logo

Использование инновационных технологий как средства формирования познавательного интереса к иностранному языку

Использование инновационных технологий как средства формирования познавательного интереса к иностранному языку

Автор: Кадомцева Анна Александровна,
студентка 4 курса ФГБОУ ВПО
“Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева”,
г. Саранск, Республика Мордовия

Основной целью обучения английскому языку является развитие и формирование коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению английским языком. Основные задачи преподавателя – создать ситуации для их творческой активности, активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения.

Проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. На сегодняшний день уровни развития познавательных интересов студентов не достигают своей высшей ступени, т. е. большинство из них имеют средний, а часто и низкий уровень развития интереса. В современных условиях, учитывая серьёзную и большую заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно эту возможность использовать в качестве инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Необходимо отметить, что информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования.

В комплексе педагогических условий и средств развития познавательного интереса учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Отбор содержания учебного материала следует производить с учетом интересов учащихся, при этом учитывать его перспективность и актуальность, личностную и практическую значимость для обучающихся.

Для решения задачи развития познавательного интереса учащихся необходимо применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.

Так же познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе обучения иностранному языку, должны сопровождаться эмоциональными переживаниями. Для этого необходимо создание только положительных эмоций. Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувства оказывают регулирующее влияние на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, личностные проявления (интерес, потребности, мотивы). Положительные эмоции закрепляют и ярко окрашивают наиболее удачные и результативные действия.

Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что знания пронизывают все стороны жизни человека и применимы в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми – задача преподавателя. Учащийся учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей отметки. Если обучающийся не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные преподавателем, то он учится по принуждению. И поэтому педагог в своей работе должен находить адаптивные психолого-педагогические аспекты. В этом помогает использование инновационных технологий, которые позволяют повысить познавательный интерес к изучению иностранного языка благодаря не только новизне методики деятельности на уроке, но и возможности регулировать предъявляемые задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. К таким технологиям относятся проектная методика, ролевая игра, дискуссия, нетрадиционные уроки. Они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность учащихся.

Проектная методика дает преподавателю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, творческое развитие, формирование определенных личностных качеств. Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Существует два подхода к использованию проектной методике при обучении иностранным языкам. К первому относится разработка проектов, которая не связанна с материалом учебника: учащиеся знакомятся с областью, городом, местностью, в которой они живут, для того, чтобы рассказать об этом своим зарубежным сверстникам, тем самым, включаясь в социальную среду, разрабатывая проекты прагматические.

Второй – это исследовательские проекты, разработка которых осуществляется параллельно с изучением определенной темы учебника.

Ещё одним из эффективных средств развития познавательного интереса на уроках английского языка являются обучающие игры. Игра – уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, поэтому с ее помощью он будет учиться с удовольствием.

Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует повышению интереса к предмету, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значений. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.

Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр: дидактических, подвижных, творческих и т. п. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений.

Также считается, что довольно интересный метод выбрал преподаватель английского языка А. Ю. Скопинцев в отношении методов повышения познавательного интереса к изучению языка у обучающихся. Это метод переписки русских учащихся с их американскими сверстниками. Помимо интересной информации о культуре, образе жизни, истории, которую получают из первых рук, у ребят появляется возможность практики английского с носителями языка. Перевод письма, написанного грамотным американским учащимся, представляет немалую сложность для наших обучающихся, а это мотивирует их на изучение каких-то конкретных тем. Переписка значительно помогает повысить правильность речи учащихся, так как, читая и переводя письма своих сверстников, они обращают свое внимание на то, что одну и ту же мысль мы часто выражаем по-разному. Она также расширяет запас лексики.

Еще одним стимулом, который повышает интерес учащихся к изучению английского, могут служить встречи и дискуссии с носителями языка. Здесь у обучающихся есть возможность попрактиковаться в устной речи, а также реально оценить уровень своего английского, что подстегивает многих к углублению своих знаний языка. Трудно также переоценить опыт общения учащихся с носителями языка, который они приобретают во время таких дискуссий, преодолевая психологический барьер, возникающий при первом общении с иностранцем.

Итак, в самом общем определении, познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к самому процессу овладения знаниями и ее предметной стороне. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубляться в сущность познаваемого, а не быть на поверхности явлений.

Рассмотрев проблему повышения познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка путем внедрения инновационных технологий, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна, сложна и многогранна. Анализ методической и психолого-педагогической литературы, показывает эффективность и реальность использования инновационных технологий на уроках иностранного языка в целях повышения познавательного интереса обучающихся.

Следует отметить, что инновационные технологии оказывают влияние на интерес учащихся, а развитие познавательного интереса к иностранному языку возможно через применение инновационных технологий.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использования инновационных приемов обучения вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование подобных приемов позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что использование на уроках инновационных технологий способствует активизации интереса к изучению иностранного языка, и совершенствованию знаний и культуры учащихся.

Список использованных источников:

  1. Колкова, М. К. Обучение иностранным языкам/ Метод. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов/ Под. ред. М.К.Колкова. [Текст] – С. – П.:КАРО. – 2003. – 320с. – ISBN 5–89815–230–х
  2. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе. [Текст] – № 2–3. – 2000. – 3–9с.
  3. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/ Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Г.И. Щукина. [Текст] – М.: Просвещение, 1979. – 360с.
  4. Палагутина, М. А. Инновационные технологии обучения иностранным языкам [Текст] / М. А. Палагутина, И. С. Серповская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 156–159.
  5. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: СЛОВО/SLOVO,2000.
  6. Хаимова, Е. М. Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка в средней школе как средство гуманизации образовательного процесса // Английский язык. – 2007. – №13. – с.5
  7. Цетлин, В. С. Реальные ситуации общения на уроке // Иностранные языки в школе. – 2000. – №3. – с.24.
  8. Нестерова, Н. В. Рациональный менеджер издательства «Макмиллион» в УрФО // Иностранные языки в школе. – 2005. – №8. – с.38.
  9. Березникова, Е. Давайте поиграем // Английский язык. – 2008. – №6. – с.10.
  10. Владыко, О. А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2007. – №4. – с.60.
  11. Иванцова, Т. Ю. Игры на английском языке // Иностранные языки в школе. – 2008. – №4. – с.52.
  12. Скопинцев, А. Ю. Как повысить мотивацию школьников изучать английский язык // Английский язык. – 2008. – №22. – с.3.
  13. Белостоцкая, О. А., Александрова А. П., Козаренко, В. А., Сёмин, А. Н. Новая техника запоминания английских слов. М., 2008, – 144с.
  14. Кукушин, В. С. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей/ Под общ. ред. В.С.Кукушина. [Текст] – М.: ИКЦ «Март». – 2004. – 336с. – ISBN 5–241–00145–х.
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика