logo

Инновационный проект «Танцующие краски»

Инновационный проект «Танцующие краски»
(факультативный курс по освоению техники живописи на воде — Эбру)

Автор: Городилова Алёна Владимировна,
преподаватель дополнительного образования
МБОУ ДО «Локосовская ДШИ»,
с. п. Локосово, Сургутский район, ХМАО-ЮГРА

Краткая аннотация

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

В последнее время, с развитием интернета переживает свое второе рождение древнейший восточный вид искусства живопись на воде (ЭБРУ). Суть технологии заключается в том, что вначале изображение создается красками на поверхности воды. Затем его можно перевести на другие поверхности – бумагу, ткань, дерево и стекло, керамику.

Проектная программа «Танцующие краски» познакомит обучающихся с техникой живописи на воде, с её историей и возможностями. Программа предназначена для факультативных занятий как  в системе учреждений дополнительного образования, так и в общеобразовательных школах.

Занятия проводятся один раз в неделю в течении одного учебного года. Всего программа рассчитана на 34 учебных часа.

Обоснование

Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жестовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжелевская керамика, хохломская посуда, всё больше входят в наш быт, не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времён.

Помимо духовного богатства, владение обучающимися различными техниками декоративно-прикладного творчества уже является некоторой гарантией для более уверенного взгляда на будущее и может стать средством будущего дохода, т.е. обучающийся,  получивший знания и умения в рамках какого-либо промысла, получает предпрофессиональное образование, которые впоследствии он может развивать или продолжить обучение.

Сегодня очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

В связи с этим внедрение в практику новых техник,  инновационных проектов, основанных на развитии  в личности таких  качеств, которые помогут ему в самоопределении, творческом самовыражении, позволят ему расширить спектр возможностей самореализации.

Освоение конкретного вида искусства (ЭБРУ) расширит число предлагаемых  нашим учреждением знаний и умений.  Рисование на воде, интригующий, загадочный вид живописи, пришедший  из глубины веков, который некоторой степени является мистическим, на мой взгляд, способен заинтересовать детей и подростков.

В процессе выполнения работ в нетрадиционных техниках, за счет взаимодействия с разнообразным материалом,  у обучающихся развивается сенсорная сфера. Происходит развитие наглядно-образного мышления, активизация мыслительной деятельности.   Импровизационный характер этой техники, бесконечное разнообразие декора и колористического решения открывает перед мраморированием широкие перспективы. Перетеканием красок, своеобразными волнистыми контурами достигается неповторимое живописное целое, узоры не повторяются, а разнообразная фактура, смелая ритмизация, возникновение некоего условного пейзажа стимулируют фантазию.

Создается условие для развития мелкой моторики  рук,  координации работы рук и глаза. Во время такой деятельности всегда создаётся ситуация успеха для каждого обучающегося, проявляется его индивидуальность и неповторимость.

Вода имеет свойство успокаивать, снимать напряжение, поэтому этот вид искусства является отдыхом и творчеством в то же время.

Целью  проектной программы «Танцующие краски» является знакомство обучающихся с техникой живописи на воде, освоение основных приемов и возможностей. Расширение кругозора

Задачи проекта:

Обучающие

  • Проведение исследовательской работы об истории возникновения и развития данного вида искусства;
    Изучение возможностей Эбру, области применения в быту и производстве;
    Освоение принципов и этапов Эбру.

Развивающие

  • Развитие навыков передачи настроения через цветовые отношения;
    Развитие воображения, зрительного и слухового восприятия, образного мышления, воображения, моторики рук;
    Развитие у обучающихся различных видов художественного мышления (ассоциативного, абстрактного и образного);
    Развитие навыков работы с различными нетрадиционными материалами.

Воспитательные

  • Воспитание чувства уважения и интерес к истории и культуре народов мира;
    Повысить личностную самооценку ребенка: дать ему почувствовать себя режиссером, художником и исполнителем волшебной сказки;
    Воспитывать чувство радости, сопричастности к уникальному и неповторимому творчеству.

Содержание проектной программы

Программа факультативного курса  «Танцующие краски» разбита на 9 тем, при завершении курса, как итог, необходимо устроить выставку детских работ.

Тема занятия Вид занятия Количество часов
1. Танцующие краски. Техника живописи на воде, материалы и инструменты. Урок-исследование 2
2. История возникновения и развития эбру. Урок-исследование 1
3. Приготовление раствора. 1
4. Создание фона для эбру. Способы создания фона. Цветовые отношения. Перенос рисунка на бумагу. Урок-практикум 4
5. Использование фона эбру на бумаге, как фон живописных работ. Урок-практикум 4
6. Использование фона эбру на бумаге, для декорирования. Урок-практикум 4
7. Способ создания рисунка при помощи шила на основе круга. Урок-практикум 8
8. Перенос рисунка на ткань. Урок-практикум 2
9. Использование эбру для марморирования предметов. Урок-практикум 2
10. Итоговая произвольная работа. Урок-практикум 1
Подведение итогов. Выставка работ. Урок-практикум 1

Содержание тем

Тема 1: Танцующие краски. Техника живописи на воде, материалы и инструменты.

Эбру — это искусство создания изображений на воде. Само слово «эбру» с турецкого примерно так и переводится. Принято считать, что это измененное персидское слово ebri, означающее «облакоподобный». И действительно, некоторые изображения, созданные этим способом, напоминают облака. И столь же неповторимы.

В технике эбру можно создавать изображения, которые напоминают мраморные прожилки. Поэтому само это искусство еще иногда и называют мраморизация (или марморирование).

В эбру краска наносится на поверхность воды. Художник направляет движение краски нужным образом при помощи своего мастерства. Для создания неповторимых узоров и паттернов на воде используются специальные инструменты, приспособления, краски и растворы. Получившаяся на поверхности воды картина переносится на бумагу или ткань.

Чтобы начать рисовать на воде Эбpy потребуются:
— лоток, пластиковый или металлический;
— готовый к применению раствор для рисования Эбpy или порошковый загуститель из натуральных компонентов;
— специальные краски для рисования Эбpy на основе натуральных компонентов;
— кисть или кисти чтобы создавать фоновые рисунки и узоры;
— шило, а лучше несколько с разным диаметром стержня. Это основной инструмент;
— бумага в размер лотка для переноса готового рисунка
— гребни для создания оригинальных фоновых узоров.

Тема 2: История возникновения и развития эбру.

История появления ЭБРУ окутана тайной. Никто точно не может сказать, где именно зародилось древнее искусство рисования на воде, и какую страну – Китай, Японию, Турцию, Индию или Российский Алтай, — можно считать его географической родиной. Сложно даже назвать век, в котором оно зародилось.

Само искусство изготовления мраморной бумаги (Marbling paper) – старинная декоративная техника, появление которой специалисты по истории искусств, связывают с Персией. Считается, что именно там впервые начала использоваться подобная техника мраморной бумаги для оформления книг. Произведения, выполненные подобной техникой, сохранившиеся в Японии, датируются 7 в. — для их изготовления использовалась техника „Suminagashi“ (sue-me-NAH-gah-she). В Европе техника изготовления мраморной бумаги использовалась с 16 в. И особенно была популярной в 18-19 вв. Искусство Эбру передавалось мастерами их ученикам из поколения в поколение.

Искусство обработки бумаги, называемое «Турецким мрамориванием», уникально тем, что позволяет художнику использовать практически любые материалы и способы для выражения сокровенных чувств и мыслей. Высокого уровня эта техника достигла в Европе, и, прежде всего, во Франции в XVII в., здесь декоративная бумага для форзацев и крышек переплетов обрабатывалась мраморированием масляной краской, клейстером с красителями.  Со временем многовековые традиции оформления переплета изменились и внедрились новые техники декора. Во многих странах возникли школы художественной обработки кожи и искусства переплета.
В 60-е годы технические эксперименты на кафедре художественной обработки кожи в Гос. художественном институте Эстонской ССР внесли свежую струю в это искусство. К сожалению, техника мраморирования применялась редко (в недавнем прошлом в мастерской Э. Таска), только теперь ее открывают в новом качестве. Отталкиваясь от техники мраморирования бумаги, ее применяют для украшения кожи, дерева, текстиля, стекла, пластмассы и других материалов.

Тема 3: Приготовление раствора.

Подготовка необходимых компонентов к практической работе.

Приготовление раствора для эбру:

В качестве загустителя используется экстракт растения гевен (лат. Astragalus). Эта горная колючка произрастает в Анатолии, Иране, Пакистане, некоторых районах на Кавказе. В июле растение срезают, чтобы собрать из его стебля смолу. Ее высушивают на солнце. Так получается лепестковая китре. Ранее для получения нужного раствора лепестки нужно было настаивать 2 недели. Теперь можно купить готовый экстракт, уже измельченный в порошок, тогда ждать придется всего 10-12 часов.

  1. Ёмкость (кастрюлю, банку и т.д.) с объемом 2,5-3 литра, налить в нее 2 литра теплой воды.
  2. Медленно засыпать в нее порошковый загуститель непрерывно помешивая.
  3. Помешивать раствор в течении 30 минут. Сухой загуститель должен полностью раствориться в воде, чтобы в итоге вы получили хороший качественный раствор, на котором сможете долго и с удовольствием рисовать.
  4. После этого дайте раствору отстояться в течении 10-12 часов. Лучше сверху чем-нибудь накрыть емкость, чтобы в нее не сыпалась пыль и возможный различный мусор.
  5. Через 12 часов раствор готов. Перед тем, как переливать его в лоток еще раз неспешно (чтобы не образовывать много воздушных пузырьков) перемешать его в течении 10-20 секунд.

Тема 4: Создание фона для эбру. Способы создания фона, инструменты. Цветовые отношения. Перенос рисунка на бумагу.

  1. Для практической работы нужно приготовить:

— лоток с готовым раствором;
— краски для эбру;
— кисти разных размеров;
— бумага, соответствующая размеру лотка;
— шило;
— гребень.

Также потребуется:
— устойчивый стакан с обычной водой для споласкивания кисточек;
— бумажные полотенца или салфетки или туалетная бумага для обтирания шила и кисточек после споласкивания.

  1. Подготовка красок

Для рисования Эбру идеально подходят готовые краски Artdeco. В этом случае вся подготовка красок заключается просто в их интенсивном взбалтывании перед каждым использованием, чтобы пигмент оседающий на дно флакончиков хорошо перемешался с другими компонентами. Флакончики с краской как правило имеют объем 30 мл, сделаны из пластика и в крышке содержат пипетку, что удобно для экономного использования красок. Смешивая их друг с другом можно получить еще большее количество цветов и оттенков.

Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются только натуральные компоненты. Краски не имеют запаха и безопасны при использовании по назначению.
Будет удобнее всего разлить краску по одноразовым пластиковым стаканчикам. Перед этим хорошо взболтать флакончик с краской.

  1. Рисование фона.

Как правило основные рисунки выполняются на предварительно нарисованном фоне. Для чего он необходим?
Фон удерживает краску, которая наносится шилом сверху и не дает очень сильно «раскрываться» краскам на поверхности воды.

Вся философия эбру исходит из создания на поверхности воды круга, а затем с помощью его деформации уже происходит создание неповторимых образов, удивительных по красоте рисунков, узоров и т.д.

В том случае, если вы будете это делать на «чистой» воде — без фона, то при каждом касании воды кончиком шила на поверхности будет образовываться круг и широко «раскрываться». Контролировать нужный диаметр круга будет достаточно тяжело.

Рисовать имея фон — проще, а конечный результат получается ярче и красивее.

Для создания фона  потребуются кисти разного размера.
Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы. Однако в работе можно использовать кисти проще и дешевле.

После создания фона с помощью кистей  можно оставить его как есть и приступить к рисованию основного рисунка. Однако с помощью некоторых приспособлений (шило, гребни) можно сделать фон особенно эффектным.

  1. Перенос рисунка на бумагу.

Тема 5: Использование фона эбру на бумаге, как фон живописных работ.

Готовые  эбру, сделанные на прошлом занятии, используются как фон для рисования обычным способом.

танцующие краски 01  танцующие краски 02

Отталкиваясь от цветовых отношений и характера движений фона, нужно дорисовать рисунок обычным способом. При помощи гуаши подчеркнуть более выгодные элементы фона, акцентируя на них внимание, создать композиционный цент рисунка. Или использовать как готовый абстрактный фон для композиции.

Тема 6: Использование фона эбру на бумаге, для декорирования.

Готовые фоны эбру можно использовать как средство для дизайнерского решения при декорировании. Например, использовать как оригинальную обложку для книг, ежедневников, для оформления подарочной упаковки, открыток, фоторамок и. д.

Используя готовый фон эбру и шаблон развёртки коробочки изготовить упаковку для  подарка. Для изготовления дизайнерской упаковки потребуется: готовый фон эбру, картон, линейка, карандаш, клей, атласные ленты, длиной 1 метр.

Тема 7: Способ создания рисунка при помощи шила на основе круга.

Любой узор в эбру начинается с круга: именно такую форму обретают цветные капли, стекая с шила на жидкую поверхность. Каждая капля краски, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности китре так, чтобы получались нужные формы. Таким можно даже писать портреты.  Стоит потянуть за четыре противоположных конца круга шилом и получится цветок. Также просто сделать силуэт листика или другие абстрактные узоры. Нужно учитывать, что краски в эбру не смешиваются, а раздвигают друг друга. Чем дольше держишь шило с краской на воде, тем больше получается круг. Непросто рассчитать, как поведет себя краска на воде, оттого интереснее процесс. Ведь в создании картины участвует не только человек, но и вода. Из-за строптивого характера стихии невозможно предугадать финальный результат. Рисунок одного автора невозможно повторить другому.

Тема 8: Перенос рисунка эбру на ткань.

Очень много возможностей дизайнерам открывает эбру  способность переноса на ткань. Как результат, это может быть эксклюзивный шарф, платок или элемент декора в интерьере.

Ткань накладывается на поверхность рисунка и воды. Очень важно, чтобы ткань была натянута перед тем, как ее положат на воду.  Один из самых простых вариантов, это использовать пяльцы. Можно  попробовать взять и другие подручные материалы. Даже обыкновенный картон поможет вам. Главное, чтобы поверхность вашей ткани, которая будет лежать  на воде, была гладкая без замятостей и загибов.  После того, как вы вынете изделие из воды, просушите его. И закрепить  краски, проглаживая каждый сантиметр своего рисунка. Если  делаете шелковый платок или футболку,  нужно обязательно  постирать ее, перед тем как надеть на себя новое, сделанное своими  руками, с элементами Эбру, изделие.

Тема 9: Использование эбру для марморирования предметов.

Искусство живописи на воде ещё уникально тем, что им можно украсить абсолютно любой предмет. Рисунок с поверхности воды можно перенести на поверхность любой фактуры: керамика, стекло, пластик и т.д.

Использование эбру для марморирования предметов.  Декорируемый предмет на несколько секунд, прислоняют к поверхности воды, и поверхность предмета перенимает узор.

Для освоения этой темы можно взять небольшие предметы, например пластиковые украшения, стеклянная или фарфоровая посуда и т.д. (Очень наглядный и яркий вариант, это марморирование пасхальных яиц, особенно, если занятие проходит перед пасхой). Возможна доработка контуром или дополнительное декорирование.

Тема 10: Итоговая произвольная работа.

Итоговая работа, как закрепление освоения техники живописи на воде. Обучающийся должен показать в своей работе все навыки, полученные в процессе изучения факультативного курса «Танцующие краски». По желанию рисунок переносится на любую поверхность.

Тема 11: Подведение итогов. Выставка работ.

На последнем занятии можно предложить детям рассказать о своих впечатлениях, о новой освоенной технике. Устроить выставку детских работ.

Материально-технические ресурсы

Для создания ЭБРУ используются только натуральные материалы.  Вода, используемая при создании рисунков  Эбру,  должна обладать определенной плотностью, для того чтобы краски не растворялись, а держались на её  поверхности, создавая причудливые узоры. Необходимую вязкость воде придает китре — вещество, которое получают из стебля колючки Гевен (лат. Astragalus),  произрастающей на юге и юго-востоке Турции.  Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы. Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности китре так, чтобы получались нужные формы. Таким можно даже писать портреты. Вместо шила вполне подойдут спицы, иголки, бамбуковые шпажки и т.п. Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона. Для создания эбру используются специальные краски, которые включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь.

Для занятий необходимо иметь просторную, светлую аудиторию с удобными столами, желательно оснащенный ПК (доступ в интернет), интерактивной доской.  Необходима магнитная доска для демонстрационного материала.  

Методы

При реализации проектной программы используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, видеометоды (демонстрация мастер-классов, презентаций), исследовательские.

 Ожидаемые результаты

К окончанию факультативного курса обучающиеся должны знать:

  1. Историческую и национальную принадлежность техники живописи на воде.
  2. Правила ТБ при использовании инструментов.
  3. Процесс приготовления раствора.
  4. Принципы рисования на воде.

уметь:

  1. Пользоваться инструментами материалами, необходимыми при создании эбру;
  2. Подбирать гармоничные сочетания цветов;
  3. Использовать технику для декорирования любых поверхностей;

Целевая аудитория

Для реализации проекта «Танцующие краски» предполагается формирование группы от 10-12 человек. Возраст обучающихся 10-15 лет.

Перспективы дальнейшего развития проекта
Литература

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=5Ud8LcAX0Hc
  2. http://artebru.livejournal.com/tag/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0
  3. ru›Про_Искусство›post234737999
  4. http://irc.lv/video?id=pafU7bRQfWIU
  5. http://irc.lv/video?id=PdplloWKbkv1
  6. http://preo.ru/novosti/risovanie-na-vode-drevnejshee-iskusstvo-ebru/

 



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!