logo

Формы оценки школьной успешности в рамках реализации ФГОС на примере внеурочной деятельности

Формы оценки школьной успешности в рамках реализации ФГОС на примере внеурочной деятельности

Автор: Генчу Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ “Школа № 30”,
г. Балашиха, Московская область  

Сегодня всё большее признание получает утверждение о том, что в основе школьной успешности лежит не только овладение узко предметными знаниями и навыками, но и способность принимать самостоятельные нестандартные решения, умение творчески мыслить, стремление к здоровому образу жизни.

Хотелось бы подробнее остановиться на форме оценки школьной успешности в рамках реализации ФГОС на примере внеурочной деятельности (начальная школа) в средней общеобразовательной школе № 30.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении, реализующем стандарт нового поколения. В нашей школе обучающимся предоставлена возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию универсальных учебных действий.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность школы №30 организуется по следующим направлениям:

  • спортивно-оздоровительное направление реализуется в программах «Планета здоровья», «Подвижные игры».

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие. Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, получение теоретических и практических знаний о здоровье.

Особое место здесь занимает  программа «Разговор о правильном питании». Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность.

Формы реализации этого направления различны и многообразны. Это различные игры, спортивные соревнования, эстафеты. Стало доброй традицией ежегодное проведение в начальной школе «Зарнички», посвященной Дню защитника Отечества.

  • общекультурное (эстетическое и экологическое) направление представлено программами «Искусство сцены», «Хореография»,  целью которых является раскрытие способностей обучающихся в области творчества. По этому направлению педагоги нашей школы осуществляют свою работу в организации   мини-спектаклей, отчетных концертов и праздничных мероприятий.

Программа «Мир лекарственных растений» направлена на развитие и углубление экологического воспитания младших школьников, а также на формирование бережного отношения к окружающей природе. Формы деятельности самые разнообразные – это и викторины, и проектная деятельность (экологические сказки), и, уже ставшая традицией, работа  на пришкольном участке по озеленению клумб. Этот вид деятельности поддерживает активный интерес детей к окружающему миру и удовлетворяет детскую любознательность.

  • социальное направление реализуется в программе «Все цвета, кроме черного» и направлено на формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе и предупреждении вредных привычек.

Форма реализации данного направления в нашей школе разная: творческие проекты, участие в различных викторинах, флэш-мобах, социальных акциях.

  •  интеллектуальное направление – это, конечно, программа «Юные умники и умницы».

В этой программе  разработана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников, включающих в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. Именно это направление внеурочной деятельности тесно переплетается с учебной деятельностью и, зачастую, неразрывно связано с ним.

  • духовно-нравственное направление представлено программами «Духовно-нравственная культура народов России» и « Край, в котором я живу», целью которых является приобщение младших школьников к истокам родной культуры, развитии системы духовно-нравственных ценностей внутреннего и внешнего мира ребенка.  В 4 классе это направление четко прослеживается в курсе ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики), которое формирует основы российской гражданской идентичности младших школьников, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Формы реализации данного направления, пожалуй, самые разнообразные: экскурсии, конференции, проектная деятельность, творческие конкурсы, выставки, патриотические фестивали.

Еще совсем недавно наша страна отмечала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и в нашей школе проходила акция «Мы помним!». Это мероприятие охватило всю школу, и даже самые маленькие учащиеся не остались в стороне. Младшие школьники участвовали в различных литературно-творческих конкурсах («Мы о войне стихами говорим»), выставках («Была война великая»), коллективных проектах (создание «Книги памяти»), патриотических акциях.

Надо отметить, что наша внеурочная деятельность выходит за рамки школы. У нас установились прочные и дружеские отношения с Центром творческого развития и гуманитарного образования «Истоки», МБОУ ЦДОД «Созвездие», МАУК «Центр искусств и ремесел».

Итак, школьная успешность – это еще и грамотная, хорошо продуманная внеурочная деятельность в школе. Планируя внеурочную деятельность, педагог обязан предвидеть, к какому  результату должен прийти учащийся.

В сфере личностных универсальных учебных действий:

  • установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступков;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности деятельности;
  • внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, внеурочной деятельности;
  •  ориентации на содержательные моменты этой  деятельности и принятия образца «успешного участника»;
  •  ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  •  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внеурочном плане;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;
  • вносить необходимые коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

В сфере познавательных универсальных учебных действий:

  • осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации,
  • организация  информации в виде списков, таблиц, графиков, диаграмм, презентаций.

Самым результативным, оказалось, формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность.

Безусловно, внеурочная деятельность – безотметочная. Для фиксирования и накопления индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности, в том числе и внеурочной, у каждого ученика начальной школы есть Портфель достижений или «Портфолио». Здесь собираются благодарности, грамоты и дипломы, полученные учащимся на школьных мероприятиях, муниципальных  и региональных конкурсах, всероссийского и международного уровня олимпиадах и викторинах. Не это ли оценка школьной успешности во внеурочной деятельности?

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика