logo

Дополнительная образовательная программа «Творческое развитие»

Дополнительная образовательная программа «Творческое развитие»

Автор: Алиханова Галимат Агарзаевна,
воспитатель ГКУ СО РЦД
и ПОВ «Виктория» СП «Алые паруса»,
г. Тольятти, Самарская обл.

Пояснительная записка

Воспитание – целенаправленное введение ребенка в контекст современной высокой культуры во имя будущей способности ребенка свободно и счастливо жить в обществе, участвовать в развитии общественной жизни, сохранении и развитии культуры (Щуркова Н.Е.).

Основные направления организации воспитания и социализации в СП «Алые паруса»:

  1. Личностное развитие. Основы социализации и общения.
  2. Основы гражданского и патриотического воспитания.
  3. Система раскрытия и развития творческих способностей.
  4. Охрана здоровья и физическое развитие.

Один из направлений организации воспитания и социализации в СП «Алые паруса» — система раскрытия и развития творческих способностей воспитанников. Реализация данного направления осуществляем через программу «Творчество»

Процесс развития личности ученика в обучении рассматривается как процесс созидания чего-то нового для него в познавательной и предметной деятельности. “Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке”, — писал в свое время Л.С. Выготский

Задачи развития воспитанника – специально организованное обучение, в котором осуществляется творческая деятельность по самостоятельному открытию научных закономерностей, законов, способов решения задач, модели, воплощающих в себе умственную активность, изобретательность, смекалку, стремление добывать знания.

Выражением творческого процесса в обучении выступает созданный воспитанника творческий продукт. Развивая творческую деятельность воспитанника, воспитанник свободно выбирает цели и способы их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценность для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относится к своей деятельности. Источник развития – специально организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности.

Творческая деятельность воспитанников в реабилитационном центре организована через программу “Творчество”. В результате творческой работы выявляет аналитический показатель воспитанника, дает положительный результат.

В системе работы реабилитационного центра это отслеживаются уровни творческого самопроявления личности воспитанников.
При заезде воспитанник адаптируется к условиям реабилитационного центра.
Поэтому задачи воспитателей следующие:

1) Обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанников, развитие его положительного самоощущения;
2) Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
3) Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.

Данные задачи воспитатели решают через задания на развитие логического мышления, памяти, воображения, а также через творческую деятельность. Наиболее эффективные формы, которые используют в творческой деятельности в нашем реабилитационном центре:

  1. Конкурсы (в числе спортивные — веселые старты);
  2. Интеллектуальные игры;
  3. Постановка сценок;
  4. Фестивали песни; танцев
  5. Выступление «А вам слабо;
  6. Выступление агитбригады;
  7. Выступление «Мода»;
  8. Выступление «Ералаш»;
  9. Конкурсы, выставки творчества (рисунков, поделок, коллажей и т.д.).

Уровни творческого самопроявления воспитанника на конец года.

  1. Воспитанник самостоятельно строит новый способ действия, осознает его принципы, сходства и различия с ранее известными способами,
  2. Воспитанник способен выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий.
  3. Воспитанник самостоятельно формулирует познавательные цели, которые выходят за пределы требований программы.
  4. Воспитанник самостоятельно оценивает и обосновывает свои возможности, прогнозирует результат.
  5. Воспитанник получает удовлетворение от процесса творческой деятельности, осознает себя как носитель общечеловеческой ценности и культуры.
  6. Воспитанник активно включается в систему коммуникаций и взаимодействий.

Одно из направлений организации воспитания и социализации в СП «Алые паруса» — система раскрытия и развития творческих способностей воспитанников. Реализация данного направления осуществляем через программу «Творчество»

Программа «Творчество» учитывает состояние здоровья воспитанников, характер мотивации, уровень способностей и поведенческих нарушений, воспитательные потребности, материально – технические обеспечение.

«Детское сердце чутко к призыву творить красоту, важно только, чтобы за призывами следовал труд». Б.Н. Сухомлинский.

«Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке», — писал Л.С. Выготский.

Программа «Творчество» — это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными возможностями здоровья направленная на их дальнейшую интеграцию в социуме.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы – развитие личностного и творческого потенциала воспитанника посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов способствующего успешной социализации воспитанников в социуме.

Задачи программы:

  1. Обучающие:
  2. Приобщать с основами знаний в области композиции, формообразования и цветоведения;
  3. формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги, совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  4. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, развивать кругозор воспитанников в процессе творческой деятельности.
  5. Воспитательные:
  • развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
  • формировать положительные отношения к окружающему миру, к своей семье, сверстниками, к самому себе;
  • обогащать словарь воспитанника специальными терминами. Развивать умения следовать устным инструкциям.
  1. Коррекционные:
  • способствовать коррекции нарушении в развитии воспитанника средствами творческой деятельности;
  • сохранять и укреплять физическое, психическое здоровье;
  • создавать условия, обеспечивающие благополучия каждого ребенка.

Структура программы.

Программа «Творчество » вводит воспитанника в мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, работа с природным материалом.

Работа с бумагой — складывание, вырезание, плетение — не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Воспитанники приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой воспитанники познакомятся со следующими техниками:

Квиллинг — бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Воспитанники окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

Оригами (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005).

Природный материал — кладовая для развития фантазии, творчества, воображения.

Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

В программу входят следующие виды работ с природным материалом: аппликация (из семян-крылаток, срезов веток, птичьих перьев, зёрен, тополиного пуха, опилок, яичной скорлупы, чешуек шишек и т. д.)

Каждый раздел начинается со знакомства с материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов, знакомство с простейшими технологическими картами и схемами.

Принципы, лежащие в основе программы:

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей воспитанников используются игры, загадки, и каждое занятие начинается с новой пословицы о труде.

