logo

Эффективность использования ИКТ на уроках технологии в школе

Эффективность использования ИКТ на уроках технологии в школе

Автор: Керш Сергей Владимирович,
педагог технологии
МБОУ “Знаменская СОШ”,
с. Знаменка, Боградский район, Республика Хакасия

С недавнего времени медиатехнологии чрезвычайно влились в жизнедеятельность человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который лучше поиграет на компьютере, на телефоне или посмотрит телевизор, чем прочитает книгу или сделает домашнее задание. Огромный поток новой информации, внедрение и применение компьютерных технологий на телевидении, игровых приставки, компьютерные игры оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его в мировоззрения. Поэтому ребенок гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

За короткий промежуток времени нужно научить ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности полученную информацию. Нужно заинтересовать ученика так, чтобы он с большим интересом и увлечением работал на уроке. И вот здесь в помощь учителю приходят сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке делает процесс обучения мобильным, практичным строго дифференцированным и индивидуальным. В современном мире наверно уже трудно найти учителя, который бы ни разу не пользовался компьютером в образовательном процессе.

Теоретические знания и практические навыки по ИКТ при подготовке и проведении уроков технологии, позволяют учителю:

  • повысить интерес к предмету;
  • сделать урок современным;
  • доступным, для усвоения материала, учениками;
  • возможность эмоционально и образно подать материал;
  • установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и учителем;
  • повысить учителю свою профессионально- педагогическую компетенцию.

Одним из очевидных достоинств применения ИКТ на уроках является усиление наглядности. «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка, каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». К. Д. Ушинский.

Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций. Для подготовки и проведения урока, раньше, учителю приходилось много времени тратить на поиски дидактического и методического материалов, дополнительной литературы, подготовки классной доски. Это было крайне неудобно. Самая красочная книга с закладками, для демонстрации ученикам репродукций во время объяснения материала, сокращало драгоценное время, отведенное для проведения практических, лабораторных работ на целых 20% (это где – то около 20 минут).

Что же такое ИКТ?

Обратившись к словарю можно увидеть множество определений, вот одно из них «ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».

Место использования ИКТ на уроке.

В любое время: в начале, в середине или в конце урока при подведении итогов работы, то есть можно дополнить лекцию, рассказ, показ приемов выполнения практического задания – фрагментарно. Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим. Ведь средства мультимедиа, предоставляют учителю, возможность, показать необходимое изображение с точностью до мгновения. Это замечательно.

Основные принципы использования ИКТ это развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин. Наибольшее количество информации, примерно 90% человек получает с помощью зрения, около 9% – с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти. Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо использовать ИКТ, потому что согласно исследованиям ученых: устная передача материала запоминается минимально, а визуальная подача материала с сопутствующим объяснением увеличивает восприятие и сохранность получаемой информации. Как гласит пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»

Компьютер может использоваться как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Компьютер выполняет следующие функции:

Для учителя компьютер это:

– источник учебной информации;

– наглядное пособие;

– тренажер;

– средство диагностики и контроля.

Как вспомогательный инструмент:

-создание и редактирование текстов, их хранение;

-графический редактор;

– видеоредактор;

– аудиоредактор

– средство подготовки всевозможных материалов;

– вычислительная машина.

Эффективность использования ИКТ на уроках:

– Повышает эффективность учебного процесса;

– Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;

– Развивает интерес у учащихся

– Сокращает время на подачу учебного материала;

– Развивает активность и самостоятельность учащихся;

– Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;

– Способствует развитию внимания, памяти учащихся, логического мышления;

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

  1. Нехватка компьютерного оснащения и количество компьютерных кабинетах в школах.
  2. Нехватка времени у учителей.
  3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
  4. Малое оснащение школ сетями Интернет.
  5. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
  6. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

В настоящее время на уроках технологии используются презентации созданные учителями – практиками нашей школы. Пользоваться ими может каждый, кто хочет. Что это дает? Кабинеты технологии сельских школ примерно одинаково оснащены и там, где имеются компьютеры, учителями проводятся уроки с применением мультимедийных презентаций, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала. В программе «Технология» есть важный раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», где отводятся часы на изучение и изготовления изделий из древесины, металла и пластмасса.

При проведении уроков по технологии в 5 – 7 классах я использую замечательные презентации Актуальность компетентностно-ориентированного образования обусловлена устойчивым спросом на активную личность с развитым интеллектом, способную конструктивно общаться в многофакторном мире, эффективно перерабатывать информацию, продуцировать идеи, успешно решать конкретные жизненные и профессиональные проблемы. Достижению этих целей способствует активное использование информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе. Так как существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Будущее потребует от наших учеников огромного запаса знаний в области современных технологий. В мире, который становится всё более зависимым от современных компьютерных технологий, школьники и учителя должны освоить новые жизненно необходимые навыки. Поэтому информационно-коммуникативные технологии становятся неотъемлемым компонентом целостного образовательного процесса в каждом образовательном учреждении.

Благодаря применению ИКТ обеспечивается доступность и качественность образования, расширяются возможности индивидуализации учебного процесса, активизация самостоятельности и творческой активности каждого ученика, повышается уровень наглядности учебного материала. Использование информационных технологий позволяет многие технические процессы показать в динамике, в иллюстративный материал включать не только статичные изображения, но и фрагменты учебных и научно-популярных видеофильмов, мультимедиа объектов, позволяющих наглядно демонстрировать процессы, скрытые от глаз наблюдателя.

Можно создать банк творческих проектов; словари терминов; задания для выполнения самостоятельных работ; тесты с нормами оценок; организовать игровые ситуации. Но ИКТ не призваны заменить классную доску и классические формы обучения, они призваны помочь учителю объяснить тему наиболее эффективным способом только тогда, когда требуется продемонстрировать процесс, создать яркий образ и т.п. Иными словами, когда самой темой востребована мультимедийность представления объясняемого материала.

К сожалению, в наше время трудно достать наглядный материал для уроков технологии. Нет новых таблиц, плакатов, образцов. Все, что есть в школах – это то, что учитель смог сам изготовить и сохранить из того, что было приобретено школами ещё в 80-е и90-е годы. В связи с этим, я представляю свои разработки, которые помогут учителю наглядно и доступно объяснить материал на уроке, а учащимся быстро и качественно выполнить работу.

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика