logo

Формирование жизненных компетенций в условиях школы-интерната посредством социально-бытовых и культурно-гигиенических навыков

Формирование жизненных компетенций в условиях школы-интерната посредством социально-бытовых и культурно-гигиенических навыков

Автор: Климова Елена Борисовна,
воспитатель ГКОУ «Золинская специальная
(коррекционная) школа-интернат»,
с. Золино, Нижегородская обл.

В «Педагогическом словаре Академии педагогических наук РСФСР» самообслуживание характеризуется как вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищами, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей.

В «Дефектологическом словаре» под редакцией Т.А. Власовой самообслуживание – это первоначальная ступень трудового воспитания. Самообслуживание в специальных школах-интернатах вводится с 1 года обучения и состоит из следующих видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места (1-2 кл.) дежурство по уборке классов, спальни, коридоров, столовой. Ребенка необходимо не только научить правильно выполнять все действия связанные с самообслуживанием, но и выработать у него привычку к самообслуживанию.

Л.В. Мардаков в «Словаре по специальной педагогике» и в «Понятийно-терминологическом словаре логопеда» под редакцией В.И. Селиверстова отмечается, что самообслуживание – это система ЗУНов, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личное вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим и бытовым нормам; первый этап трудового воспитания ребенка.

В «Дефектологическом словаре» под редакцией А.И. Дьячкова самообслуживание характеризуется как первоначальная степень трудового воспитания.

Простейшие навыки самообслуживания дети приобретают еще в дошкольном возрасте. Как только ребенок начинает ходить, необходимо постепенно вырабатывать у него привычку самостоятельно одеваться, умываться, убирать свои игрушки и т.д. В специальных школах преодоление существенных недостатков развития, коррекция и компенсация отклонений развития аномальных детей начинаются с привития им первичных навыков самообслуживания. Самообслуживание в специальных школах-интернатах вводится с первого года обучения, что облегчает формирование навыков самообслуживания и состоит из следующих видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места, дежурство по уборке класса, спальни, коридора, столовой. Следует научить ребенка не только правильно выполнять определенные действия, связанные с самообслуживанием, но данные действия должны перейти в привычку.

С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школе-интернате организована работа по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, работа по благоустройству территории и помещений школы. Задачи данного направления: практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду. Особое внимание уделяется формированию навыков ухода за одеждой, телом, постелью, обувью, поддержанию чистоты и порядка в классах, спальнях, столовой.

— Сельскохозяйственные работы. На территории школы имеется земля, на которой расположен огород и цветники. В весенний — осенний период каждодневный труд на пришкольном участке помогает научить ребят элементарным навыкам работы на земле, дети видят результаты своего труда. Воспитанники, овладевающие большим количеством приёмов труда, могу лучше спланировать работу по сравнению с теми, которые не имеют такого запаса приёмов. Таким образом, овладение приёмами сельскохозяйственного труда является не только средством расширения трудового опыта детей с ограниченными возможностями здоровья, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности. За каждой группой закреплён собственный объект работ: уборка школьной территории, уход за огородными культурами, разбивка цветников, изготовление декоративной изгороди и т.д.

Успех в профессиональной деятельности, активности в общественной жизни зависит от уровня владения навыками общения,  умением воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи, т.е. коммуникативной функцией речи.

Для наших детей характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватного поведения в мире людей. Небольшой объём мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики также снижают коммуникативные возможности детей.

Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование коммуникативной функции речи у умственно отсталых детей протекает успешнее, если обучение связано с их практической деятельностью. Коммуникативная направленность обучения речи должна проявляться не только в постановке целей, в отборе содержания, в выборе приёмов обучения, но и в организации речевой деятельности учащихся, в том числе и во внеурочное время.

Раскрепощается речь, «растормаживается», когда её используют вне урока. В современном понимании театрализованная игра рассматривается как деятельность, моделирующая социальные отношения. При чтении сказок, распределении ролей, разучивании своих слов, подготовке костюмов, совместных репетициях формируется социальное доверие, общение между воспитателем и детьми. Совместная деятельность сближает!

У всех детей отмечается стабильная положительная динамика.  Дети учатся смотреть друг другу в глаза при разговоре, начинать и поддерживать диалог, общаться со сверстниками, обращаться к взрослым, педагогам. Учащиеся активны в речевой деятельности. Участвуют в различных школьных и классных мероприятиях.  А поведение в ситуации общения улучшилось настолько, что в классе сформировалась комфортная благоприятная среда для дальнейшего обучения и воспитания учащихся. Приоритетные задачи в каждом звене:

Начальное звено:

Трудовое воспитание.

  • отработка навыков учебного поведения;
  • вооружение основными навыками самообслуживания;
  • формирование навыков трудовой коллективной деятельности.

Среднее звено:

Основы жизнеобеспечения и трудовое воспитание.

  • ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;
  • развитие алгоритма решения различных житейских проблем;
  • отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;
  • охрана природы

Старшее звено:

Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание.

  • проф. самоопределение – развитие способности конструировать возможные варианты будущего;
  • трудовое воспитание;
  • жизнеобеспечение.

Весь воспитательный процесс построен с учётом выделенных задач и  основан на одной из ведущих видах деятельности – трудовой, в данных возрастных группах. За воспитателями остаётся право варьировать темы занятий и проводимых мероприятий, учитывая контингент группы, её типологические и индивидуальные особенности, разновозрастной состав воспитанников.

Нарушенное интеллектуальное развитие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни.  В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной школы.

Главное условие успешности решения поставленных задач по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы — разнообразная ежедневная практическая деятельность учащихся. На занятиях по социально-бытовой подготовке учащихся могут использоваться следующие методы и приемы: демонстрация, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, учебные задания, задания-соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов.

Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Связь с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия. Последующее взаимодействие предполагает отсроченное во времени повторение пройденного на занятиях материала, расширение и обогащение опыта учащихся, автоматизацию умений, формирование навыка применения полученных знаний и умений в новой ситуации.

Трудовому    воспитанию    принадлежит    ведущая    роль    в подготовке учащихся коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности на производстве и  в быту. В нашей школе организовано несколько направлений трудовой деятельности воспитанников во внеурочное время:



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!