logo

Дополнительная образовательная программа «Авиамоделизм»

Дополнительная образовательная программа «Авиамоделизм»

Автор: Волков Павел Михайлович,
педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД «Станция юных техников»,
с. Барда, Пермский Край  

Пояснительная  записка 

Авиамоделизм — первая ступень овладения авиационной техникой. Модель самолета — это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определенные навыки и знания. В процессе изготовления моделей учащиеся приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности.

Занимаясь в авиамодельном кружке, школьники получают необходимые трудовые навыки, их мечта об авиации часто перерастает в увлеченность, а увлеченность определяет выбор профессии. Авиамоделизм — это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию.

Направление дополнительной образовательной программы «Юный авиамоделист»: спортивно-техническое.

Актуальность программы

Эта программа актуальна тем, что в ней удачно сочетаются практика и теория. Учитываются современные требования к моделям, технологиям и материалам, для их изготовления.

Программа построена по модульному принципу, основными модулями являются: начальное техническое моделирование, моделирование ракет, авиамоделирование.

Она предусматривает расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике. В процессе изготовления моделей, воспитанники приобретают различные технологические навыки, знакомятся с конструкцией различных летающих моделей. Особенностью программы является ее профессиональная ориентированность и преемственность в обучении.

В работе с воспитанниками особое внимание уделено освоению основных технологических приемов изготовления моделей, практических навыков по их регулированию и запуску. Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Цель программы

  • развитие технических, творческих способностей воспитанника, по средствам изготовления различных видов моделей: самолетов, планеров, ракет.

Задачи программы

  • обучающие:
  1. Формирование навыков работы с инструментами, станками и приспособлениями при обработке различных материалов.
  2. Формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления моделей – самолетов, планеров, ракет.
  3. Обучение воспитанников технической терминологии, понятиям и сведениям.
  • развивающие:
  1. Формирование интереса к технике и техническим видам деятельности.
  2. Развитие мотиваций воспитанника к творческому поиску.
  3. Развитие творческого мышления.
  4. Развитие умений организации учебного труда.
  5. развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать…).
  • воспитательные:
  1. Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач.
  2. Воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело.
  3. Приобщение к нормам социальной жизнедеятельности.

Организация деятельности кружка

Программа рассчитана на 5 лет обучения, для реализации в условиях МОУ ДОД  «Станция юных техников» в мастерской, где имеются необходимые станки и оборудование, инструменты по обработке древесины и металла. Разработана на основе «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Техническое творчество учащихся»,  М.Просвещение, 1995», «Дополнительной общеобразовательной программы (в сокращенном виде) «Юный авиатор»» Осипенко Вячеслава Михайловича — дипломанта IV Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей и пособия Рожкова В.С. Авиамодельный кружок. — М: «Просвещение», 1978г.

Учебный год в авиамодельном кружке продолжается с сентября по май, включая осенние, зимние и весенние каникулы. Наполняемость авиамодельного кружка 20-35 человек, в группах по годам обучения 4-5 обучающихся.

Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений, по принципу последовательности обучения — «от простого к сложному».

Группа первого года обучения комплектуется из учащихся 2-3 классов, не имеющих специальных знаний и навыков практической работы. Программой предусматривается годовая нагрузка 144 часов. Группа  работает 4 часа в неделю, всего 36 занятий за учебный год.

В группе второго года обучения деятельность обучающихся имеет определенную направленность, что требует от них некоторых специальных знаний, умений и навыков. Программа рассчитана на учащихся 4-5 классов, прошедших начальное обучение. Группа работает 6 часа в неделю, 36 занятий, всего 216 часов в год.

В группе третьего года обучения обучающиеся расширяют и закрепляют знания по авиационной и авиамодельной технике, углубленно изучают основы аэродинамики, самостоятельного расчёта конструкции моделей. Занятия в кружке знакомят учащихся с авиационными специальностями, помогают в выборе профессии, подготавливают к самостоятельной дальнейшей работе. Программа обучения рассчитана на учащихся 6-7-х классов. Годовая нагрузка 288 часов, 36 занятий по 8 часа в неделю.

В группе четвертого года обучения решается задача максимального развития творческих способностей обучающихся, приобщения их к рационализаторской, изобретательской деятельности, участия в соревнованиях по авиамодельному спорту. Уровень знаний, умений и навыков членов кружка должен быть достаточно высоким. Программа обучения рассчитана на учащихся 8-9-х классов. Годовая нагрузка 288 часа, 36 занятия по 8 часа в неделю.

Пятый год обучения возможен для воспитанников, освоивших полный курс обучения по данной программе за четыре года и обладающих необходимыми основными и дополнительными знаниями и умениями в области авиамоделизма. В таком случае продолжение обучения может осуществляться в плане подготовки спортсменов – разрядников, по индивидуальному плану и направлению. Программа рассчитана на выпускников школы: учащихся 10-11-х классов, а также для студентов лицеев и колледжей. Группа работает 8 часа в неделю, 36 занятий, 288 часа в год.

Контроль результатов обучения

Данная программа предусматривает различные виды контроля результатов обучения:

1. Текущий (осуществляется на каждом занятии педагогом):

  • проводятся беседы в форме «вопрос-ответ», с ориентацией на сравнение, сопоставление, выявление общего и особенного;
  • анализ педагогом выполняемой работы и готовых изделий.

2. Итоговый контроль:

  • После каждого изученного раздела предусматривается проведение мини-соревнований, выставок, устного опроса полученных результатов.
  • На соревнованиях различного уровня с моделями, изготовленными воспитанниками на занятиях.

3. Годовой контроль:

  • После третьего года обучения проводятся районные, областные, соревнования, по результатам которых видно, на сколько процентов ученик усвоил обучение по данной программе.

Результат обучения

Поданной программе результатом обучения является определенный объем знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей, повышение престижа объединения, презентабельные результаты: соревнования выставки.

Формы подведения итогов

Итогами реализации дополнительной образовательной программы по годам обучения являются:

  • 1-й год – участие во внутрикружковых соревнованиях;
  • 2-3-й год – участие в районных и краевых соревнованиях;
  • 4-5-й год – участие в районных и краевых соревнованиях;

а также участие в различных конкурсах и выставках технического творчества.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

Учебно-тематический план группы первого года обучения

№ п/п Тема Количество  часов
всего на
теоретические
занятия
на
практические
занятия
1 Вводное занятие 4 2 2
2 Простейшие бумажные модели 20 4 16
3 Плоские Воздушные змеи 20 8 12
4 Вертолеты. Модель вертолета «Муха» 14 4 10
5 Планеры. Их  модели 50 10 40
6 Простые ракеты. 20 6 14
7 Соревнования 12 4 8
8 Заключительное занятие 4 2 2
Итого 144 40 104

Содержание образовательной программы первого года обучения

  1. Вводное занятие

Задачи и примерный план работы кружка. Правила поведения в кружке. Инструменты и приспособления, применяемые в кружке, их назначение. Безопасные приемы работы. Литература, рекомендуемая для чтения.

Практическая работа.

Изготовление простейших летающих моделей путем сгибания бумаги: «Стрела», «Летающее крыло».

Проведение соревнований с построенными моделями.

  1. Простейшие бумажные модели

Основные части самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести, угол «V», угол атаки.

Способы летания в природе.

Три принципа создания подъемной силы: аэростатический, аэродинамический и реактивный. Воздух и его основные свойства.

Практическая работа.

Изготовление бумажных летающих моделей, простейшего планера, планера с подкосами или со свободнонесущим крылом. Соревнования с построенными моделями.

Постройка простейшей модели парашюта с самопуском.

Проведение соревнований с построенными моделями.  

  1. Воздушные змеи. Плоский воздушный змей

Краткая история развития воздушных змеев. Практическое использование воздушного змея как первого летательного аппарата. Сведения о воздухе. Ветер, его скорость и направление, сила.

Практическая работа.

Постройка простейшего змея — плоского «русского змея».

Постройка «воздушного почтальона».

Запуск построенных змеев.

  1. Вертолеты. Модель вертолета «Муха» («Бабочка»)

Краткий исторический очерк. Принцип работы воздушного винта. Создание и развитие вертолетов.

Практическая работа.

Изготовление простейшей модели вертолета «Муха» («Бабочка»).

Запуск моделей вертолета.

Проведение соревнований с построенными моделями.

