logo

Формирование читательской компетентности на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальных классах

Формирование читательской компетентности на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальных классах

Автор: Прокопьева Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 64 г. Томска

«В России уменьшается доля  «читающего населения» – такое  мнение  высказал президент Российского книжного союза  Сергей Степашин.

Проведя анкетирование в начальной школе,  мы выявили следующее:

  1. У детей отсутствует желание читать;
  2. Не умеют выделять главную мысль и пересказывать;
  3. Не умеют работать с информацией.

В условиях реализации ФГОС работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе.  В настоящее время все более актуальным становится использование  приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться. (слайд3)

Что же такое читательская компетентность?

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. (слайд4)

Мы поставили перед собой цель: формирование читательской компетентности.

Отсюда вытекают задачи:

Научить:

  • осознанно, правильно, выразительно читать;
  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
  • самостоятельно выбирать книги для чтения;
  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
  • самостоятельно выбирать книги для чтения.

Одним из основных способов организации деятельности учащихся при освоении курса является работа с текстами учебников.

В работе с текстом не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное.

Чтение и понимание текста одновременно является и средством, и целью в современном образовании.

Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата?

Для достижения поставленных задач мы выбрали методы и приёмы работы и разделили их по параллелям:

1 класс: «До и после», «Ромашка вопросов»

2 класс: «Корзина идей», «Синквейн»

3 класс: «Зигзаг», «Инсерт»

4 класс: «Шесть шляп», «Рафт»

Во внеурочной деятельности формирование читательской компетентности будет осуществляться через программу «Театральной студии»

Рассмотрим приёмы по формированию читательской компетентности. 

Приём «Ромашка вопросов» ромашка Блума».  

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель – с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Приём «Корзина  идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Приём «Синквейн»

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала.   В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому – либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Прием «Зигзаг»

Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Приём «Инсерт»

Инсерт,  относится  к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами.

Приём «Шесть шляп»

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Приём «Рафт»

Приём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования.

После проведённой работы должны быть сформированы  такие общеучебные умения как:

  1. Чтение и понимание различных текстов, включая учебные;
  2. Работа с информацией, представленной в различной форме;
  3. Использование полученной информации для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Своё выступление хочу закончить словами Выготского: «Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика