logo

Использование педагогического мониторинга и педагогической диагностики как средства становления мастерства педагогов ДОО

Использование педагогического мониторинга и педагогической диагностики как средства становления мастерства педагогов ДОО

Автор: Васильева Юлия Юрьевна,
старший воспитатель
МАДОУ д/с № 90 г. Тюмени

На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным компонентом образовательной системы является оценивание результативности образования по конечным продуктам «полезности» овладения определенным уровнем образованности.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, к современным педагогам в дошкольной организации предъявляются все новые требования [4]. Так с 1 января 2015 года вышел профессиональный стандарт педагога, который призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования [5].

В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает создание системы мониторинга качества образования.

Понятие «мониторинг» рассматривается в ряде сфер: в экономике, социологии и педагогике, что говорит о его достаточно широком применении.

В современной российской педагогике мониторинговые и диагностические исследования становятся частыми явлениями, но их применение в дошкольном учреждении позволяет увидеть объективную картину состояния управляемой системой и изменений, происходящих в ней.

Реформирование современной системы дошкольного образования ориентированного на социальную защиту ребенка от непрофессиональных педагогических воздействий и на повышение качества образовательных услуг, что потребует тщательного анализа, отслеживания качества образования.

Выявить качество образовательных услуг, получить достоверный материал для анализа, оценки и коррекции собственной педагогической деятельности дошкольного учреждения позволяет педагогический мониторинг.

Многие руководители дошкольных организаций имеют смутное представление о педагогическом мониторинге, технологии его применения в своей работе.

Практики часто путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.

П.И. Третьяков рассматривает мониторинг как специфический метод исследования педагогической деятельности и определяет в качестве основной его функции контрольно-диагностическую: «…педагогический мониторинг – метод постоянного исследования, в реализации которого группой исследователей        осуществляется нормативная контрольно-диагностическая деятельность на основе совершенствования ее инструментария, а также его основы – педагогической диагностики» [7, С.132].

Педагогическая диагностика – инструмент мониторинга – понимается как одновременные оперативные изучения и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления, будь то на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя образовательного учреждения.

А.Н. Майоров, Л.Б. Сахарчук, А.В. Сотов в 1992 году впервые дали определение понятию «педагогический мониторинг». По их мнению, под педагогическим мониторингом следует понимать определенную форму, организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую постоянный контроль над состоянием и прогнозированием ее  развития [6, С.113].

Педагогический мониторинг – это постоянное наблюдение за образовательным процессом. Использования мониторинга в образовательном учреждении заключается:

  1. в определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;
  2. в обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;
  3. в осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;
  4. в прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

Решение проблемы качества образования на уровне дошкольного учреждения связано с проектированием и внедрением системы управления качеством образовательного процесса. Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования.

По мнению Э.В. Литвиненко, качество управления образовательным процессом организации характеризует совокупность следующих свойств:

  • экономичность – рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых, людских);
  • надежность и устойчивость, обеспечивающие стабильность управления при различных воздействиях внешней и внутренней среды;
  • оперативность и гибкость – быстрота разрешений организационных проблем;
  • ориентированность в будущее – ориентация на развитие организации;
  • целеустремленность – ориентация на достижение целей организации;
  • стиль и характер – влияние управления на коллектив [7, С.57].

Целью мониторинга качества образования в ДОО является формирование целостного представления о качестве всей образовательной системы.

Качество образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающий, как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов.

Анализ информационной базы мониторинга качества образования показывает, что он обладает специфическими особенностями на этапе сбора и оценки информации. Изучается далеко не вся доступная для получения и систематизации информация, а только та, которая позволяет создать целостную картину качества образования, обеспечиваемого дошкольной организации.

В структуре качества образования можно выделить два вида свойств: интегральных, характеризующих качество как целостность, и простых, соответствующих его составным элементам.

Так к интегральным свойствам, определяющим качество образования в дошкольном учреждении, следует отнести адаптивность, системность, гуманитарно-культурологическую направленность, личностно-деятельностную ориентацию, непрерывность, надежность, функциональность, оптимальность, эффективность и др.

К простым свойствам, к примеру, характеризующим качество содержания образовательного процесса, можно отнести полноту его состава, целостность, вариативность, обобщенность, цикличность и др.

Для изучения и оценки качества образования используется группа показателей, ограниченных по количеству, но в своей совокупности позволяющих исследовать объект мониторинга в полном объеме.

При этом показатель рассматривается как характеристика какого-либо аспекта свойства качества.

Решение проблемы качества образования на уровне дошкольного учреждения связано с проектированием и внедрением системы управления качеством образовательного процесса. Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования.

Таким образом, проблема использования мониторинга и педагогической диагностики в образовательной организации актуальна, так как мониторинг, во-первых, позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; во-вторых, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; в-третьих, осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса; в-четвертых, прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.

Литература

  1. Волкова, В.А. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ [Текст]/В.А. Волкова, М.Б. Соколова// Управление ДОУ. – 2011. – №3. – С.15-22
  2. Верещагина Н.В. Аналитическая справка по итогам мониторинга В ДОУ // Дошкольная академия. – 2012. – №11. – С. 16 – 18.
  3. Лебедева, С.С. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства [Текст]/ С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова. – Санкт-Петербург: «Детство – Пресс», 2011. – С.36-43.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. -32с.
  5. Профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”.
  6. Сафонова, О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении (теоретический аспект) [Текст]/О.А. Сафонова// Управление ДОУ. – 2010. – № 6. – С.8-11.
  7. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам[Текст]/ П.И.Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 240с.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика