logo

Использование информационных технологий для занятий с детьми

Использование информационных технологий для занятий с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида

Автор: Шафиев Рим Фяргатович,
учитель информатики
ОГКУ «Школа-интернат для обучающихся 
с ограниченными возможностями здоровья № 18»,
г. Ульяновск, Ульяновская обл.

Преимущества уроков, проводимых с применением компьютерных технологий. 

В последнее время много говорится о внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Компьютер развивает зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, творческие способности. Происходит развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений работать по заданным правилам и требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать свои действия и предвидеть их результаты. Работа за компьютером вырабатывает такие личностные качества ребенка как усидчивость, внимательность, аккуратность, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, повышается самооценка, складывается удовлетворенность как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне. Освоение информационно-коммуникационных технологий также способствует  социальной адаптации к современному информационному миру. Становится неоспоримым утверждение, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни. У них будет сформировано положительное отношение к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.
Адаптация к миру компьютеров не только облегчит ребенку вхождение во взрослую жизнь, но и будет способствовать эффективности обучения с помощью компьютера. Здесь нельзя забывать тот факт, что компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, являясь мощным инструментом повышения его эффективности.

В качестве средства обучения компьютер в первую очередь позволяет усилить мотивацию ученика к познавательной деятельности. Не только новизна работы с компьютером и занимательность, но и возможность регулировать задания по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, которую может получить также из компьютерных программ без участия учителя. Компьютер проверит все ответы, укажет на ошибки, подскажет, как их исправить. Ученики более охотно отвечают компьютеру и не боятся ошибиться. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.  Однако хоть компьютер и обладает огромным потенциалом развивающих и обучающих возможностей, но только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой учитель, какими путями добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает компьютер на ребенка. Признавая, что компьютер — ново-мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом. Грамотно построенный урок вызывает и у отстающих учеников желание заниматься. И здесь компьютер — первый помощник. Метод обучения с использованием компьютерных технологий помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов.

Использование информационных технологий для занятий с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида.

Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров для занятий с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе, только начинается, и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Ребенку становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, что дает ему веру в свои силы. Центральным фундаментом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся коррекционного обучения является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров должно быть уделом всех учеников. Этому способствует тот факт, что по сравнению с прошлым в наше время пользоваться компьютером стало намного проще, для них характерно «дружественное” по отношению к пользователю программное обеспечение с простым меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов.

Применение информационных технологий в работе с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе школы 8 вида, направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формировании личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал. У детей коррекционной школы 8 вида при нарушении сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, речевого развития сохранены слух, зрение, осязание. Поэтому коррекционная деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления и т. п. Использование мультимедийных технологий обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает положительный результат при введении ИКТ.

Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе относят к наглядным средствам обучения. Так как чаще всего используются различные презентации. Эти презентации должны соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных школах, быть доступными. Они составляются с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников, должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом, эстетически оформленными. Презентации не должны быть перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро, нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией; для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками.

Также в последнее время создано большое количество развивающих игр, использование которых в работе с детьми коррекционного обучения дает возможность подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития ученика, а не его возраста. Игры позволяют учиться работать «мышью» в индивидуальном темпе, учат видеть экран монитора, ориентироваться на нем. Их можно также использовать на занятиях по развитию пространственных представлений. Дети охотно и быстро осваивают работу на компьютере. Специальные упражнения способствуют развитию внимания, зрительной памяти, совершенствуют зрительно-моторную координацию, будят комбинаторное творческое мышление. Компьютерная игра повышает привлекательность содержания учебного материала; деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается; у учеников повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Речевое нарушение и недостаточное развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) мешают учащемуся в усвоении программного материала.

Занятия с применением компьютеров очень интересны детям. Они быстро осваивают клавиатуру и мышку, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы за компьютером. Удивляет тот факт, что ученики, с трудом усваивающие принципы сложения, правила написания слов, не говоря уже о более сложных предметах, с легкостью понимают, как открыть нужную программу и работать в ней. Они по интуиции нажимают на нужные клавиши и кнопки.

Ученики легко осваивают графические редакторы, любят набирать и оформлять тексты, работать с тренажерами, играть в развивающие и обучающие игры.

Остается добавить, что бывает сложно детей «оторвать» от компьютера. Но делать это необходимо, т.к. занятия с компьютером могут приводить к утомлению, головокружению, головным болям, появлению зрительного дискомфорта, усталости глаз и т. д. Поэтому нужно четко соблюдать режим работы. Самое большее время, которое я используюна уроке за компьютером — это 10-15 минут в 4 – 5 классах,  20-25 минут в 6 – 9 классах.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!