logo

Использование системно-деятельностного подхода для повышения качества знаний на уроках математики

Использование системно-деятельностного подхода для повышения качества знаний на уроках математики в рамках технологии развивающего обучения математики средствами дифференцированного и индивидуального подхода

Автор: Ковалёва Галина Ивановна,
учитель математики
МБОУ «Гимназия №1 имени А.Л. Кузнецовой»,
г. Куйбышев, Новосибирская обл.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили на первое место не предметный, а личностный результат. На первый план выходят не столько сами знания, сколько средства и инструменты их самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат.

Для учителя работа по федеральным государственным образовательным стандартам — это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.

Для учеников это — переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.

Эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать новое, позволяет системно-деятельностный подход, который обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.

Деятельностная форма результатов образования предполагает ряд существенных изменений в образовании. Например, эти изменения коснутся системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе не только оценки индивидуальных достижений обучающихся, но и деятельности педагога. Изменения в обязательном порядке будут затрагивать вопросы проектирования образовательного процесса с точки зрения его направленности на достижение требований Стандарта к результатам. В том числе и применение современных технологий деятельностного типа, к которым можно отнести технологии, основанные на уровневой дифференциации, на создании учебных ситуаций, на реализации проектной и исследовательской деятельности, а также и при использовании авторской технологииразвивающего обучения математикисредствами дифференцированного и индивидуального подхода.

Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью.

Основными требованиями, способствующими реализации выше упомянутого в технологии, считаю

  • в системе обучения математике, основной упор делать на формирование общеучебных навыков в зоне ближайшего развития личности ученика, как на уроке, так и вне его,
  • работая с учетом зоны ближайшего развития, дифференцируя учащихся по конъюнктурным группам, ни коим образом не посвящая их в это, планировать индивидуальную учебную деятельность по предмету, подбирая необходимые гибкие формы организации контроля и специальной работы по коррекции ЗУН, актуализировать у детей навыки самоконтроляи планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

Роль учителя в учебной деятельности учащихся немаловажна. Поэтому в любой технологии уделяется особое внимание разработке четкой последовательности действий учителя для достижения поставленных им целей и задач в обучении математике.

За основу деятельности учителя принимаю следующий порядок работы:

  • проведение качественной диагностики подготовки ученика при изучении каждой темы:

а) выяснение уровня обученности,

б) деление учащихся на конъюнктурные группы;

  • построение целевого пространства;
  • планирование, подготовка и организация процесса обучения, которая проводится по следующим направлениям:
1. Обучающая деятельность учащихся в классно-урочной системе средствами дифференцированного и индивидуального подходов  —        Подбор материала и выбор структуры урока и средств обучения, в зависимости от готовности класса.

—        Использование проблемных творческих индивидуально-дифференцированных заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесно-графическую, условно-символическую).

—        Конструирование и подбор системы опорных, ключевых задач (учитывая возрастание трудности в каждом уровне).

—        Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.

2. Построение системы контроля —        планирование и организация

—                 текущего контроля,

—                 взаимоконтроля,

—                 самоконтроля,

—                 итогового контроля.

3. Коррекция ЗУН —        Работа учащихся с индивидуальным «корректором» ( ИК).

—        Картотека индивидуальных корректирующих заданий (КИКЗ).

—        ориентация на правила и предписания,

—        планирование повторения,

—        совместная работа,

—        опора на конструктивную помощь.

4 Организация домашнего задания —        Подбор вида домашнего задания : краткосрочные, текущие, дифференцированные, творческие и долгосрочные.

—        Выбор вида контроля и проверки домашнего задания

—        планирование требований к оформлению домашней работы,

—        планирование и организация приемов активного учения.

5 Организация внеклассной деятельности по предмету —        Элективные курсы.

—        Кружки.

—        Олимпиады.

—        Конференции.

Технология предусматривает работу учителя с тремя основными конъюнктурными группами, на которые мысленно подразделяю учащихся класса. Деление на группы провожу по принципу обучаемости математике на основе их индивидуальных особенностей.

Конъюнктурные группы различаю между собой создавшимся положением учащихся при обучении математике:

  • по степени усвоения изучаемого материала,
  • возможностью его использования.

Индивидуальное развитие каждого ученика отслеживаю посредством управления его движением по конъюнктурным группам разных типов.

Выстраивая типологию групп, в своей деятельности основываюсь на уровнях планируемых результатов обучения. Достижение в каждый конкретный момент учебного периода того или иного уровня является временной характеристикой ученика. Достижения могут меняться, зависеть от множества факторов. Поэтому деление учащихся по конъюнктурным группам провожу мысленно.

