logo

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновение»

Автор: Молева Анна Юрьевна,
Педагог дополнительного образования,

МБУДО «Центр развития детей и молодежи», г. Грязовец

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно – тематический план
  3. Примерный репертуарный план
  4. Литература

Срок реализации – 1 год

Пояснительная записка

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделён каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придает им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

Музыкально – эстетическое воспитание и вокально – техническое развитие детей должны идти взаимосвязано с самых ранних лет.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребенка в детском саду и школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребенок хочет и любит петь, важно помочь раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей, повышается работоспособность и умственная активность мозга.

Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Занятие вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал как деятельность мы можем рассматривать с двух позиций: профессиональный вокал как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для построения целостной гармоничной личности.

Актуальность программы заключается в обеспечении реализации социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. Голос – это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Цель программы – через активную музыкально – творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала.

Как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будем дальнейшее развитие ребенка. И, возможно, меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, умением общаться со сверстниками и взрослыми. Содержание и формы программы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, возрастных и психологических особенностей.

В связи с целями данной программы сформированы задачи обучения и воспитания детей:

Образовательные:

– формирование основные певческие навыки: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование;

– постановка правильной, ясной и выразительной речи, которая используется как в пении, так и в быту;

Воспитательные:

– формирование устойчивого интереса к пению;

– обогащение внутреннего мира ребёнка, образно – эмоционального восприятия окружающего мира через пение;

– прививать любовь и уважение к духовному наследию, понимание и уважение певческих традиций через изучение детских песен;

Развивающие:

– развитие голоса и слуха детей;

– формирование голосового аппарата;

– развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;

– развитие обще – эстетического кругозора;

– сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Данный курс рассчитан на 1 год. На занятии отводится 2 раза в неделю занятие длится40 минут. Программа предназначена для детей младшего школьного возраста с разной степенью музыкальной одарённости. В подборе дидактических материалов, игр, пособий, упражнений, репертуара учитываются особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого учащегося.

В структуру занятия входят следующие виды музыкальной деятельности:

  1. Слушание музыки. Цель – научить увлеченно и заинтересованно слушать музыку, определять характер, жанр и содержание музыкального произведения;
  2. Распевание. Цель – последовательное расширение диапазона, формирование певческой установки, дыхания, правильного голосообразования.
  3. Разучивание и исполнение новых песен. Цель – обучение исполнению песен различного характера и темпа, развитие музыкального слуха, исполнение песен с эмоциональным настроем.

На каждом занятии представлены все элементы структуры.

Формы реализации задач вокального класса:

– индивидуальное пение;

– академические концерты;

– участие в творческих конкурсах.

Итоговые требования. За период обучения по классу «Вокал» ученик должен в силу своих способностей:

– Увлеченно и заинтересованно слушать музыку, определять характер и содержание музыкального произведения;

– Познакомиться с начальными исполнительскими навыками (спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, округление гласных, выразительная чистая интонация, правильная артикуляция, чувство ритма);

– Освоить необходимый объем музыкально – теоретических знаний (понятия: высокие и низкие звуки, движение мелодии, характер музыки, мажорный и минорный лад, пауза, темп, сольное и хоровое пение);

– Приобрести навык концертного выступления (умение передавать в пении музыкальный образ, используя для этого как певческие навыки – средства музыкальной выразительности, так и жесты, мимику, выражение глаз и другое).

Основные направления в подборе репертуара.

– классическая песня,

– народная песня,

– произведения современных авторов.

Принцип подбора репертуара:

– исполнительские возможности;

– художественная ценность произведения.

Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.

Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, веселые) и различные по тематике.

Основные методы обучения

  1. Словесные – устное изложение, беседа, анализ текста.
  2. Наглядные – показ, исполнение педагогом, работа по образу.
  3. Практические – тренинг, повторение пройденного, вокальные упражнения.

Учебно – тематический план

2 год обучения (младший школьный возраст)

Цель: адаптация ребенка в данном социуме. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера. Работа над первоначальными вокальными навыками. Развитие музыкального слуха, творческой активности.

Разделы, название темы

Теория

Практика

Всего

Пение как вид музыкальной деятельности.
1 Понятие о сольном и ансамблевом пении.

1

1

2 Диагностика. Прослушивание детских голосов.

1

2

3

3 Строение голосового аппарата.

1

1

2

4 Правила охраны детского голоса.

1

1

5 Вокально-певческая установка.

1

4

7

6 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

1

6

7

Формирование детского голоса.

1 Звукообразование.

2

4

6

2

Певческое дыхание.

2

1

2

3

Дикция и артикуляция.

1

4

5

4

Речевые игры и упражнения.

1

4

5

5 Вокальные упражнения.

1

3

4

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

1

Народная песня.

1

2

3

2 Произведениями русских композиторов- классиков.

1

1

2

3 Произведения современных отечественных композиторов.

1

11

12

4

Сольное пение.

8

8

Концертно-исполнительская деятельность

1

Выступления, концерты.

4

4

Итого

16

56

72

Содержание программы

Второй года обучения

Пение как вид музыкальной деятельности.

Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Совершенствование вокальных навыков.

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня; закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение; legato и nonlegato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

Речевые игры и упражнения.

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Работа над певческим репертуаром.

Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).

Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.

Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.

Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

  1. «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов
  2. «Балалайка» Татьяна Морозова
  3. «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов
  4. «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
  5. «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова
  6. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
  7. «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
  8. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
  9. «Новый год» Ал. Ермолов
  10. «Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.
  11. «Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
  12. «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
  13. «Рождественская песенка»
  14. «Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников
  15. «Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов
  16. «Ямальский вальс» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова

Литература

1. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников.  – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Корчагина В. А. Физиология. – М.: «Просвещение», 1998.

3. Урбанович Г. Певческий голос учителя // Музыкальное воспитание в школе/ Составитель О.А. Апраксина. Вып.4 – М., 1978.

4. Г.М. Науменко Фольклорный праздник. М.: ООО «Линка-Пресс», 2000

5. М.А. Михайлова А у наших у ворот развеселый хоровод. – Ярославль: Академия Холдинг, 2001

6. Т. М. Власова А.Н. Пфафенродт Фонетическая ритмика – М. «Учебная литература», 1997

7. Э. П. Костина Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: ООО «Линка-Пресс», 2008

8. Е. В. Горбина Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей – Академия развития, 2006

9. М. Белованова  Азбука пения для самых маленьких – ООО «Феникс»,  г. Ростов -на-Дону, 2011г.

10.И.В. Бодраченко Музыкальные игры для детей в 2-х частях от 3-5 лет и от 5-7 лет – Айрис-пресс Москва 2007

11. И. В. Бодраченко Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста Айрис-пресс Москва 2007

sertificat

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Яндекс.Метрика