logo

Интегрированный урок «В поэтической мастерской. Ритм в стихотворной речи»

Интегрированный урок по теме: «В поэтической мастерской. Ритм в стихотворной речи»

Автор: Зеленкова Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лаголовская ООШ»,
Ленинградская обл., дер. Лаголово

Цель и задачи урока:

  • обучающая: познакомить с понятиями речь стихотворная, речь прозаическая, ритм;
  • развивающая: дать понятие стихотворного ритма, показать, как он создается в стихотворении;
  • воспитательная: обогащать и усложнять словарный запас учащихся.

Ход  урока

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! У нас сегодня необычный урок. И называется он необычно.

(Читают название хором с экрана интерактивной доски).

Экран: «В поэтической мастерской».

— Как вы понимаете его название?

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

 (На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).

 —  На уроке музыки вы говорили сегодня о музыкальном ритме, пели, танцевали, отбивали ритм. Что же такое ритм в музыке?

— В музыке он есть. А в литературе? Давайте попробуем ответить на вопрос – какую роль играет ритм в нашей речи.

Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.

  1. Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?

— Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

Экран:

— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма. Мы должны понять, чем стихотворная речь отличается от прозаической.

Какой текст легче выучить: прозаический или стихотворный? Почему?

На уроке музыки вы узнали, ритм в музыкальном произведении играет очень важную роль. Явления ритма окружают нас везде: ритмично бьются наше сердце, ритмично сменяется день и ночь, ритмично маршируете вы на уроках физкультуры.

Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.

В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.

Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике.

(Самостоятельное чтение статьи учебника).

— Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).

— Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.

Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.

(Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).

— К какому жанру относится это произведение? (Марш)

— Воспроизведите ритм марш хлопками.

— А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

  1. Понятие стихотворного ритма.

Экран:

Стихотворный ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке.

(Заучивание определения в парах).

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.

Экран.

На дво-рах и до-мах     (Б-Б-У-Б-Б-У)
Снег ле-жит по-лот-ном     (Б-Б-У-Б-Б-У)
И от солн-ца блес-тит     (Б-Б-У-Б-Б-У)
Раз-но-цвет-ным ог-нем.     (Б-Б-У-Б-Б-У)

— Мы увидели, что стихотворной речи присуще четкое чередование ударных и безударных слогов. Но стихотворная речь особенная – она отличается и четким ритмом и необычайной емкостью.

Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).

— Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.

Экран:

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля.

У-Б-У-Б-Б-Б-У

 У-Б-У-Б-Б-Б-У

— Ритм — важная составляющая стихотворной речи.

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

Поэты чувствуют ритм своего стихотворения. Они и читают его иначе, не так, как артисты. Поэт читает нараспев, он как будто живет в ритме стихотворения. Именно ритм помогает создать определенное настроение. Сравним строчки:

Экран:

Царь с царевною простился,

в путь-дорогу снарядился.

Царевна плыла по реке голубой,

озаряема полной луной.

У-Б-У-Б-Б-Б-У-Б

У-Б-У-Б-Б-Б-У-Б

Б-У-Б-Б-У-Б-Б-У-Б-Б-У

Б-Б-У-Б-Б-У-Б-Б-У

— Какая музыка могла бы сопровождать первый фрагмент? А второй?

Какой танец можно было бы исполнить под музыку, создаваемую при чтении второго фрагмента?

Иногда в ритм стиха вплетается звукопись – рокот грома, шум падающих капель.

Экран:

Тихо дождик плачет,

капая по крыше.

Что же это значит,

если дождик плачет?

У-Б-У-Б-У-Б

 У-Б-Б-Б-У-Б

 У-Б-У-Б-У-Б

У-Б-У-Б-У-Б

Ритм наполняет слова музыкой. Окрашивает стихотворную  речь единым тоном. Сейчас мы увидим, как разные ритмы подчеркивают характер героинь «Сказки о мертвой царевне…» А.С. Пушкина.

  1. — Проведем исследование стихотворного текста.

Экран:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

————————
Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно…

Б-Б-У-Б-Б-Б-У-Б

Б-Б-У-Б-Б-Б-У-Я

У-Б-У-Б-У-Б-У

 

Найдите строчки, в которых поэт описывает царевну.

А как царицу? Какая из героинь добрая, а какая – злая?

Как подчеркивает ритм характер героинь?

Какой ритм в первом отрывке? а во втором?

Вывод: стихотворная речь отличается от прозаической; стихотворная речь основывается на ритме, ритм наполняет слова музыкой, создает определенное настроение.

  1. Самостоятельная работа по исследованию текста.

Приведите примеры разных стихотворных ритмов из «Сказки о мертвой царевне…» А.С. Пушкина.

— Чем же отличается стихотворная речь от прозаической?

—  А теперь  закончите предложения:

— Мне понравилось …

— Я понял, что …

— Я научился …

— Я сегодня работал …

  1. Домашнее задание. Используя текст прозаических сказок и пушкинский текст «Сказки о мертвой царевне…», докажите, что прозаическая и стихотворная речь различаются.


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!