с существительным ВЕСНА. Выделите окончание.

  1. Предназначением учебно-практических задач для освоения младшими школьниками является:
  • правильное использование знаний, умений и навыков;
  • применение освоенного способа;
  • условие для постановки новой учебной задачи
  1. Область применения

— На каких этапах урока можно применять? (Актуализация знаний, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока)  

  1. Цели применения (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)

Какие навыки формируются при решении учебно-практических задач?

  1. учебно-практические задачи, формируют навык разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок».
  2. Навык  коммуникации, требующий создания письменного или устного текста/ (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т);
  3. навык сотрудничества, требующий совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат

Работа с информацией

Внимательно прочитайте текст и соотнесите задания с соответствующим разделом.  

Мир Диснея

Уолтер Дисней вырос на ферме и в детстве любил рисовать домашних животных. Собственную киностудию, носящую его имя, основал в 1923 г., а Микки-Мауса нарисовал в 1928 г. Успех таких персонажей, как Микки, Дональд Дак, Плато и Гуффи привёл к съёмкам полнометражных анимационных фильмов. Первыми из них стали «Белоснежка и семь гномов» (1937 г.) и «Пиноккио» (1940 г.). Студия Диснея выпустила больше мультипликационных фильмов, чем любая другая студия мира.

1 задание: Используя информацию текста, ответьте, в каком году Уолт Дисней основал собственную студию? Подчеркните ответ.

1) в 1940 г., 2) в 1923 г., 3) в 1937 г., 4) в 1928 г.

2 задание:  Определите очерёдность открытия парков развлечений типа Диснейленд в разных странах мира.

№ по порядку Город Год открытия
1    
2    
3    
4    

3 задание: Используя подготовленную дополнительную литературу, определите, в каких частях света находятся парки развлечений Диснейленд.

4 задание: Оцени истинность суждений. Запиши в ответе для каждого из них знак «Х» в подходящем столбце.

Суждение Да Нет
Первый парк развлечений Диснейленд появился во Франции
Уолту Диснею понадобилось 14 лет после открытия студии, чтобы снять полнометражный анимационный фильм
Студия Уолта Диснея единственная в мире, выпускающая мультфильмы

 «Получение, поиск и фиксация информации»

Ученик научится осознанно читать  тексты  с целью  удовлетворения интереса,  приобретения читательского опыта, освоения и использования  информации.

Предполагаемый ответ: в  1923 г.

«Понимание и преобразование информации»

Ученик научится находить  информацию, факты, заданные в тексте  в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте  основные  события   и  устанавливать  их  последовательность;  упорядочивать информацию по  алфавиту, по  числовым параметрам (возрастанию  и убыванию).

Предполагаемый ответ: Калифорния -1955 г., Флорида — 1960 г., Токио —  1983 г., Париж — 1992 г.  

«Применение и представление информации»

Ученик научится определять  последовательность  выполнения  действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов  (на  основе  предложенного набора   действий,  включающего избыточные  шаги).

Предполагаемый ответ: Азия, Европа, Америка (для ответа на вопрос необходимо сначала по названию города определить страну, используя дополнительную литературу (атлас), а затем определить часть света).  

«Оценка достоверности получаемой информации»

Ученик научится на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Задание: Оцени истинность суждений. Запиши в ответе для каждого из них знак «Х» в подходящем столбце.

Предполагаемый ответ: нет, да, нет

 Фрагмент урока окружающего мира в первом классе по теме «Питание. Почему надо есть много овощей и фруктов? ».

— Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики здорового человека.

— А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен совершать человек? (Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться.)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми, надо не просто кушать, а правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь.

Анализ ситуации 1. Вспомните одного из любимых сказочных героев — Винни-Пуха, когда он был в гостях у Кролика. Что с ним приключилось и почему? (Он много съел в гостях, не смог выйти через дверь наружу.)

— Какой совет дадите Винни-Пуху? (Не переедать.)

Анализ ситуации 2. А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда».

— Какая случилась беда с принцессой? (Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот.)

— Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась

(Пища должна быть разнообразной.)

— Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о правильном питании? (Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать.)

— Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А что это за продукты вы сейчас узнаете. Внимательно послушайте стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…»

— Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Картошку, капусту…) Как это всё назовём? (Овощи.)

— Какие овощи ещё вы знаете? (Лук, чеснок…)- Как отличить овощи от фруктов? (Они растут на грядках.)

— Откройте учебник на странице 38 (2 часть). Самостоятельно соедините название овоща с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.

— Как назовём картинки, которые остались? (Фрукты.)

— Как отличить фрукты от овощей? (Растут обычно в саду, они обычно сладкие, кроме лимона.)

— Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.

— Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов – красным.

— Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких стран?

Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? (Они полезны.) Чем полезны?

Если учащиеся не смогли ответить на вопрос, то фиксируется затруднение. Вполне возможно, что кто-то из детей может дать ответ, что в овощах и фруктах содержатся витамины.

— Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся?

^ Как правило, учащиеся не могут ничего рассказать о витаминах, а также разделить овощи и фрукты на группы.

— С чем встретились? (С затруднением.)

Таким образом, на этапе актуализации знаний мы формируем у детей следующие познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

— Какое задание выполняли? (Повторили, какие бывают фрукты и овощи. Пытались ответить на вопрос: почему надо есть много овощей и фруктов? Какие витамины содержатся в овощах и фруктах?)

— Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, для чего эти витамины нужны человеку.)

На этапе выявление места и причины затруднения мы формируем у детей познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

— Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, чем полезны овощи и фрукты.).

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.)

— Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?

^ Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать самостоятельно.

— Предлагаю вам поработать в группах. Составим план работы.
1. Узнать, что такое витамины.
2. Узнать, какие бывают витамины.
3. Распределить овощи и фрукты на группы, в зависимости от витаминов, которые в них находятся. (Составить эталон.)

Каждый учитель вырабатывает свою стратегию формирования учебно-познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.

Список использованной литературы: 

  1. Абдулаева О.А. Педагогический потенциал учебно-познавательных задач: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2010. – 74 с.
  2. Абдулаева О.А. Учебно-познавательные задачи в контексте ФГОС II поколения // Естественно-научное образование в идеологии стандартов второго поколения: Материалы городской научно-практической конференции «Проблемы естественно-научного образования в идеологии стандартов второго поколения» / под ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПбАППО, 2011 – 152 с. – с.103-106
  3. Вахрушева А.А., Д.Д. Данилов Как готовить учителей к введению ФГОС // Начальная школа: плюс до и после. — № 5, 2011, с. 12-15
  4. Концепции стандартов второго поколения для основного общего образования.– http://standart.edu.ru
  5. Планируемые результаты начального образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 120с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2009. – 159с.
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.

Ссылки на интернет-источники: 

  1. http://uchkopilka.ru/vne-deyat/poleznye-rekomendatsii
  2. http://rcpohv.ru/post/open/577
  3. http://www.myshared.ru/slide/802110/
  4. http://bmurtaruo.ucoz.ru/_ld/2/235_—_—.ppt
  5. http://boosh.ucoz.ru/inessa/tipy_upz_ocenka_uchebnogo_zadanija.doc


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!