logo

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Автор: Белозерская Клавдия Андреевна,
воспитатель МАДОУ д/с № 90 г. Тюмени

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребёнку, и считается его уникальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка, развивает фантазию, изобретательность.

Основное внимание при организации ручного труда уделяется развитию у детей наблюдательности, любознательности, сообразительности, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребности в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям.

В игровой деятельности дети создают необходимые для игры предметы из бумаги и других материалов. В работе используют квадратный или прямоугольный лист, путем его складывания и надрезания, дети овладевают умением создавать разные предметы: (корзинка, коробочка, зонтик).

В старшем возрасте дети учатся мастерить более сложные игрушки оригами. Дети осваивают способы складывания квадратного листа по диагонали и загибания противоположных сторон к получившемуся сгибу.

Получившиеся игрушки-зверушки можно раскрасить, нарисовать глазки, ротик наклеить перья или гребешок, они обыгрываются в игре, а дети учатся для них создавать роль героя для театра. Игрушка собирается по последовательному показу взрослого, а впоследствии собирается ребёнком по памяти. Для полного запоминания ребёнком последовательности сборки игрушки необходимо осуществить показ игрушки несколько раз, можно готовую игрушку  разобрать и собрать самостоятельно или сделать это вместе с ребёнком.

Работа с цветной бумагой и клеем – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Одно из условий творческой активности детей – свободный доступ к материалам и инструментам. Поэтому в уголке самостоятельной художественно-трудовой деятельности для работы дети всегда могут найти клей, ножницы, цветную бумагу, цветные полоски. С возрастом задания для детей усложняются.

Работа с полоской бумаги позволяет:

  1. Способствовать развитию мелкой моторики.
  2. Учится правильному восприятию трудовых процессов.
  3. Овладевать последовательностью трудовых процессов от простых к сложным.
  4. Дети учатся способам создания и преобразования предметов.
  5. Появляется возможность преодолеть неуверенность и страх перед незнакомым делом.
  6. Удается воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам, как к результатам своего труда и труда взрослых.

Используем в своей работе цветную бумагу и для ксерокса, окрашенную с двух сторон.   У детей появилась уверенность в работе с ножницами, клеем. Дети научились самостоятельно подбирать полоски, делить полоску на части для своих поделок по размеру, цвету и оттенку. В цепочках, гирляндах, цветах и других коллективных работах закрепляются приобретённые навыки и умения. Дети постоянно видят пользу своего труда.

Начинать работу можно с самого простого — баранки для смешариков.
Объяснить ход работы: чтобы создать баранку, надо соединить концы полоски. Но как только я отпущу один конец полоски, баранка снова станет полоской. Попробуем склеить концы полоски. Намажем один конец полоски клеем и соединим с другим концом полоски. Эту баранку дети могут представить и в виде колеса, колечка или солнышка, добавив лучики-полоски. Создавая поделку, для выразительности можно рассказать какую-нибудь ситуацию, в которой могут оказаться и сами дети: (Завтра у вашей бабушки день рождения. Как вы думаете, что мы можем подарить бабушке. Конечно же, цветы). Дети договариваются, учатся делать цветы из снежинок, а если цветы склеить вместе, получится большой, красивый цветок. У каждого цветка посередине добавляют кружок. Готовые цветы наклеивают в одну нарисованную на листе корзину.

«Грибной дождь» — объяснить детям, на землю падает много капелек. Их можно склеить из голубой бумаги. А чтобы детям было понятно, как это сделать, можно показать это руками, как они будут склеивать концы полосок: «вытяните руки вперёд ладонями вниз. Пальцы правой руки положите на пальцы левой. Попробуйте сложить таким же образом концы полоски. Получилась капелька. Чтобы капелька снова не стала полоской, её склеим клеем». Лучше взять клей-карандаш.

При создании снежинки полоски склеить крестиком, поочередно склеивая лучики снежинки, образуя круглую форму. Это могут быть и снежный комочек, воздушный шарик, ёлочный шарик.

Накануне праздника в группе появляются новые поделки, которыми можно украсить группу, сделать подарок для родителей, для друзей (цветы, шарики, цепочки). Часто ребята самостоятельно придумывают поделку или составляют её из уже знакомых  отдельных элементов («капельки», «снежинки»).

Дети с удовольствием объясняют последовательность своих действий, делятся своими полученными поделками, дают им названия и обыгрывают в игре (паучок, краб, снежинка и т.д.) Действия с полосками способствуют восприятию простых трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, мелкой моторики, связной речи.

В дидактической игре «Продолжи узор» закрепляются навыки декоративного конструирования, можно использовать поделку – «корону из крестиков», чередуя полоски бумаги по цвету.

В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является с одной стороны – окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. Следовательно, детям надо дать разнообразные впечатления, предоставить возможность хорошо рассмотреть предмет, который можно затем сделать самим.

Для создания общих композиций своими руками, дети могут объединяться в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например «Ёлка для зверей» дети изготавливают игрушки, договариваясь заранее кто, что будет делать.

Занятия ручным трудом связывается с игрой через игрушку, сделанной своими руками. Изображая своих любимых мишек, зайчиков, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и в игре с ними. А это в свою очередь вызывает стремление лучше изобразить свою поделку.

Создавая ёлочные игрушки для украшения ёлки в группе, дети ощущают причастность к общему делу, испытывают радость от того, что сами украсили свою группу, ёлку. Это могут быть и медвежонок, лисичка, Чебурашка, снеговик, котик, петушок – собранные по одному образцу, добавляя лишь отдельные элементы для выразительности образа. У детей появилось желание мастерить игрушки своими руками.

В театрализованной деятельности по сказке С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно изготовить мышку из 4 полосок, 1 полоска делится пополам, и склеиваем два кольца — это ушки. Оформить мышку, сделать её более выразительной можно добавив хвостик, глазки.

Для сюжетно-ролевой игры «Магазин ёлочных игрушек» дети приготовили ёлочные шары, используя разноцветные полоски, получили огромное удовольствие от своей работы.

Для подвижной игры «Наседка и цыплята» — приготовили жёлтые комочки, добавили отдельные характерные детали (клюв, гребешок) для определённого образа.

До начала работы с полосками полезно выполнить пальчиковые игры:

«Идём в гости»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Песенки, загадки, стихи делают деятельность детей более интересной, эмоциональной. Занимаясь плоскостным моделированием петушка, петушка из полоски бумаги вспомнили потешки, песенки, загадки.

Одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются разнообразные выставки. Осенью дети были участниками выставки «Природа и фантазия», где делали игрушки из природного материала.

В группе провели мастер-класс с родителями по изготовлению ёлочных, новогодних игрушек «Мастерская Дедушки Мороза». Накануне нового года в детском саду проводится конкурс по изготовлению ёлочных игрушек, в котором принимают участие родители и дети. Такие выставки радуют и детей и родителей.

Разнообразие приёмов организации и проведения занятий, игры и игровые ситуации позволяет развивать у дошкольников творческую активность, сформировать увлечённость миром изобразительного искусства на всю жизнь.



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!