logo

Гуманистическая или социальная педагогика (перевод фрагмента статьи)

Авторы: Mare Leino, Sari Mullola,

Social Work Institute, Tallinn University, Tallinn, Estonia

В латыни слово “socialis” имеет значение “быть дружелюбным”, а также “социальным”. Когда мы говорим, что человек дружелюбен, это имеет социальный смысл: он дружелюбен по отношению к кому-либо. Одним из решений школьных проблем (или способом предотвращения их возникновения) может быть сочетание социальной и академической педагогики. Если некоторые внеучебные аспекты (например, темперамент, личные особенности учеников, стиль обучения и т. д.) будет учитываться в обучении, снизится уровень неравенства. Именно поэтому гуманистическое образование так важно для всего общества.

Исторически школа выполняет несколько дополнительных социальных функций помимо приобщения к знаниями. После того, как детский труд был запрещен во многих странах в XIX веке, родителям пришлось больше работать, чтобы компенсировать потери, связанные с тем, что их дети перестали работать. Они работали дольше, а дети оставались без присмотра. Создание сети школ помогло решить проблему нежелательного побочного продукта промышленной революции: возможной преступной деятельности несовершеннолетней бродячей молодежи. Таким образом, эффект школьного образования в те времена был явно гуманистическим: новое образованное поколение с академическими знаниями сформировало поколение более эффективных фабричных рабочих, чем поколение без образования.

Когда в 19-20 веке власть Церкви уменьшилась, школе пришлось взять на себя задачу социализации нового поколения. В некоторых языках (например, эстонском) для учителя и викария используется одно и то же слово (учитель). Это признак высоких гуманистических ожиданий общества от обеих профессий —особенно в контексте дисциплины, охраны и социализации.
Моральные ценности находятся под угрозой на уровне систем образования, школ и отдельных учителей. С гуманистической точки зрения социальные изменения невозможны без сильных и критичных людей. Для образования это означает, что обучение-это не технично-инструментальная рациональность, а развитие идентичности через рефлексию и диалог в социальном контексте; это нравственно социальный конструктивизм.

Во многих странах, кроме слова “педагогика”, используется и “социальная педагогика”. Эффективное образование всегда является видом социального, а гуманистическая социализация (в основном) образовательная. Согласно Пинкеру, сила определения состоит в том, что оно выходит за рамки особенностей опыта. Педагогическая деятельность по предотвращению социальной изоляции и поощрению активной гражданской позиции тесно связаны. Именно здесь академическая педагогика встречается с гуманистической социальной педагогикой. Превентивная толерантность в контексте темпераментно-сознательного воспитания (т. е. принятие темпераментного фона поведения в рамках дидактических, педагогических и практических знаний педагогов как в процессе регулярной педагогической подготовки, так и в процессе повседневного школьного обучения) дает результат активной социализации. Поскольку просоциальное обучение позволяет избежать больших проблем, эмоции никогда не следует недооценивать. Левин уже много десятилетий назад писал, что воспринимаемая, когнитивно интерпретируемая ситуация-это та, которая связана с поведением, а не с внешней, объективно манипулируемой ситуацией, чувства (наряду с эмоциями, из которых они исходят) служат внутренними проводниками и помогают нам общаться с другими сигналами, которые также могут направлять их. Чувства не являются ни неосязаемыми, ни неуловимыми. Вопреки традиционному научному мнению, чувства так же познаваемы, как и другие представления. Они являются результатом самого любопытного физиологического устройства, которое превратило мозг в пленника тела.

Знание о когнитивном потенциале чувств должно быть частью темпераментно-сознательной педагогики: эмоциональный эффект гуманистического образования не менее важен, чем академический. Если чувства способствуют познанию, то академические оценки имеют эмоциональный выход – ”обычная” педагогика оказывает социальное влияние через психологию (через самооценку студента).

Более того, если примерно 1/3 содержания оценок зависит от субъективного впечатления учителя, то ситуацию нельзя рассматривать как гуманистическую. Недавние исследования показали, что приятные ученики получают хорошие оценки легче, по сравнению с детьми с ”плохим” темпераментом (т. е. неуместным и/или нежелательным темпераментом в школьном контексте) (Mullola, 2012). Это как игра силы: учитель решает, кому нужна реабилитация, а кому нет. Преподавание субординации является одним из видов деятельности в школе. Все, что делает (или не делает) учитель, имеет социальное влияние, даже если кажется академическим. Для минимизации субъектности в контексте оценок гуманистический учитель должен быть своего рода социальным педагогом (со знанием темпераментно-сознательного обучения).

 

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика