logo

Фольклорный праздник как важнейшая часть учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе

Фольклорный праздник как важнейшая часть учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе

Автор: Губина Елена Владимиоровна,
учитель музыки МБОУ СШ №9,
ЯНАО, г. Новый Уренгой

Традиционные народные праздники – явление гуманистическое по природе, восприятию и форме общения людей друг с другом. Это средство познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.

Народные праздники предоставляют каждому ребенку шанс самореализации, самовыражения, позволяют испытывать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признание окружающих.

Народный праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западает им в память. Он оказывается прежде всего поводом к самоотождествлению – в дни праздника молодежь часто яснее, чем в других случаях, осознает себя, свое единство и принадлежность к своей нации, народу.

Церемониал, обряд, обычай праздника служат прекрасной школой культурной традиции народа, к которой молодежь приобщается естественным и достойным образом – через непосредственное участие в торжествах. Значение праздничного ритуала и обычая является, с одной стороны, условием действительного участия в празднике, с другой стороны, чертой принадлежности к определенному этносу и ее культуре. Во время праздника в различных формах – зрелищной, вербальной, символической, метафорической или драматической – отражает прошлое народа, мифическое и историческое, а также современность, нынешняя ситуация. Поэтому народный праздник служит и для ориентации молодежи во времени, в котором жил и живет его народ, нация, в том числе и каждый представитель молодого поколения.

Потребность в народном празднике и праздновании – это не только естественная, но и культурная потребность, и потому она должна вновь возрождаться в каждом новом поколении. Отношение человека к народному празднику определяется прежде всего ранними периодами его жизни, детством и юностью, когда в процессе воспитания он воспринимает культурные нормы, обычаи и, главное, ценности старшего поколения.

Участие индивида в народном празднике является важным дополнением его устойчивой связи и общности с народом отмечающим праздник, показателем усвоения его культурных ценностей. Этот довод особенно важен тогда, когда народный праздник все чаще становится – как тому свидетельствует современный мир – добровольным делом человека, проявляющего таким образом свое стремление к участию в коллективной жизни и свое стремление к участию в коллективной жизни и свое отношение к ее ценностям.

В учебно-воспитательном процессе школы приобщение детей к фольклору происходит по трем основным направлениям: знакомство с устным, песенно-музыкальным и игровым творчеством; знакомство с русскими народными праздниками и гуляниями; знакомство с народными промыслами.

Самый любимый детьми момент – участие в произведении русских народных праздников и гуляний. Детям это не только интересно, но и познавательно, т.к. фольклорный праздник включает в себя почти все направления народного творчества.

Фольклорный праздник, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Именно поэтому школьный фольклорный праздник – явление комплексное, что выражается в музыке, песнях, пословицах, поговорках, сказках и других жанрах народного творчества, в которых заложены разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Фольклорный праздник вбирает в себя разнообразные средства эмоциональной выразительности; традиционные обряды, ритуалы, обычаи, театральность, различные жанры художественного творчества.
Дети, участвуя в фольклорном празднике, всегда ожидают от него чего-то необычного, яркого. И бывает очень разочарованны, если их ожидания обмануты. Трудно предугадать, что может быть значимо для школьника на празднике: где, в чем и как проявляется его непосредственность, праздничные чувства, творческая фантазия? Но необходимо прогнозировать и те события, которые вызовут наибольший интерес активных натур ребят.

Значимость фольклорных праздников в школе очевидна, ибо они являются:

  • Частью духовного наследия народа. В них заложены глубинные традиции, вбирающие в себя весь спектр обычаев, ритуалов, символов и атрибутов принципиального характера, отобранных временем развлечений – видов народного деятельного творчества, состязаний, игр, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к бытию и выводящих его к перспективам обновления своей окружающей жизни;
  • ярчайшими событиями в школе, на которые ориентируются и которых ждут дети;
  • своеобразной формой духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка;
  • сферой разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых.

Их значимость определяется и такими общими признаками как:

  • разумная цикличность фольклорных праздников, учитывающая природный календарь и структуру учебного года;
  • абсолютная добровольность участия и согласие всех принимаемых и условных правилах проведения того или иного праздника;
  • отсутствие каких бы то ни было принуждений и нарушений детских прав и свобод.

Фольклорный праздник особо важен детям тем, что во время его проведения происходит совместная деятельность, свободное общение детей и взрослых, без которых жить грустно. Праздники снижают конфликтность и рождают чувство общности. Дети синхронно переживают все происходящее на празднике: вместе поют, играют, аплодируют, скандируют будто один человек. Ребенок ощущает себя равноправным членом конкретного коллектива, значимой частью общности. Коллективное участие, коллективное восприятие, коллективное переживание – без них немыслим настоящий фольклорный праздник.

Коллективность и совместимость фольклорного праздника – не есть стадность, потому что это – традиция, потому что праздник – коллективная игра.

Фольклорный праздник – тогда праздник, когда прививает детям, развивает в них желание и умение неформально общаться, солидаризироваться.

Уже потому ему противопоказаны заорганизованность, излишне жесткий режим, когда вся деятельность детей расписана по минутам, педагогически регламентирована, когда все заранее отрепетировано и никакой вольницы. Свобода и вольность общения рождают праздничную совместимость детей по средствам эмоциональности климата, зрелищностью, весельем; а также возможностью воспользоваться благами, недоступными в повседневности – подарками, развлечениями и отступлениями от обычных правил, ограничивающих человеческое поведение.

Таким образом, фольклорный праздник в школе играет огромную роль в процессе социализации личности, осознании ее своего места и отношения к культуре, традициям своего народа, ибо без праздников нет детства, а нет праздника – нет народа.

Литература

  1. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М.:1997.
  2. Земля родная. / Материалы для воспитательно-образовательной работы с учащимися пятых классов школ гуманитарного профиля. – Б.: 1993.
  3. Школа русского фольклора. / Ред. Картавцева М.Т. – М.: МГИК, 1994.
  4. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика