logo

Ходьба на лыжах для развития двигательных способностей дошкольников в семье

Ходьба на лыжах для развития двигательных способностей дошкольников в семье

Автор: Сюркаева Елена Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 247, 
г. Красноярск, Красноярский край

Современные дошкольники в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией. Это связано с тем, что в последние десятилетия изменилась действительность, окружающая детей. С развитием современных технологий: дети подолгу просиживают за монитором, играя в компьютерные игры, просматривают в огромном количестве телепередачи и как следствие не умеют или не хотят общаться со сверстниками.

На смену увлекательным коллективным, дворовым играм пришли компьютерные. На практике мы убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка.  Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок. Таким образом, двигательная активность детей заметно снижается.  Большие изменения в условиях дефицита движений (гиподинамии) происходят в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, а также в опорно-двигательном аппарате. Наблюдения ученых показали, что длительная гиподинамия вызывает ослабление мышц, увеличивает количество жировой ткани, снижает выносливость.

Современный темп жизни подразумевает нехватку времени на совместные досуги родителей с детьми, на общение с близкими. Зачастую родителям, что бы заработать денег приходится много работать, а на детей совсем не остаётся времени. Родители перекладывают всю ответственность за воспитание и развитие ребёнка на ДОО. Создание благоприятных педагогических условий для развития двигательных способностей детей в рамках только ДОО не является достаточно эффективной мерой. Часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, поэтому на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Для того чтобы совместная работа была плодотворной и реально способствовала физическому воспитанию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия работников ДОО и семей воспитанников.

Поэтому мы пришли к идее создания программы развитие двигательных способностей дошкольников в условиях семейного воспитания, которая сблизит детей и родителей по средством совместного обучения ходьбе на лыжах.

Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца и легких. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки ребенка. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все группы мышц и особенно мышцы спины.

Под влиянием занятий по лыжной подготовке происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метание). Благодаря регулярным занятиям на лыжах уменьшаются и простудные заболевания у детей. Лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.

Взаимодействие с семьями осуществлялось посредством разных форм работы, среди которых: родительские собрания с приглашением специалистов, наглядная информация в родительском уголке, развлечения и спортивные праздники с детьми и родителями, семейные эстафеты, оформление стенгазет, индивидуальные беседы и консультации по вопросам развития двигательной активности.

Прежде всего, была начата работа с анкетирования родителей. Необходимо было узнать, какой информацией о двигательной активности детей владеют родители. Была разработана программа развития двигательных способностей в условиях семейного воспитания «Родители и дети не стоят на месте, а скользят на лыжах вместе». Целью программы является активизация родителей для укрепления здоровья своего ребёнка через развитие двигательной деятельности, путём обучения новым навыкам и умениям: ходить на лыжах. Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной ходьбе на лыжах (обучение ступающему шагу, скользящему шагу, попеременному двухшажному ходу, подъёмам и спускам).

Важными задачами программы является воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, силы и др.), развитие двигательных способностей, координации движений, функции статического и динамического равновесия, умения ориентироваться в пространстве, формирование способности к самоконтролю за качеством выполняемых движений. В программе предлагается использование следующей последовательности освоения двигательных умений, которая при минимальных затратах времени, с учётом готовности детей, приведет к конечному результату (обучение скользящему шагу, ступающему шагу, обучению ходьбе с палками, обучению подъемам и спускам, торможению). Важное место в процессе обучения занимает готовность детей к обучению. Обучают детей ходьбе на лыжах в свободные от физкультурных занятий в детском саду дни, но не реже двух раз в неделю. Занятия следует начинать с  15-20 мин, увеличивая продолжительность до 35 мин.

Был определен уровень физической подготовленности детей в экспериментальной и контрольной  группах до внедрения программы и после. Физическая подготовленность детей оценивалась через показатели развития физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости, посредством тестирования. Для этого были выбраны следующие тесты: 1) Прыжок в длину с места, 2) Бег 30 м  с высокого старта, 3) Метание мяча на дальность, 4) Непрерывный бег на 300 метров в равномерном темпе, 5) Сгибание и разгибание рук, 6) Наклоны вперед с измерением его глубины.

Так, в начале года показатель физической подготовленности детей в контрольной и экспериментальной группах не значительно отличался.

После внедрения программы средний показатель физической подготовленности детей стал больше, особенно в экспериментальной группе.

Средние темпы прироста также увеличились в обеих группах, но в экспериментальной больше.

Сравнение средних темпов прироста контрольной и экспериментальной групп

Тесты Темпы прироста %
Контрольная группа Экспериментальная группа
1 Прыжок в длину с места: 6,2 7,5
2 Бег  30 м с высокого старта 7,9 9,3
3 Метание мяча на дальность 5,4 7,1
4 Непрерывный бег на 300 метров 5,2 7
5 Сгибание и разгибание рук 15,3 36,4
6 Наклоны вперед с измерением его глубины 5,9 8,2

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент показал, что предложенная экспериментальная программа позволила увеличить все показатели физической подготовленности детей в экспериментальной группе. При этом темпы прироста в экспериментальной группы значительно выше, чем в контрольной.

Оценивались темпы прироста физических качеств за период эксперимента по методике В.И. Усакова. Так, по обобщённым данным темпы прироста всех физических качеств за период эксперимента составили: в экспериментальной группе – 12,8%; в контрольной – 7,8%.

Таким образом, у детей экспериментальной группы произошли большие сдвиги в показателях развития физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости не только за счет естественного прироста, но и за счет целенаправленной системы физических упражнений, а именно, обучения родителями детей ходьбе на лыжах. Так дошкольное учреждение, осуществляя задачи физического воспитания дошкольников совместно с семьей, достигли более высоких результатов в физическом развитии и повышения двигательной активности детей, что является непременным залогом крепкого здоровья ребёнка.

Взаимодействие детского сада и семьи стало более тесным; родители являются активными участниками не только различных мероприятий, но и союзниками детского сада в  воспитании и оздоровлении детей.

Библиография

  1. ܰВܰаܰвܰиܰлоܰвܰа Е.ܰН. Иссܰлеܰдоܰвܰаܰнܰие сܰреܰдстܰв и метоܰдоܰв восܰпܰитܰаܰнܰиܰя дܰвܰиܰгܰатеܰлܰьܰнܰых кܰачестܰв у детеܰй доܰшܰкоܰлܰьܰноܰго возܰрܰастܰа. – М.: Пܰросܰвеܰщеܰнܰие, 1991. – 65 с.
  2. ܰДܰвоܰрܰкܰиܰнܰа Н.ܰИ., Тܰрофܰиܰмоܰвܰа О.С. Иܰнтеܰгܰрܰатܰиܰвܰное рܰазܰвܰитܰие фܰизܰичесܰкܰих и иܰнтеܰлܰлеܰктуܰаܰлܰьܰнܰых сܰпособܰностеܰй доܰшܰкоܰлܰьܰнܰиܰкоܰв поܰдܰготоܰвܰитеܰлܰьܰноܰй гܰруܰпܰпܰы // Фܰизܰичесܰкܰаܰя куܰлܰьтуܰрܰа: восܰпܰитܰаܰнܰие, обܰрܰазоܰвܰаܰнܰие, тܰреܰнܰиܰроܰвܰкܰа. 2008. № 6. С. 28-31.
  3. Усаков В.И. Педагогический контроль в физическом воспитании дошкольников: учебное пособие/Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2011. -84с.
  4. Усаков В.И.Первые шаги к физическому совершенству: Книга для воспитателей и, гувернёров, родителей. – Красноярск: Издательство КГПИ, 1993.-96с.

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика