logo

Экскурсионно-исследовательская познавательная деятельность как средство формирования у ребенка основ целостной, «экологической» картины мира

Экскурсионно-исследовательская познавательная деятельность как средство формирования у ребенка основ целостной, «экологической» картины мира

Автор: Эйринг Мария Михайловна,
воспитатель МКДОУ № 11 «Теремок»,
г. Вятские Поляны, Кировская обл.

АННОТАЦИЯ

Пособие знакомит с педагогическим опытом организации интегративного дошкольного обучения и воспитания детей 5-7 лет с учетом ФГТ. Сочетание различных дидактических приемов и форм с элементами игры, исследования, сравнения, описания позволят педагогам развивать интегративные качества ребенка в процессе универсальных видов детской деятельности. Предназначено воспитателям, педагогам-экологам, также может быть полезно родителям.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания 21 века.

Пособие позволит педагогам познакомиться с практическим опытом по реализации идей освоения детьми образовательных областей «Здоровье», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», основанных на интегративном принципе, разработанных с учетом Федеральных государственных требований, где на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Главной целью предлагаемой методической разработки является осуществление развития исследовательской деятельности путем реализации практико-ориентированной деятельности, являющейся ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины мира.

Основными задачами можно выделить следующие:

  1. Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам
  2. Развитие устойчивого интереса детей к природе, ее неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы
  3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
  4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желания наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

Содержание представленной системы работы с детьми разработано на основе экологической этики как концепции моральных отношений человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, признании равноправия и равноценности любого природного существа, а также ограничении прав и потребностей человека. С позиции экологической этики человек должен осознавать все ценности природы. Такой подход к содержанию экологического и исследовательского образования делает педагогическую деятельность более эффективной и целесообразной.

В процессе работы используются ролевые игры, систематические наблюдения за неживой природой, проведение экологических опытов, ситуации эстетического восприятия природы, продуктивная и художественная деятельность. Во время совместной деятельности педагога с детьми акцент делается на организацию практической деятельности, также проводятся систематические наблюдения и отрабатываются умения экологически грамотных действий в природе.

В своей работе учитываю не только возрастные, но и индивидуальные особенности воспитанников, создаю оптимальные условия для развития у детей творческой деятельности с экологической направленностью.

Педагоги создают на занятиях эмоционально положительную творческую атмосферу, организуют диалогическое общение с детьми и природой. В соответствии с таким подходом содержание работы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКСКУРСИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности  существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.М. Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Любой ребенок, как уже отмечалось, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.

Существуют разные формы работы с детьми: группой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям.

Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Мы стараемся закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей, что исследовательская деятельность на экологической тропе, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.

Также я разработала перспективный план по экологическому воспитанию  с целью развития поисково-познавательной активности об окружающем мире, стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания; формирования положительного отношения к миру.

Кроме этого я создала картотеку опытов, наблюдений, сравнений (см. Приложение 1).
Свою работу с детьми я веду по таким объектам троп как: цветник, лес, старый пень, альпийская горка,

Знания и навыки даю детям не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.

Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей и т.д. Способность наблюдать окружающий мир — очень важное преимущество детства.

Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности, я начала свою работу через наблюдения в природе. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым — лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: «Что это?», то в четыре уже появились «Почему?», «Зачем?», а в пять, шесть лет очень важные для развития «Как это происходит?».

И.П. Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение — очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Наблюдения бывают краткосрочные и длительные.

Целевые прогулки вокруг детского сада, на своём участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников всё это расширяет кругозор детей.
В содержание наблюдений за объектами природы включаю следующие моменты:

— определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит;
— разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных — разные формы поведения);
— определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности);
— выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Так, рассматривая одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, каковы его функции (что делает: цветёт, растёт, пахнет, колышется, пьёт, гнётся, гибнет, размножается), какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый), почему утром бутон закрыт, а днём раскрывается?

Общение детей с природой — не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Я считаю полезными и интересными для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Лесной массив, где растёт много разных пород деревьев, любимые места — всё, это рядом с детским садом, поэтому экскурсии с детьми я организовываю часто в разное время года, от которых у детей остаётся много впечатлений. Например, во время прогулки в лес, я предложила детям описать своё любимое дерево, но так, чтобы оно всем понравилось. Творчески стремлюсь сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, помогаю их всестороннему развитию. Формирую у детей представления об окружающем его мире, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, животных, растениях, живущих на земле, о правилах и обязанностях людей по отношению к природе.

В результате:
— дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
— у них развита высокая творческая активность;
— самостоятельность, инициативность;
— они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи    взрослого;
— умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
— многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
— ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Надо воспитывать себя и своих детей так, чтобы не только высказываться в пользу нравственных поступков, но и хотеть, и уметь их совершать, а это уже область чувств, переживаний.

С чего начинается экологическая грамотность? С того, что появляется простое желание проследить за полётом бабочки. Наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, — а не поймать, не сорвать, не растоптать. Как жаль, что мы в отличие от древних разучились одухотворять природу.

В ходе работы с детьми по данной теме, мною были выделены несколько основных правил, в основе которых заложены 2 главных чувства — уважение к детям и восхищение природой:

  • Меньше учите, больше делитесь.
    Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют. Здесь  необходима эмоциональная окраска;
  • Поощряйте поисковую активность детей.
    В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят. Поощрять поисковую активность детей;
  • Активизируйте внимание ребёнка.
    С самого начала прогулки займите внимание детей загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая попутно, что интересного можно увидеть и услышать;
  • Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.
    Дети редко забывают опыт прямого общения с  природой. Одно из правил «Азбуки поведения на природе» — «Не шуми». Но маленький ребёнок ещё не может соотносить правила и поступки. После прогулки, анализируя поведение детей, вспомнился Киплинг «Мы с тобой одной крови: ты и я»! Позже провела беседу о правилах поведения в природе, прочитала детям рассказ А.М. Горького «Воробьишко». Дальнейшие прогулки и экскурсии показали, что дети на природе стараются найти что-нибудь интересное, учатся наблюдать и сами напоминают друг другу правило – «Не шуми»;
  • Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.
    Очень важно как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным.  Помнить, что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное методическое пособие направлено на решение проблемы экологического, исследовательского образования детей, которая является одной из самых острых в современной практике работы дошкольных образовательных учреждений. Актуальность представленного материала обусловлена разработкой авторами эффективных педагогических средств, позволяющих реализовать задачи воспитания личности ребенка, способной экологически грамотно взаимодействовать с окружающим миром, на доступном для дошкольника уровне понимать законы природы и роль человека в ней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  2. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб., Питер, 2004.
  3. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  4. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac135.htm
  5. http://mdoualenushka.ucoz.ru/publ/issledovatelskaja_dejatelnost_doshkolnikov/1-1-0-16
  6. http://myunivercity.ru
  7. Познавательно- исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.- сост. С.В. Машкова [ и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012. – 174 с.
  8. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.- 32 с.
  9. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Зеркало. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010. – 64 с.
  10. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха. – СПб.: Речь; Образовательные  проекты; М.: Сфера, 2011. – 64 с.
  11. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Бумага. – СПб.: Речь; Образовательные  проекты; М.: Сфера, 2011. – 64 с.

 



Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!