Программа «Творчество» адресована детям 10-12 лет. Содержание курса планируются из расчета два мероприятия в неделю.

Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
  • наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем, и другие.

 Формы работы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Содержание программы:

В программе «Творчество » выделены 2 раздела. Дополнительная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения и 2часа в неделю

Тематический план (учитываем времена года и возрастные категории воспитанников)

Раздел Название темы Количество часов
Работа с бумагой Вводное занятие. Ознакомление с программой. Инструктаж по технике безопасности.
Торцевание
Аппликационная мозаика в технике торцевания «Открытка»
Аппликационная мозаика в технике торцевания «Природа»
Торцевание на пластилине: «Новогодние украшения».
Торцевание на пластилине: «Георгины в вазе».
Цикл творческих работ.
Квиллинг
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вырезание полосок для квиллинга.
Оформление рамки для фотографии.
Конструирование из основных форм «Ваза»
Оригами
Введение. Приемы изготовления поделок по типу оригами
Тематические композиции
Аппликация
Работа с природным материалом Экскурсии «Сбор природного материала»
Аппликации из природного материала на свободную тему
Пластилина
Вводное занятие. Подготовка пластилина к работе.
Лепка на свободную тему.
Итого:

Содержание

Вводное занятие.

Ознакомление с режимом работы, с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены.

Аппликационная мозаика в технике торцевания «Открытка»

Познакомить детей с примерами оформления, с технологией изготовления открыток.

Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки.

Аппликационная мозаика в технике торцевания «Природа»

Работа выполняется индивидуально. Дети самостоятельно выбирают сюжет будущей работы.

Помочь в заготовке эскиза.

Торцевание на пластилине: «Новогодние украшения».

Дети осваивают навыки торцевания на пластилине. Учить детей доводить начатое дело до конца. Развивать творческие способности, эстетический вкус.

Торцевание на пластилине: «Георгины в вазе».

Развивать ответственность, сплоченность за выполнение общей работы. Развивать фантазию, умение договариваться между собой.

Делают заготовки. Затем собирают работу. Решают, кому будет подарен букет.

Цикл творческих работ.

Коллективные работы.

Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вырезание полосок для квиллинга.

Понятия «Квиллинг», «Оригами» основная техника, формы, используемые материалы.

Инструменты для работы (линейки, карандаши, клей, ножницы, зубочистки, бумага).

Наглядные пособия. Образцы работ в данной технике.

Познакомить детей с основными правилами работы с бумагой, правилами разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета. Дети самостоятельно конструируют из цветной бумаги

Оформление рамки для фотографии.

Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги

Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз. Самостоятельное выполнение необходимых заготовок.

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Оформляют фото рамку. Работа выполняется индивидуально.

Конструирование из основных форм «Ваза»

Учить детей приемам изготовления более сложных форм. Развивать воображение.

Дети учатся приемам изготовления более сложных форм. Подбирают цветовую гамму.

Контролировать выполнение базовых форм для изготовления вазы. Развивать умение работать с ножницами. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

Изготовление базовых форм. Сбор вазы.

Экскурсии «Сбор природного материала»

Провести экскурсию с цель сбора природного материала (семян-крылаток, срезов веток, птичьих перьев, зёрен, тополиного пуха, опилок, яичной скорлупы, чешуек шишек и т. д.)

Вводное занятие. Подготовка пластилина к работе.

Практическое знакомство с материалом. Рабочее состояние пластилина. Выявление особенностей материала. Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание, заглаживание. Положение рук. Работа пальцев.

Лепка игрушек

Рассматривание различных фигурок животных, сравнение по признакам, вычленение главных и второстепенных деталей. Подробное объяснение выполнения фигуры, с показом последовательности.

Рассматривание и анализ образец. Деление пластилины на части, для выполнения игрушки. Показ и объяснение приемы лепки каждой из деталей. Приемом промазывания скрепляем детали. Выполнение.

Лепка на свободную тему.

Формировать умения передавать выразительные особенности изделий. Показ с объяснением лепки. Консультирование во время работы.

Самостоятельная работа воспитанников. Оказать помощь в подборе красок

Оборудование и материалы: бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, бумага для квиллинга, гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый большой, клей ПВА, клей-карандаш, проволока медная диаметром 2-5 мм и 0,5 мм, ножницы, линейка, карандаши, зубочистки, стержень от шариковой авторучки, пинцет, пластилин, гуашь, краски, кисти, палитра, стеки, наждачная бумага, клей ПВА, лак.

Ожидаемые результаты.

К концу года воспитанники должны:

– научиться различным приемам работы с бумагой, знать основные геометрические понятия и базовые формы, создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга и торцевания;
– научиться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– развивают внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеть навыками культуры труда;
– улучшить свои коммуникативные способности

Примечание.

  • В связи с недостаточным материальным обеспечением со стороны педагога возможны взаимозамены разделов и тем программы в соответствии с наличием материалов на тот или иной отрезок времени, а так же изменение количества часов на каждый вид деятельности.
  • При появлении новых технологий и наличии соответствующего материала, возможно, их включение в работу вне плана.

Литература

  1. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. — 164с., ил.
  2. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-«Просвещение», Москва 1982.
  3. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. // Дефектология. – 1994. — №1 – с.11
  4. Гольдштейн А.Ф. «Зодчество» — М: Пр.,1979
  5. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» — Ярославль: Академия развития, 1998
  6. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Л.П. Носковой – М., Педагогика, 1989.
  7. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
  8. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
  9. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
  10. Богатеева З. А. Чудесные поддельные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. сада родителей.- М., Просвещение, 1992. — 208с.: ил. – ISBN 5-09-003258-0.


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!