  1. Планеры. Модели планеров

Краткий исторический очерк. Создание планера О. Лилиенталем и его полеты. Первые отечественные планеры. Рекордные полеты отечественных планеристов. Использование планеров в Великой Отечественной войне. Развитие дельтапланеризма.

Практическая работа.

Постройка схематических моделей планеров. Профиль и установочный угол крыла.

Изготовление деталей и частей модели.

Сборка крыла.

Изготовление хвостового оперения, рейки-фюзеляжа.

Обтяжка и сборка моделей. Регулировочные запуски.

Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

  1. Простые ракеты.

Краткий исторический очерк. Современные ракеты. Роль отечественных ученых в развитии ракетно-космической техники. Реактивное движение в природе. Реактивные двигатели для моделей ракет.

Практическая работа.

Изготовление одноступенчатых моделей ракет.

Правила безопасности при запуске моделей ракет.

Пробные запуски построенных моделей.

  1. Участие в соревнованиях.

Правила проведения соревнований.

  1. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы кружка за учебный год.

Рекомендации по самостоятельной работе в летний период.

Организация отчетной выставки или показательные запуски построенных моделей.

Учебно-тематический план группы второго года обучения


п/п
Тема Количество  часов
всего на
теоретические
занятия
на
практические
занятия
1 Вводное занятие 6 3 3
2  Метательный планер 18 6 12
3 Коробчатый воздушный змей 18 3 15
4  Комнатная модель вертолета 27 6 21
5  Схематическая модель планера 42 9 33
6  Модель ракеты класса  S-3-А 33 6 27
7  Кордовая модель 51 9 42
8 Соревнования 15 3 12
9 Заключительное занятие 6 3 3
Итого 216 42 126

Содержание образовательной программы второго года обучения

  1. Вводное занятие

Основные этапы развития отечественного авиамоделизма. Цель, задачи и содержание работы в учебном году. Правила безопасности труда.

  1. Метательный планер

Силы, действующие на планер в полете. Дальность и угол планирования. Скорость снижения. Парение планеров.

Технические требования к летающим моделям. Технология изготовления. Правила запуска метательных планеров.

Практическая работа.

Выбор моделей для постройки.

Вычерчивание рабочих чертежей моделей.

Изготовление моделей.

Испытания. Устранение выявленных недостатков.

Тренировочные запуски.

  1. Коробчатый воздушный змей

Шкала Бофорта. Аэродинамические силы, действующие на воздушный змей в полете. Правила запуска коробчатого воздушного змея.

Практическая работа.

Подготовка материалов.

Изготовление деталей. Сборка моделей.

Пробные запуски. Устранение обнаруженных недостатков.

Обучение кружковцев управлению полетом коробчатого воздушного змея.

Тренировочные запуски моделей.

  1. Вертолеты. Комнатная модель вертолета

Основные элементы конструкции вертолета. Виды винтов.

Технические требования к комнатным моделям. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей.

Практическая работа.

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Схематическая модель планера

Технические требования к схематической модели планера. Основные параметры схематической модели планера.

Технология изготовления. Правила запуска моделей.

Практическая работа.

Изготовление деталей и частей модели.

Сборка крыла.

Изготовление хвостового оперения.

Изготовление рейки-фюзеляжа.

Обтяжка и сборка моделей. Регулировочные запуски.

Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

  1. Модель ракеты класса S-3-А

Реактивное движение в природе. Реактивные двигатели для моделей ракет. Правила безопасности при работе с микрореактивными двигателями твердого топлива.

Модели ракет спортивного класса S-3-А. Технические требования к моделям спортивного класса.

Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей.

Правила запуска моделей ракет.

Практическая работа.

Изготовление деталей и частей модели.

Сборка корпуса.

Изготовление системы спасения — парашюта.

Правила безопасности при запуске моделей ракет.

Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

  1. Кордовая модель

Технические требования к кордовой модели  самолета. Основные параметры кордовой модели самолета.

Технология изготовления. Правила запуска моделей.

Практическая работа.

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Соревнования (экскурсии)

Участие в районных и краевых соревнованиях, посещение музеев.

  1. Заключительное занятие

Подведение итогов работы кружка за учебный год. Подготовка моделей к отчетной выставке. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы.

Практическая работа.

Показательные запуски построенных моделей.

Учебно-тематический план группы третьего года обучения


п/п
Тема Количество  часов
всего на
теоретические
занятия
на
практические
занятия
1 Вводное занятие 8 4 4
2 Модель планера А-1 60 20 40
3 Комнатная модель самолета (250, 350 мм) 30 8 22
4 Самолеты. Схематическая модель самолета 40 12 28
5 Ракеты. Модель ракеты класса  S-6-А 40 6 34
6 Радиоуправляемые планеры 82 20 62
7 Учебно-наглядные пособия 8 4 4
8 Соревнования 12 4 8
9 Заключительное занятие 8 4 4
Итого 288 82 206

Содержание образовательной программы третьего года обучения

  1. Вводное занятие

Цель, задачи и содержание работы в учебном году. Правила безопасности труда.

  1. Модель планера А-1

Понятие о парящем полете. Влияние геометрических форм модели на качество полета. Профили для моделей планеров.

Технические требования к моделям планеров класса А-1. Автомат, ограничивающий продолжительность полета. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей планеров.

Практическая работа.

Вычерчивание рабочего чертежа модели

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Комнатная модель самолета (250, 350 мм)

Классы и назначение комнатных моделей самолетов. Приемы управления полетом комнатной модели самолета. Силы, действующие на модель в полете.

Технические требования к моделям.

Технология изготовления комнатных моделей самолетов. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели.

Резиновый двигатель; свойства резины. Приемы изготовления резиновых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуатация и хранение резиновых двигателей.

Правила запуска моделей самолетов. Правила проведения соревнований по комнатным моделям.

Практическая работа.

Вычерчивание рабочего чертежа модели

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Изготовление резинового двигателя.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Самолеты. Схематическая модель самолета

Краткий исторический очерк. Первые попытки создания самолета: А.Ф. Можайский, братья Райт. Развитие авиации в нашей стране и за рубежом. Рекордные полеты экипажей В.П. Чкалова, М.М. Громова, В.С. Гризодубовой. Отечественная авиация в годы Великой Отечественной войны. Развитие военной и гражданской авиации.

Основные режимы полета самолета. Силы, действующие на самолет в полете. Работа воздушного винта.

Практическая работа.

Изготовление схематических моделей самолетов.

Изготовление деталей и частей моделей: рейки фюзеляжа, кромок и нервюр крыла, киля и стабилизатора.

Изготовление воздушного винта.

Обтяжка моделей.

Изготовление резиномоторов.

Регулировочные запуски построенных моделей. Организация внутрикружковых соревнований.

  1. Ракеты. Модель ракеты класса S-6-А

Модели ракет спортивного класса S-6-А. Технические требования к моделям спортивного класса.

Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей.

Правила запуска моделей ракет.

Практическая работа.

Изготовление деталей и частей модели.

Сборка корпуса.

Изготовление системы спасения – ленты (стриммера).

Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

  1. Радиоуправляемый планер.

Понятие о парящем полете. Влияние геометрических форм модели на качество полета. Профили для моделей планеров.

Технические требования к моделям радиоуправляемым планеров. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей радиоуправляемых планеров.

Практическая работа.

Вычерчивание рабочего чертежа модели

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Учебно-наглядные пособия

Основные виды учебно-наглядных пособий: приборы для экспериментов по аэродинамике, модели, демонстрирующие действие рулей, стенды, разрезные микродвигатели и др.

Практическая работа.

Изготовление упрощенной аэродинамической трубы, аэродинамических весов, набора тел различной обтекаемости.

  1. Соревнования (экскурсии)

Участие в районных и краевых соревнованиях, посещение музеев.

  1. Заключительное занятие

Подведение итогов работы кружка за учебный год. Подготовка моделей к отчетной выставке. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы.

Практическая работа.

Показательные запуски построенных моделей.

Учебно-тематический план группы четвертого года обучения


п/п
Тема Количество  часов
всего на
теоретические
занятия
на
практические
занятия
1 Вводное занятие 8 4 4
2 Модель планера А-3 60 20 40
3 Комнатная модель самолета F1H-460 60 26 34
4 Радиоуправляемая модель электролета 78 20 58
5 Ракеты. Модель ракеты класса  S-9-А 50 10 40
6 Учебно-наглядные пособия 12 4 8
7 Соревнования 12 4 8
8 Заключительное занятие 8 4 4
Итого 288 92 196

Содержание образовательной программы четвертого года обучения

  1. Вводное занятие

Цель, задачи и содержание работы в учебном году. Правила безопасности труда.

  1. Модель планера А-3

Технические требования к моделям планеров класса А-3. Автомат, ограничивающий продолжительность полета. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Правила запуска моделей планеров.

Практическая работа.

Вычерчивание рабочего чертежа модели

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Комнатная модель самолета F1H-460

Классы и назначение комнатных моделей самолетов.

Технические требования к моделям.

Технология изготовления комнатных моделей самолетов. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели.

Правила запуска моделей самолетов. Правила проведения соревнований по комнатным моделям.

Практическая работа.

Вычерчивание рабочего чертежа модели

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Радиоуправляемая модель электролета

Управление моделями электролетов в полете. Развитие радиоуправления моделями.

Основные режимы управления электролетов. Пульт управления моделью.

Практическая работа.

Изготовление радиоуправляемой модели электролетов: изготовление деталей и частей модели.

Обтяжка модели.

Сборка модели.

Регулировочные запуски построенных моделей.

Тренировочные запуски радиоуправляемой модели.

  1. Ракеты. Модель ракеты класса S-9-А

Модели ракет спортивного класса S-9-А. Технические требования к моделям спортивного класса.

Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей.

Правила запуска моделей ракет.

Практическая работа.

Изготовление деталей и частей модели.

Сборка корпуса.

Изготовление системы спасения — ротора.

Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

  1. Учебно-наглядные пособия

Понятие о настольных (музейных) моделях авиационной техники. Технология их изготовления. Составление тематических альбомов по истории авиации и воздухоплавания.

Практическая работа.

Изготовление настольных моделей исторических самолетов.

Составление тематических альбомов, фотоальбомов о деятельности кружка.

  1. Соревнования (экскурсии)

Участие в районных и краевых соревнованиях, посещение музеев.

  1. Заключительное занятие

Подведение итогов работы кружка за учебный год. Подготовка моделей к отчетной выставке. Рекомендации по самостоятельной работе.

Практическая работа.

Показательные запуски построенных моделей.

Учебно-тематический план группы пятого года обучения


п/п
Тема Количество  часов
всего на
теоретические
занятия
на
практические
занятия
1 Вводное занятие 8 4 4
2 Единая спортивная классификация 8 4 4
3 Комнатная модель самолета F1L-550 70 16 54
4 Радиоуправляемая модель самолета с ДВС 60 16 44
5 Таймерные модели 60 26 34
6 Модели ракет категории S-12-А (триатлон) 58 8 50
7 Соревнования 16 4 12
8 Заключительное занятие 8 4 4
Итого 288 82 206

Содержание образовательной программы пятого года обучения

  1. Вводное занятие

Цель, задачи и содержание работы в учебном году. Правила безопасности труда.

  1. Спортивная единая классификация

Спортивная единая классификация. Технические требования к летающим моделям. Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту. Условия присвоения спортивных разрядов и званий.

  1. Комнатная модель самолета F1L550

Классы и назначение комнатных моделей самолетов.

Технические требования к моделям.

Технология изготовления комнатных моделей самолетов. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели. Технология изготовления микропленки.

Правила запуска моделей самолетов. Правила проведения соревнований по комнатным моделям.

Практическая работа.

Вычерчивание рабочего чертежа модели

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов, микропленки.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Радиоуправляемая модель самолета с ДВС

Управление моделями самолетов в полете. Развитие радиоуправления моделями.

Основные режимы управления самолета. Пульт управления моделью.

Практическая работа.

Изготовление радиоуправляемой модели самолета: изготовление деталей и частей модели.

Изготовление воздушного винта.

Обтяжка модели.

Сборка модели.

Регулировочные запуски построенных моделей.

Тренировочные запуски радиоуправляемой модели.

  1. Таймерные модели

Классы и назначение таймерных моделей самолетов.

Технические требования к моделям.

Технология изготовления таймерных моделей самолетов. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки модели.

Правила запуска таймерных моделей самолетов. Правила проведения соревнований по таймерным моделям.

Практическая работа.

Вычерчивание рабочего чертежа модели

Заготовка материалов, изготовление деталей и узлов.

Сборка частей модели.

Обтяжка поверхностей. Отделка моделей.

Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.

Тренировочные запуски построенных моделей.

  1. Модели ракеты категории S-12-А (триатлон).

Модели ракет спортивного класса S-12-А. Технические требования к моделям спортивного класса.

Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей.

Правила проведения соревнований по ракетомодельному спорту.

Практическая работа.

Изготовление деталей и частей моделей.

Сборка корпуса.

Изготовление систем спасений.

Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

  1. Соревнования (экскурсии)

Участие в районных и краевых соревнованиях, посещение музеев.

  1. Заключительное занятие

Подведение итогов работы кружка за учебный год. Подготовка моделей к отчетной выставке. Рекомендации по самостоятельной работе.

Практическая работа.

Показательные запуски построенных моделей.

Методическое  обеспечение  дополнительной  образовательной  программы

Основной метод проведения занятий в кружке — практическая работа, как важнейшее средство связи теории с практикой в обучении. Здесь ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки и умения. Обучающиеся успешно справляются с практической работой, если их ознакомить с порядком ее выполнения. Теоретические сведения сообщаются обучающимся в форме познавательных бесед, рассказов и объяснений небольшой продолжительности /15-20 минут/ с пояснениями по ходу работы, в сочетании с демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей или конструкций. В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией.

На начальном этапе (первый год обучения) преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления и запуска несложных летающих моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются одновременно всем членам кружка фронтально, при которой все кружковцы выполняют одно и то же задание. Первые учебные модели желательно делать по одному чертежу с минимальными отклонениями. Подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков у обучающихся. Отдельные занятия проходят в форме диспута, конкурса, игры.

В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практически неприменим при самостоятельном подборе, разработке и постройке авиамоделей. Здесь уже основным методом становится научно-поисковый и проблемный.

При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической, справочной литературой. Учащиеся готовят небольшие сообщения по основным вопросам.

Участие в различных соревнованиях (кружковых, районных, краевых) является неотъемлемой частью образовательного процесса в авиамодельном кружке. Так, в районе и крае существует реальная система, обеспечивающая ребенка необходимым количеством соревнований в течение года: районные и краевые соревнования по комнатным и свободнолетающим моделям, краевые соревнования по ракетомодельному спорту, на Кубок «Звездного». Реальный итог результатов участия в соревнованиях — присвоение спортивных результатов при выполнении требуемых норм.

Последовательность прохождения тем программы может отличаться от указанной в программе. Перечень практических работ не следует считать исчерпывающим — допустимо включение в него и других моделей в зависимости от подготовленности учащихся и материально — технической базы кружка.

Материально-техническое  обеспечение  дополнительной образовательной  программы

Список литературы

— для педагогов:

  1. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 1990г.
  2. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. — М.: ДОСААФ.
  3. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели.- М: «Просвещение», 1989г.
  4. Калина И. Двигатели для спортивных авиамоделей.- М: ДОСААФ СССР, 1988г.
  5. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990г.
  6. Киселев Б. Модели воздушного боя. — М: ДОСААФ СССР, 1981г.
  7. Рожков В.С. Авиамодельный кружок. — М: «Просвещение», 1978г.
  8. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. — М.: «Машиностроение», 1989г.
  9. Мерзликин В.Радиоуправляемая модель планера. — М: ДОСААФ СССР, 1982г.
  10. Журналы «Моделист-конструктор», «Юный техник».

— для обучающихся и родителей:

  1. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели.- М: «Просвещение», 1989г.
  2. Киселев Б. Модели воздушного боя. — М: ДОСААФ СССР,1981г.
  3. Мерзликин В. Радиоуправляемая модель планера. — М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
  4. Пантюхин С. Воздушные змеи. — М: ДОСААФ СССР , 1984г.
  5. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель.- М: ДОСААФ СССР, 1973г.
  6. Турьян А. Простейшие авиационные модели. — М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
  7. Шахат А.М. Резиномоторная модель. — М.: ДОСААФ СССР, 1977г.
  8. Журналы «Моделист-конструктор», «Юный техник».


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

 

 

Поиск на сайте
Поделитесь с друзьями!