Организация работы в конъюнктурных группах

Изучая структуру коллектива учащихся и референтные группы, на которые распадается коллектив учащихся по психолого-педагогическим особенностям, предполагаю работу в соответствии со следующей схемой:

Характеристика конъюнктурных групп.

«Фундаментальная» группа

  1. Слабо знают определения, правила, понятия, формулы, теоремы, законы и выполняют задания, относящиеся к обязательным результатам обучения.
  2. Работают над задачей под непосредственным контролем учителя или членов из других групп.
  3. Отработаны 40 – 50% заданий по алгоритму.
  4. Общая оценка ОУН (слушание, чтение, выполнение домашнего задания, проверка, самоконтроль) — «неудовлетворительно» или «удовлетворительно».

«Конвертируемая» группа

  1. Готова с небольшими погрешностями ответить на любой вопрос по темам с учетом определений, понятий, правил, формул, теорем, законов и выполнено большинство заданий.
  2. Работают над задачей под выборочным контролем учителя.
  3. Частично выполняют работу консультантов без составления вопросов и проверки тетрадей.
  4. Отработаны 50% заданий по алгоритму.
  5. Общая оценка ОУН (слушание, чтение, выполнение домашнего задания, проверка, самоконтроль) — «хорошо».

«Адаптированная» группа

  1. Готовы ответить на любой вопрос по всем темам с учетом знаний законов, определений, понятий, правил, формул, теорем и выполнено большинство заданий.
  2. Работают над задачей без контроля учителя.
  3. Выполняют работу консультантов.
  4. Отработаны 80% заданий по алгоритму.
  5. Общая оценка ОУН (слушание, чтение, выполнение домашнего задания, проверка, самоконтроль) – «отлично».
  6. Группа пополняется только через конвертируемую группу.

Формы проверки активности и успешности деятельности каждого учащегося различны, соответствуют демократическим началам в обучении. Тематическая проверка знаний проводится в виде самостоятельной работы. Первая задача в самостоятельной работе, предложенной учащемуся, направлена на проверку знаний умений навыков обязательного обучения, вторая – общего, а третья – продвинутого.

Необходимо перестраивать свое представление о характере учебной деятельности учащихся. Не проверять, что он запомнил или, что получил в процессе решения, а учить его деятельности, учить его на его ошибках, направлять его усилия. Для этого каждый учащийся заводит пакет “Индивидуальный корректор” (ИК), где хранятся задачи, в которых были допущены учащимся ошибки и решенные им подобные задачи, данные учителем или подобранные самостоятельно. На рабочем столе учителя находится картотека индивидуально корректирующих заданий (КИКЗ). В картотеке — конверты с задачами, в которых ученик допустил ошибки. По мере необходимости учитель дает эти задачи учащемуся для проверки остаточных ОУН.Ведь задачи становятся продвижением каждого ученика от его уровня обученности, это дает возможность каждому обучающемуся в меру своих сил и способностей переходить из фундаментальной в конвертируемую группу, а из конвертируемой – в адаптированную.

Для реализации индивидуально-дифференцированного развивающего обучения в 7-9 классахдля контроля ОУН использую индивидуальные карточки. Карточки состоят из одного или более заданий. Задания в этих карточках проверяют умения решать задачи, знание положений теорий. Работа по индивидуальным карточкам (15-20 минут) служит не только гибким контролем – диагностикой, но и выполняет развивающую (обучающую функцию). Основная же цель включения карточек в учебный процесс – оперативное установление обратной связи. При решении таких заданий ученик может задать вопрос учителю по условию и по ходу решения. Полученная информация позволяет учителю сделать вывод о достижении базового уровня каждым учеником класса. Слабому ученику из фундаментальной группы можно оказать помощь в решении задач и усвоении теории, а сильному из адаптированной группы дать возможность продемонстрировать свои знания, увидеть красоту предмета, аргументировать и доказывать каждый этап выполнения задания. Учащиеся из конвертируемой группы также имеют возможность показать свою продвинутость на данном этапе изучения темы.

Итак, системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,видов и способов деятельности, способствуя повышению качества знаний обучающихся.

Список используемой литературы

  • Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).-СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
  • Реализация деятельностного подхода при обучении математике в средней школе. Сборник научно-методических статей под редакцией Г.Н. Васильевой. – Пермь, 2003.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!