logo

Элективный курс «Окружающая среда и здоровье человека»

Элективный курс «Окружающая среда и здоровье человека»

Автор: Исакова Марфа Кретовна,
учитель биологии МБОУ «Харанская СОШ»,
с. Петровка, Мегино-Кангаласский р-н, Республика Саха (Якутия)

Пояснительная записка
Программа данного курса рассчитана на 32 академических часа, предназначена для учащихся 10-х классов. Тип элективного курса – ориентационный.

  1. Актуальность темы

Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена Государством в последнее время.

В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья.

Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека.

Программа данного элективного курса предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Курс является важным фактором в плане формирования «новообразования» у подрастающего поколения – ответственного к здоровью, формированию культуры здоровья.

1.1. Цели и задачи курса

В основе данного курса лежат принципы:

  • «Здоровье через образование»;
  • гуманизация образования;
  • осуществление целостного подхода к воспитанию;
  • соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
  • деятельностный подход в обучении.

Основными составляющими программы элективного курса являются цели:

  • отношению к здоровью как к ценности;
  • формирование представления о себе как здоровом человеке;
  • переживание возможности утраты здоровья (мысль об этом должна порождать тревогу);
  • способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причём «энергия опасения» должна преобразовываться в «энергию действия»;
  • овладение знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека;
  • понимание необходимости осознания и соблюдения правил гигиены в целях укрепления и сохранения здоровья;
  • понимания причин ухудшения здоровья населения страны;
  • формирование культуры здоровья;
  • понимание потребности здорового образа жизни;
  • развивать умение работать с различными источниками информации;
  • развивать умение выполнять практические, лабораторные работы, наблюдения, исследования.

Главная задача элективного курса:

  • сочетание развития склонностей и способностей подростков в воспитании у них культуры здоровья, гигиенической и экологической культуры.

При изучении материала элективных курсов особое внимание должно уделяться расширению представлений о влиянии факторов среды на здоровье человека, опираясь на конкретные факты, интересную информацию. При подборе необходимо удерживать разумный баланс между примерами отрицательного воздействия антропогенной среды на человека и примерами возможных выходов из создавшегося положения (не стоит перегружать детей негативной информацией). В противном случае может сформироваться впечатление безысходности ситуации и нежелание предпринимать какие-либо действия для изменения положения.

Лучшему усвоению материала способствует различные диаграммы, карты, ТСО, использование краеведческого материала.

1.2. Организация учебного процесса 

В основе организации учебного процесса в ходе реализации курса лежат следующие принципы:

  • заинтересованность в изучении курса;
  • добровольность и готовность к диалогу;
  • взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения
  • активное участие.

Методы работы:

  • поисково-исследовательский метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера);
  • метод самореализации (подготовка проектов, выступления);
  • метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания).

Формы работы:

  • беседы, семинары, дискуссии, практические и лабораторные работы, теоретические занятия.

При изучении материала курса предусмотрено использование наглядных пособий, таблиц, видеоматериалов, краеведческого материала, различных исследований.

1.3. Прогнозируемый результат и форма отчётности.

Создание проекта «Моя система здоровья»

  • написание рефератов;
  • пропаганда здорового образа жизни.
  1. Тематическое наполнение программы 

Блок I «Здоровье человека»

Здоровье человека как состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровье как медико-биологическая и социальная категория. Социальная значимость, возможность самореализации в общественно полезной деятельности – важнейшее условие жизни и здоровья человека. Социальная значимость проблем здоровья, их сопряжённость с задачами охраны окружающей среды. Системы здорового образа жизни.

Блок II «Естественная среда и здоровье человека»

Природная среда как фактор здоровья. Лечебные и болезнетворные факторы среды. Связь здоровья человека с разными природно-климатическими и производственными условиями. Влияние техногенных факторов на здоровье человека. Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды. «Болезни цивилизации (сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства и др.) и их профилактика. Человек и физические загрязнители среды (вибрация, радиоактивные излучения, электромагнитные поля, шум и т. д.), их влияние на психическое и физическое здоровье. «Химизация» организма человека, её последствия. Лекарственная химизация человека. Болезнь и лекарства, культура потребления лекарства. Проблема качества воды: свойства воды, бактериальный и химический состав. Стандарты качества воды. Методы улучшения качества воды.

Блок III «Я и моё здоровье»

Современная наука гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Разделы гигиены «Гигиена труда», «Гигиена питания», «Школьная гигиена» и др. Личная гигиена – комплекс рекомендаций, направленных в адрес каждого человека. Связь гигиены с науками о человеке (анатомия и физиология) Рациональный выбор косметических средств, для ухода за кожей и волосами. Гигиена одежды и обуви её рациональный выбор. Сезонные требования к одежде и обуви.

Гигиена жилища. Микроклимат жилых помещений. Естественное и искусственное освещение и вентиляция воздуха. Пути оптимизации микроклимата жилища. Фитодизайн.

Дыхание и здоровье. Оптимальный режим дыхания. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика, её влияние на организм человека. Влияние запахов на организм человека.

Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья, физическое развитие, продолжительность жизни человека. Рациональное питание. Основные правила питания. Сбалансированное питание.

Витамины, их значение для организма, минеральные вещества. Биологическая ценность – кальция, калия, фосфора, магния и др. Роль микроэлементов (йода, фтора, меди, цинка и др.). Нормы минеральных веществ в пищевых рационах. Влияние алкоголя, никотина, наркотических и др. веществ на состояние здоровья. СПИД – мифы и реальность. Организмы переносчики и возбудители болезней. Инфекционные болезни признаки, предупреждение и борьба с ними.

Блок IV Научные «Основы труда и отдыха»

Режим труда и отдыха. Работоспособность – важное качество человека. Необходимость чередования труда и отдыха. Стресс и работоспособность.

Физическая активность как условие нормального протекания жизненных процессов. Культура физической активности. Последствия малоподвижного образа жизни (гиподинамия). Физические упражнения как универсальный стимулятор и восстановитель умственной и физической работоспособности. Гигиена умственного труда. Приёмы, способствующие повышению продуктивности учебного труда, правила гигиены при выполнении домашнего задания, двигательный режим при выполнении домашних заданий.

Закаливание как один из факторов здоровья, путей устойчивости к действию неблагоприятных факторов среды. Понятие закаливание. Способы закаливания. Целебные силы природы и их воздействие на организм человека. Фитотерапия.

Психогигиена. Психологическая разгрузка, самозащита, саморегуляция.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика