logo

ФГОС: от дошкольного к начальному общему образованию

ФГОС: от дошкольного к начальному общему образованию

Автор: Короткова Татьяна Васильевна,
заместитель заведующего по воспитательно-образовательной
и методической работе
МБДОУ «Детский сад № 56»,
Оренбургская область, г. Оренбург

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду — это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода — проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. 

Введение ФГОС ДО является важным этапом преемственности деятельности дошкольного учреждения и начальной школы. Преемственность является двухсторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из актуальных тем в образовании. Сегодня главный вопрос: в чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе. Нельзя сказать, что до введения ФГОС в этом плане не наблюдалось никакой практической преемственности: конечно же, она существовала всегда, но именно введенный стандарт образования на государственном уровне позволил перевести её на качественно новый уровень.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей  нашего ДОУ, Гимназии № 3 и школы-интерната № 2 для слепых и слабовидящих детей является четкое понимание  целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели и задачи образования детей дошкольного и младшего школьного возроста :

На дошкольном этапе детства:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • развитие фундаментальных личностных качеств ребенка-дошкольника (инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению), являющиеся основой успешного обучения в гимназии;
  • формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;
  • приобщение дошкольников к русским народным традициям и культуре.

На этапе начальной школы:

  • формирование у детей способности к организации своей деятельности и умения учиться;
  • формирование умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • развитие духовно-нравственных качеств младших школьников, предусматривающих принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • воспитание осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и регуляция в соответствии с ними своего поведения;
  • создание основ для самостоятельного успешного освоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
  • индивидуализация процесса обучения в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребенка.

Анализ образовательных областей ФГОС ДО и ФГОС начальной школы  выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом: только через деятельность ребенок осваивает новый опыт. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов (сознание формируется в деятельности). Через действие начинается понимание.

Согласно ФГОС ДО, в нашем ДОУ обучение и воспитание строится на деятельности по формированию у детей предпосылок к успешному продолжению учебы в школе, развитию качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка. Создаются все условия для того, чтобы ребенок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности.

Наши педагоги учат детей деятельности в воспитательном смысле – то есть делают учение мотивированным, стимулируют каждого ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогают воспитанникам приобрести навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, наши воспитатели предоставляют учителям гимназии № 3 возможность  знакомиться с формами, методами работы в дошкольном учреждении, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.

Мы считаем, что для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития. В ДОУ создана комфортная развивающая предметно-пространственная образовательная среда, обеспечивающая эффективность и качество преемственности дошкольного и начального общего образования. В рамках внедрения ФГОС ДО и ФГОС НОО педагогами ДОУ совместно  с педагогами гимназии № 3 и школой-интернатом №2 для слепых и слабовидящих детей были разработаны и реализуются программы «У школьного порога», обеспечивающие преемственность ДОУ и гимназии №3 и школы-интерната на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения). В рамках реализации данных программ в течение учебного года на базе ДОУ, гимназии № 3 и школой-интернатом №2 организуются и проводятся следующие мероприятия:

для педагогов и родителей:

  • методические совещания по выработке единых требований в аспекте преемственности форм и методов обучения в ДОУ, гимназии и школы-интерната;
  • взаимопосещение открытых занятий и уроков;
  • родительский всеобуч «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению в условиях новых стандартов»;
  • педагогический совет «Обеспечение преемственности детского сада, родителей и гимназии в условиях внедрения ФГОС»;
  • тематические консультации;

для детей:

  • развлекательное игровое мероприятие «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»;
  • «Веселые старты»;
  • посещение открытого урока «В гости к первоклассникам»;
  • объединенная выставка творческих работ «В мастерской у Деда Мороза»;
  • экскурсия выпускников подготовительной группы в гимназию и школу-интернат в рамках проектов: «Мы исследуем гимназию», «Интернат встречает друзей»;
  • мероприятие по пожарно-прикладному спорту «Юные пожарные на учениях»;
  • «Праздник доброты»

Таким образом, создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей  нашего дошкольного учреждения, гимназии №3 и школы-интерната №2  в целостный педагогический процесс,   мы  постарались выстроить его на единой организационной, методической, психологической и коррекционной основе в соответствии с ФГОС ДО, а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Литература:

  1. Арнаутова Е.П. «Преемственные связи ДОУ школы и родителей будущих первоклассников», М.: Линка-Пресс, 2015 г.
  2. Венгер А.А. «Готов ли ваш ребёнок к школе», М.: Линка-Пресс,2013 г.
  3. Доронова Т.Н., «Из ДОУ – в школу», М.: Линка-Пресс, 2014 г
sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!